Миры художницы Елены Краснощёковой

Александр Пекельный
МИРЫ  ЕЛЕНЫ  КРАСНОЩЁКОВОЙ (Миражи реальностей)

Творческая палитра Елены Краснощёковой широка и разнообразна. Художница верит в неуловимость прекрасного, поэтому очертания предметов в её картинах часто зыбки, их можно сравнить с фата-морганой или с миражом наяву. Но даже неуловимость прекрасного можно и нужно попытаться выразить. Это и есть авторское кредо художницы. Наверное, не будет преувеличением назвать живопись Елены Краснощёковой русским неоимпрессионизмом. Хотя, конечно, личность любого художника шире творческого направления, которое он представляет. Часто одно и то же творческое направление объединяет совершенно разных по духу и букве творчества людей, как например, это было с импрессионистами, символистами, акмеистами или футуристами. Но большие художники - как правило, самодостаточны, и часто им даже не ведомо, что критики уже их посчитали и с кем-то "объединили". Елена Краснощёкова вынашивает свой творческий метод, свою стилистику самостоятельно, вне ученичеств и подражаний. И её "рука"  вполне узнаваема - что может быть ценнее для творчества настоящего художника? Но главное в её работах - это пленница зазеркалья, душа.

Несмотря на кажущуюся простоту, мир живописи Елены загадочен и романтичен. И это напрямую связано с её стилем письма. Лично я не очень люблю живопись в одной цветовой гамме: мне милее палитра контрастная. Однако я прекрасно понимаю, что именно такая живопись - высший пилотаж для художника. Это можно сравнить с каприсом Паганини, исполняемым автором на одной струне. У Елены, в отличие от итальянского виртуоза, есть струна, на которой она никогда не играет - это чёрный цвет. Любимый цвет Казимира Малевича напрочь отсутствует в работах Елены Краснощёковой. И это - не поза и не аскеза художницы. "Просто этот цвет отсутствует в моей душе", - так объясняет сама Елена эту особенность своего творчества.

Елена Краснощёкова полагает, что жизнь - это взвихренная Вселенная, причём этот жизненный вихрь в её полотнах не хаотичен, а чётко организован и напоминает собой живой круговорот стихиалей. И вихри эти не поглощают мир в чёрную дыру, а глубоко сочувствуют сердцу художницы.  Именно они создают неповторимый, "пляшущий", как выразился Ницше, ритм жизни, воссоздают из хаоса космос. Именно они рождают кульминационные моменты бытия - озаренные светом периоды вдохновения, когда мы понимаем себя наиболее глубоко. В такие минуты мы особенно остро ощущаем свой внутренний мир. Иногда он представляется нам обитаемым островом, который вдруг оказался в водовороте бурных событий. А иногда мы в состоянии соединить два противоположных берега реки: мы - мост, мимо которого без устали снуют корабли, может быть, летучие голландцы наших желаний.

В картине "Осенняя элегия" Елена Краснощёкова создаёт впечатление тотального погружения в мантру осени. Как Арбат, который, по мистическому выражению Окуджавы, "никогда до конца не пройти", так и глубина осенней аллеи Краснощёковой необозрима, бесконечна и щемяще маняща. Но костёр лиственного огня не сжигает героиню. Наоборот, от него веет радостью, полнотой проживания жизни, необозримым пространством, в котором затерявшийся человек, тем не менее, не потерян для внутреннего мира, для гармонии с окружающей средой.

"Незнакомка" художницы, казалось бы, отсылает нас к одноимённому стихотворению Блока. И, действительно, в картине присутствует "сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового", о котором говорил поэт применителько к созданному им образу. Но от Незнакомки Елены Краснощёковой не веет никакой дьявольщиной или инфернальной потусторонностью. Она, скорее, напоминает знаменитую Мону Лизу - так же загадочна и многозначительна её полуулыбка.

Елена любит сопрягать в своём творчество стихийное и статическое, используя при этом своеобразную манеру письма - для достижения большей выразительности она иногда в одной и той же картине смешивает стили письма. Особенно ярко это проявляется в тех картинах, где присутствует вода. Водную стихию художница рисует импрессионистичными мазками, с тенями, силуэтами и завихрениями вокруг лодок, мостов и других попавших в поле зрения предметов.
А то, что окаймляет воду - берега, горы, здания и даже небо, наоборот, часто исполнено в реалистической манере. Всё это происходит у Елены почти подсознательно. Художница очень хорошо передаёт движение воды - и неоднородность, разнообразие этого движения. Местами вода вспенивается, взбудораженная судном или баржей, где-то - образует водовороты. Но есть лучащиеся очаги, где вода спокойно переливается, застревает в водорослях, бликует на солнце. В серии венецианских пейзажей, где над водой "зависают" целые кварталы, особенно остро ощушается контрастность кирпично-фактурного, казалось бы, построенного на века, бытия, и жизни зыбкой, неуловимой, прозрачной, призрачной. Но всё это - не более чем иллюзия. Здания истончатся и уйдут под воду, а океан вечно пребудет таким же величественным в своём непостижимом разнообразии. "Приветствую тебя, великий Океан!" - воскликнул однажды Лотреамон.

