Тарковский
Тарковский.
Н.Шорина
Статья
«Незачем Тарковскому было давать деньги на его фильмы!»…
Возможно ли порицать тех, кто говорит это сегодня? А среди таковых, есть и кинокритики. Похоже, это то поколение, которое, в основном, сформировалось в последние времена, и уже принадлежит эпохе тотальной глобализации. Они уже не восприимчивы к традиционной русской культуре. Они, скорее всего, уже не русские. Возможно, они вообще лишены какой- либо национальности. Но раздражает, почему- то, один Тарковский. А прочие, которые не раздражают, - безликая и бездарная масса,- имя им - Тьма!- и они не раздражают…
На одного у нас обычно и принято набрасываться, причем, на лучшего: вспомним, хотя бы, Чаадаева. «Русское», к сожалению, у нас ассоциируется только с валенками и народными промыслами. Как затянет какой- нибудь народный хор дурными голосами унылую песню, - это и есть, -«русское». Хотя, по сути, крестьянской культуры в России уже не осталось,как и самих крестьян, жестоко изничтоженных так наз. Советами, а то, что зовется ею, семьдесят лет советской власти поддерживалось и выставлялось "на ура" , как единственно наше и народное. А ведь, сколько блистательных умов, религиозных философов, поэтов было в России! Русская философия только в конце девятнадцатого, начале двадцатого и начала активно проявляться и формироваться, существуя, доселе, в произведениях великой русской литературы Достоевского и Толстого. Эти гиганты русского сознания были явлением цельным, ибо вмещали в себя и философию, и религию, и образное художественное мышление. Вот то наследие, чем мы должны гордится и хранить в себе, не как пепел традиции, а как огонь, который должны поддержать. Вступив в неравный бой с материальной культурой, созданной цивилизацией, искусство гибнет. Оно не может расти и развиваться в своих высших проявлениях, поскольку вынуждено тратить последние силы на окультуривание варваров. Единственное, на что у нее еще хватает сил, так это на то, чтобы как- то сохранить традиционную культуру, действенность которой уже ставится под сомнение.
Целый пароход русской культуры был вынужден покинуть отечество, чтобы его не потерять. А те, кто вернулся, это отечество уже не узнали и этим отчимом были изничтожены и не востребованы. Вот, к этому изничтоженному русскому, сохранившемуся чудом, и принадлежит Тарковский. Он сумел потрудиться и не оборвать ту нить, которая связывала его с великими соотечественниками. Ведь, сказал же поэт: «душа обязана трудиться и день, и ночь!» Так трудитесь, господа, и в том, что не понимаете ,или что, вернее, не чувствуете Тарковского, ваша вина. Здесь слишком многое против человеческой души, против истинно русского.
Боюсь, что у тех, кто сегодня молод, нет об этом никакого понимания… А, ведь, разве что уши только не зажать: конфликт не на почве отцов и детей, а на почве истинно русской культуры, взятой во всей ее полноте и, так называемой, « контркультурой» сегодняшнего дня, между отторгаемым богатством русской художественной и философской мысли , и явной инфантильностью массового сознания, которого русская культура вовсе не коснулась.
Возможно, сегодня тот, кто принимает Тарковского, не оборвал еще связь с великой русской культурой, - от былинного эпоса, до Серебряного века, - а те, кто не принимает, уже потеряли корни русской ментальности, настроенной на поэтическое и божественное восприятие мира. Особенно отчетливо это проявляется у «хомо - медиуса», нацеленного на жесткое стремление к успеху, любой ценой. Они и воспитывают нас с утра и до утра. Чего же удивляться? И если мы не прекратим, каким- то образом, это «воспитание», от нас, как от нации, не останется ничего.
Почему художник сегодня перемещается на обочину жизни? Нет гигантов или, некому их распознать? Похоже, и то, и другое. Вина на этом, опять же в тотальной «медийности», в ее наглом желании вытеснить на обочину всех, кроме себя. Вот, основная «формула успеха». Любой из толпы может занять место самого модного «хомо медиуса»: умелый визажист и парочка расхожих клише… А кто займет сегодня место Тарковского? Вот уж, культурная революция и произошла.
Ибо Культура всегда против революции, а революция, против культуры.
На примере двух последних, в России, мы наблюдаем это явление, как говорится, из первых рук…
Вот недавно, искали в развлекательной передаче «Культурная революция» формулу успеха, и, конечно же, те, кто считает себя приверженцем культуры, наличие подобной формулы отрицали, а вот некий молодой писатель , как он сам себя именует, –утверждал , что есть! Еще в советские времена на одной московской улице было маленькое незаметное ателье, на витрине которого красовались два манекена: уродливый парень в брюках “ клеш” и такая же девица...
Они весьма напомнили этого писателя: нечто, застывшее раз и навсегда, ни тени сомнения, - одна целенаправленная уверенность во взоре!
«Медийность» таких и формирует. Тут не ждешь ничего человеческого: один сплошной «формат…»
Голливудское кино хорошо изучило формул успеха, которую и нам сейчас усиленно пытаются привить. Тарковский не думал про это, потому и принадлежал искусству. Вот и разница для нас, русских. То, что принадлежит искусству, тут вымывается и даже подлежит гонению. Телевидение, как никто, и занимается переделом человека. Его тотальной обработкой, по собственному образу и подобию. Оно диктует, на кого ровняться, оно навязывает своих героев, фильмы и передачи «своего формата». И достаточно, агрессивно. Искусство, похоже, не медийный формат. Сегодня, когда фильмы будут сниматься, в основном, с участием телевизионных каналов, похоже, мы совсем потеряем ментальность русского кино. Потому что телевидение интересует не искусство, а формула успеха. К русской культуре, понятно, это не имеет никакого отношения.
© Copyright:
Нина Шорина, 2009
Свидетельство о публикации №209111101279