Зри в корень

Инна Завадская
         Много лет назад, убирая в комнате, у меня возникла необходимость запихнуть подальше какой-то хлам: то ли книги, то ли журналы, которые вряд ли пригодятся в ближайшем будущем, а выбросить жалко. Самым подходящим местом показался ящик, под старым диваном. С трудом приподняв большую его половину, обнаружила, что ящик занят. Как оказалось, его облюбовал папа, до отказа заполнив книгами по физике, энергетике и прочих абсолютно не понятных мне явлениях. Не исключено, что ему тоже было жалко выбросить или некогда сдать в макулатуру ставшие ненужными книги. Спросить было не у кого и я, желая вознаградить себя за труды, начала перебирать книги, в надежде отыскать в папином ненужном, место для ненужного своего. В итоге, наткнулась на брошюру, заинтересовавшую своим названием. Это был задачник по физике с ответами решений и объяснениями. Задачи я в последствии так и не осилила, учебник предназначался для учащихся вузов, до которых мне в то время было еще далеко, но название прочно засело в мозгах. «Зри в корень»! Так называлась книга.

         Книжка давно затерялась, а фраза стала жизненным принципом. Всякий раз, когда что-то в жизни начинало активно не устраивать, я пыталась добраться до корня. Что самое удивительное, выглядел этот корень совершенно не так, как проблема, находящаяся на поверхности.

         Сегодня у меня выдался редкий вечер одиночества. Пятница, рабочая неделя подошла к концу, муж с ребенком вернутся только завтра. Все, абсолютно все можно отложить на завтра и, не отвлекаясь на внимание мужа и бесконечные вопросы сына, насладиться тишиной. Блаженство! И, словно в противовес эйфории, наткнулась на рассказ об одиночестве, смысл которого сводился к тому, что осознание своего одиночества, есть одно из самых страшных переживаний, уготованных нам судьбой. Этого оказалось достаточно, чтобы, вооружившись излюбленным лозунгом, начать погружение к его корням.

         Одиночество. Что это, свалившаяся с неба кара или результат жизни?

         У меня есть коллега. Классический вариант старой девы. С утра до вечера на работе, с подчиненными не повезло, с личной жизнью тоже, друзья – аналогично. Иногда она заходит ко мне поболтать. Ей кажется, что мы болтаем, хотя, на самом деле, я ее слушаю. Нет, по началу я пыталась вставить несколько слов в непрерывные монологи для поддержания разговора, но безуспешно. Она не слышала, или делала вид, что не слышит. После нескольких попыток я успокоилась. Зачем навязывать собственное мнение, если в нем не нуждаются. Так вот, она убеждена, что в жизни ей не повезло, не встретился спутник, не нашлось преданных друзей, не сложилось теплых отношений с родственниками. Слушаю и не удивляюсь. Я бы тоже с такой  не дружила, потому что желание выговориться возникает и у меня.

         Или мой репетитор английского. В ее доме, как в улье, снует народ. Многие ученики становятся добрыми приятелями и продолжают общаться даже после того, как английским овладели в совершенстве. У нее всегда в запасе ворох новостей и шуток. А вот семьи нет. Я ее считаю одинокой, хотя сама она расстраивается по этому поводу крайне редко, ну уж когда очень накатит. Поверхностно интересоваться всеми легче, чем глубоко и постоянно одним человеком. Разговор перестает быть интересным, сослался на занятость и раскланялся. От единственного подобным образом не отстранишься. Разве что первые несколько раз. Дальше придется или вникать или расставаться. Третьего, к сожалению, не дано.

         Казалось бы, примеры абсолютно разные, но причина одиночества, осознанного в первом случае и предстоящего быть осознанным во втором, в душевной лени. Каждый младенец знает поговорку про бесплатный сыр в мышеловке, но кто-то внушил нам, что человеческие  отношения должны быть бескорыстными. Не бывает. Платить приходится другой монетой – душевными силами, и в большинстве случаев на условиях предоплаты. Чтобы в тебе нуждались, необходимо вначале для кого-то стать очень важной, лучше незаменимой. А это труд. Приходится не только делиться проблемами да бедами-горестями, но и взваливать на собственные плечи чужие, не только изливать, но и слушать и, что сложнее, слышать и стараться понять. Некоторые предпочитают обходиться без этого. Но одиночество, в таком случае, не кара, а выбор.

         Любая утрата – поссорились с лучшей подругой, ушел любимый, отдалились родственники – итог собственного бездействия, значит, не потрудилась понять, не додала, проигнорировала. Начинать необходимо с себя. А если в себе разобралась, все делала от души или не делала по убеждению, а претензии к другому остались? Такое одиночество – шанс, попытка освободить место для более достойного именно тебя, попытка обязательно успешная, ведь свято место пусто не бывает. Правда, все придется начинать сначала, снова платить, кропотливо без сожаления делясь душевным теплом.

         Перебираю в памяти всех, с кем сталкивала судьба, и прихожу к выводу, что не встречала одиноких людей, абсолютно не причастных к собственному одиночеству. Как можно быть одиноким в окружении миллиардов людей, населяющих планету? Получается, что настоящая проблема в нас и нашей лени. Самые страшные переживания, скорее всего, требуют гораздо меньше затрат, чем шаг навстречу счастью.

         Заклеймила всех одиноких и себя же спрашиваю: «А как же старость? Когда ни сил, ни здоровья уже не осталось, а лет отмеряно больше, чем всем, кто плечо к плечу шел по жизни…» Из любого правила есть исключения. В нашем подъезде, к примеру, живет бабушка Таня. Ни детей, ни родственников у нее нет и, кажется, никогда не было. Больные ноги сузили окружающий мир до лавочки у подъезда и вида из окна. Зато всегда есть шутка для моего сынишки, а то и леденец!, крошки для голубей, доброе слово для меня. Но, самое удивительное, она не испытывает страшных переживаний осознания одиночества, а лишь благодарность, что дарован еще один день жизни… А жители подъезда в благодарность за ежедневно демонстрируемый неисчерпаемый источник жизненного оптимизма время от времени напрашиваются к бабе Тане на чай.   

         Зри в корень! Уверена, что многие со мной не согласятся, да я и не претендую. Пойду лучше чай к бабе Тане пить. А одиночеством наслаждаться стану в старости, если повезет...