Художница иногда применяет "неправильную" перспективу, когда здания на полотне располагаются под большим углом по отношению к горизонтальной плоскости. Особенно впечатляет эта манера письма в "итальянских" работах Елены, в частности, в картине "Колизей". Изображаемый мир кажется хрупким и неустойчивым, как падающая Пизанская башня. Не покидает ощущение зыбкости античного мира, размываемого неумолимым временем. Однако Елена утверждает, что такое впечатление обманчиво. По её словам, нельзя судить об античности по картинам или фотографиям. Нужно побывать там самому.  Потому что каждый древний камень излучает такую невиданную энергетику, такую мощь, что даже руины кажутся величественными. "Эти сооружения простоят ещё не один век", - утверждает Елена Краснощёкова.

Романтичность произведений Елены высокохудожественна. Достаточно вспомнить её "Крылатые качели", где пара влюблённых взлетает на качелях выше куполов православных храмов. Или "Икара", парящего на крыльях мечты. Как внимательна, как чутка художница к окружающему миру! Как любопытна её душа к мифам! Впрочем, сама Елена признаётся, что в картине "Икар" заложено много автобиографического. "Я часто летаю во сне. Сделаю два-три шага, оттолкнусь от земли - и начинаю делать плавные взмахи руками. И в этот момент мне кажется, что вместо рук у меня появляются крылья!" Елена Краснощёкова оживила древнегреческий миф об Икаре своими личными переживаниями. Наверное, именно поэтому картина получилась такой живой и непосредственной.

Как часто глаза влюблённых в картинах Елены Краснощёковой закрыты! Они видят мир глазами души! "Полёты во сне и наяву" - так назвал свой фильм с Олегом Янковским в главной роли режиссёр Роман Балаян.

Картины художника в мастерской - точно птицы в клетке. Нужно вовремя отпускать их на волю, выставляя на обозрение людям. Они ведь возвращаются! В тех случаях, если не куплены меценатами или просто любителями живописи. Конечно, всякому художнику бывает жалко ушедших от него картин, ведь эти работы - его дети. Но матери, как бы сильно ни были привязаны к своим чадам, всё же отпускают их, по достижению совершеннолетия, в свободное плавание. То же самое происходит и с картинами. Приходит время освобождать пространство для новых фантазий, новых дерзновений духа.

А можете ли вы нарисовать... воздух? Я - точно нет. А вот Елена Краснощёкова делает это легко и виртуозно. И в картине "Свадебный букет", и в венецианских пейзажах, и в других своих работах. Её полотна цельны - и в то же время очень непохожи друг на друга. "Красота должна быть разнообразной", - так сказал художник и теоретик живописи Игорь Грабарь.

Диптих Елены Краснощёковой "Сон ангелов" исполнен художницей в сине-фиолетовых тонах. Мне представляется парадоксальным то, что центральная, "системообразующая" фигура диптиха - Мать - вообще не упомянута автором в названии. "Сон ангелов" тяготеет к символистической живописи. В первой части диптиха Мать изображена как Солнце, овеваемое крыльями двух ангелов. Канонические ангелы бесполы, и авторская мифология,  казалось бы, с этим не спорит... Но форма диптиха даёт возможность художнику показать разные уровни любви: на одном полотне Мать обнимает детей, а на другом Мать-Солнце, окружённая парящими ангелами, охраняет жемчужину жизни. Это параллельные, но взаимодополняющие друг друга миры, поиски абсолюта художницы. Вглядевшись повнимальней, мы неожиданно открываем, что вся эта композиция - Мать-Солнце и её дети-ангелы - представляет собой огромную длань Бога. Всевышний держит в своей руке, помимо Матери и ангелов, ещё и жемчужину - свет жизни. Символизм полотен здесь причудливо смешивается с идеалистическим мировоззрением автора. Елена ищет и находит в своих героях цельное, возвышенное, Божественое. Она повествует нам о вершинах человеческого духа.

Елена Краснощёкова стремится стать настоящим Мастером. Я не помню, кто из художников придумал срезать краски с загустевающей палитры и приклеивать их к картине для создания эффекта объёмности. Елена очень часто пользуется этим приёмом, поэтому её картины и выглядят необычно, и перевозка с выставки на выставку чревата их повреждением. Но приём этот не только эффектный, но и очень эффективный.