Тарковский

Нина Шорина
               
                Тарковский.
                Н.Шорина
                Статья

 «Незачем  Тарковскому  было  давать  деньги  на  его  фильмы!»…
 Возможно  ли  порицать  тех,  кто  говорит  это сегодня?  А  среди  таковых,  есть  и  кинокритики.   Похоже,  это  то  поколение,  которое,  в  основном,  сформировалось  в  последние  времена,   и  уже  принадлежит  эпохе  тотальной  глобализации.  Они  уже  не  восприимчивы  к   традиционной  русской  культуре.  Они,  скорее  всего, уже  не  русские.  Возможно, они  вообще  лишены  какой- либо национальности.   Но  раздражает,  почему- то,  один  Тарковский.  А  прочие,  которые  не раздражают, - безликая  и  бездарная  масса,-  имя  им - Тьма!- и  они не  раздражают…
    На  одного  у  нас  обычно  и  принято  набрасываться, причем,  на  лучшего:  вспомним,   хотя бы,  Чаадаева.  «Русское», к  сожалению,  у  нас  ассоциируется  только  с  валенками  и  народными  промыслами.   Как  затянет  какой- нибудь народный  хор  дурными  голосами  унылую  песню, -  это  и  есть, -«русское». Хотя,  по  сути,  крестьянской  культуры  в  России  уже  не  осталось,как  и  самих  крестьян,  жестоко  изничтоженных  так  наз.  Советами,  а то,  что  зовется  ею,  семьдесят  лет  советской  власти  поддерживалось   и  выставлялось "на  ура" , как  единственно  наше  и  народное. А  ведь,  сколько  блистательных  умов,  религиозных  философов,   поэтов  было  в  России!  Русская  философия  только  в  конце  девятнадцатого, начале  двадцатого  и  начала  активно   проявляться  и  формироваться,  существуя,  доселе,    в  произведениях  великой русской  литературы  Достоевского  и  Толстого.  Эти  гиганты  русского  сознания  были  явлением  цельным,  ибо  вмещали  в  себя  и  философию,  и  религию,  и  образное  художественное  мышление.  Вот  то наследие,  чем  мы  должны  гордится  и  хранить  в  себе,  не  как  пепел  традиции,  а  как  огонь,  который  должны  поддержать.  Вступив  в  неравный  бой  с  материальной  культурой,  созданной  цивилизацией,  искусство  гибнет.  Оно  не  может  расти  и  развиваться  в  своих  высших проявлениях,  поскольку  вынуждено  тратить  последние  силы  на окультуривание   варваров.  Единственное,  на  что  у  нее  еще  хватает  сил,  так  это  на  то,  чтобы  как- то  сохранить традиционную  культуру,  действенность  которой  уже  ставится  под  сомнение.
Целый  пароход  русской  культуры  был вынужден  покинуть  отечество,  чтобы  его  не  потерять.   А  те, кто  вернулся, это  отечество  уже  не узнали  и  этим  отчимом  были  изничтожены  и  не востребованы.  Вот,  к этому изничтоженному   русскому, сохранившемуся  чудом,  и  принадлежит  Тарковский.  Он  сумел  потрудиться  и  не оборвать  ту  нить,  которая  связывала  его  с  великими  соотечественниками.  Ведь,  сказал  же поэт:  «душа  обязана  трудиться  и  день,  и  ночь!»  Так  трудитесь,  господа,  и  в  том,  что  не  понимаете ,или  что,  вернее,  не  чувствуете  Тарковского,  ваша  вина. Здесь  слишком  многое  против  человеческой  души,   против  истинно  русского. 
   Боюсь,  что  у  тех,  кто  сегодня   молод,  нет  об этом  никакого  понимания…  А, ведь,  разве  что  уши  только  не  зажать:   конфликт  не  на  почве  отцов  и  детей,  а  на  почве  истинно русской  культуры,  взятой  во  всей  ее  полноте  и,  так  называемой, « контркультурой»  сегодняшнего  дня,   между отторгаемым  богатством  русской  художественной   и  философской  мысли , и  явной  инфантильностью   массового  сознания,  которого  русская культура  вовсе не коснулась.      
    Возможно,  сегодня  тот,  кто принимает  Тарковского,   не оборвал  еще   связь  с  великой  русской  культурой, -  от  былинного  эпоса, до  Серебряного  века, -  а  те,  кто  не  принимает,   уже  потеряли  корни  русской  ментальности,  настроенной  на  поэтическое и  божественное восприятие  мира.  Особенно  отчетливо  это проявляется   у  «хомо - медиуса»,    нацеленного  на  жесткое  стремление  к  успеху,   любой  ценой.    Они  и  воспитывают нас  с  утра  и  до  утра.  Чего  же  удивляться?  И  если  мы  не  прекратим,  каким- то  образом,  это  «воспитание»,  от  нас,  как  от нации,  не  останется  ничего.
   Почему  художник  сегодня  перемещается  на обочину  жизни?    Нет  гигантов  или,  некому  их  распознать?   Похоже,  и  то,  и  другое.  Вина  на  этом,  опять  же   в тотальной   «медийности»,   в ее  наглом  желании  вытеснить на  обочину всех,  кроме  себя. Вот,  основная  «формула  успеха». Любой  из  толпы  может  занять  место  самого модного  «хомо  медиуса»: умелый  визажист  и  парочка  расхожих  клише…  А  кто  займет сегодня  место  Тарковского?     Вот  уж,  культурная  революция  и  произошла. 
Ибо  Культура  всегда  против  революции,  а  революция,  против  культуры.
На  примере  двух  последних,  в России,  мы  наблюдаем  это  явление, как  говорится,  из  первых рук…
    Вот  недавно,  искали   в  развлекательной  передаче  «Культурная  революция»  формулу  успеха,  и,  конечно  же,  те,  кто  считает  себя  приверженцем  культуры,  наличие  подобной  формулы  отрицали,  а  вот  некий  молодой  писатель ,  как  он  сам  себя  именует,  –утверждал , что  есть!      Еще  в  советские  времена  на одной  московской  улице  было  маленькое  незаметное  ателье,  на  витрине  которого  красовались  два  манекена: уродливый  парень  в  брюках “ клеш”  и  такая  же  девица...
    Они    весьма  напомнили  этого  писателя:  нечто,  застывшее  раз  и  навсегда,  ни  тени  сомнения, -  одна  целенаправленная  уверенность  во  взоре!
 «Медийность»  таких  и  формирует.  Тут  не  ждешь  ничего  человеческого:   один  сплошной  «формат…» 
    Голливудское  кино  хорошо  изучило  формул  успеха,  которую  и  нам  сейчас  усиленно  пытаются  привить.  Тарковский   не  думал  про  это,  потому и  принадлежал  искусству. Вот  и  разница  для  нас,  русских.  То,  что  принадлежит  искусству,  тут  вымывается  и  даже  подлежит   гонению. Телевидение,  как  никто,  и  занимается  переделом  человека.  Его  тотальной  обработкой,  по  собственному  образу  и  подобию.  Оно  диктует,  на  кого  ровняться,  оно  навязывает  своих  героев,  фильмы  и  передачи  «своего  формата».  И  достаточно,  агрессивно. Искусство,  похоже,  не  медийный  формат.  Сегодня,  когда  фильмы  будут  сниматься,  в  основном, с  участием  телевизионных каналов, похоже, мы совсем потеряем  ментальность  русского  кино.  Потому что  телевидение  интересует  не  искусство,  а  формула  успеха.  К  русской  культуре,  понятно,  это  не  имеет  никакого  отношения.