Поэзия как школа смирения

Андрей Сигутин
"Труден и тернист творческий путь поэтов. Им предназначено улавливать в сердцах людей неясные, едва лишь ощутимые звучания, которые порой непонятны даже их носителям, но осознаются ими в дальнейшем уже со слов поэта. Поэт же обязан услышать эти звучания, понять их, отлить их в стройную форму и возвестить мощным колокольным звоном своего творческого дара".
Епископ Александр (Милеант)

Ещё в 90-х годах прошлого века от книготорговцев можно было услышать фразу: «Поэзия умерла, она больше не нужна людям»… Если вдуматься, какие страшные слова!.. А ведь они отражают внутреннюю сущность людей времен «перестройки», ради золотого тельца заложивших свои души в ломбард бездуховности и бескультурья. К счастью, остались ещё те, кого радует и влечет к себе колокольный звон, а не звон монет…

«Поэзия, — как говорится в одном из решений ЮНЕСКО, — может стать ответом на самые острые и глубокие духовные вопросы современного человека…» Вот и давайте на поэзию посмотрим с духовной, православной точки зрения. Тем более, что поэт должен заботиться о пользе для души читателя, а не о его развлечении

Думаю, изречение святого Исаака Сирина в определенной степени относится и к поэтическому дару: «Воздаяние бывает не добродетели и не труду ради нее, но рождающемуся от них СМИРЕНИЮ. Если же оно утрачено, то первые будут напрасны».
Очень жаль, если занятие поэзией не делает человека смиреннее и лучше. Вообще поэтический крест весьма тяжел: бывает, стихотворение рождается в ужасных муках… И вот, после упорных трудов, у автора, наконец то, появляется на свет его детище, в представлении поэта — «нетленка»! И хочется литератору поделиться своим «состоянием души» (как некоторые определяют поэзию) со всем миром! Но мир, как известно, лежит во зле, в том числе и для поэтов. Не успеет автор и глазом моргнуть — а критик уже тут как тут… Ничего не попишешь — у критика тоже свой дар: смирять поэтов, опускать их с небес на землю. Вот уж точно: обидеть художника может каждый… Нетрудно представить, что чувствует творческий человек, с тонкой душевной организацией, когда «распинают» его родное произведение. Не правда ли, даже если ребенка ругают за дело, то нелегко его родителям всё это выслушивать? Поэтому православному поэту важно помнить: литературное творчество может стать не только средством служения Богу и ближним, но и хорошей школой смирения. С другой стороны: стихотворный дар способен взрастить в его обладателе непомерную гордыню и тщеславие… Поэту нужно благословлять не только своих врагов, но и критиков. Ведь через них Господь верных чад Своих учит, воспитывает и спасает.

«Поэзия чарующе манит нас как своей приятной, музыкальной, ласкающей ухо формой, так и своим ярким, картинно-выраженным и вдохновляющим содержанием. — писал епископ Александр (Милеант). — Её звуки, полные чудной музыки, отрешая от обыденной суеты, влекут нас в мир идеальной, небесной красоты. Благодаря поэзии мы можем глубже почувствовать полноту жизни с её радостями и скорбями, которые необходимы для нашего внутреннего роста…» А разве возможен внутренний рост без мужества и смирения (то есть адекватности)?

Лишь с Божьей помощью можно научиться терпеливо принимать критику своих ошибок, выслушивая мнение других людей по поводу своего творчества. Для того, чтобы во славу Божию с каждым годом наше литературное мастерство продолжало неуклонно возрастать, наливаясь мощью, красотой и мудростью.

Только после того, как жаждущий Бога поэт смирится под крепкую Руку Божью, его произведения станут духовно-полезными. Их чтение принесет незабываемые минуты радостного общения с Господом, пребывающим, несомненно, ныне и присно посреди нас! Пусть Господь поможет каждому открыть в себе те дары, которыми Он так щедро нас наградил, чтобы мы могли посредством их прославлять нашего Творца, Которому честь и слава во веки веков!