Ославльские протестанты, 45. Трудные переговоры

Евгений Каширский
45. ТРУДНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Олег внимательно присматривался к тестю Сергея. Сразу после свадьбы он стал искать предлог выйти на обстоятельный разговор. Наконец, прямо попросил Сергея устроить ему аудиенцию.

– Скажи Михалычу, что пишу книгу, и собираюсь посвятить ему целую главу…

«Неужели Олег на самом деле пишет книгу или это только предлог?» – недоумевал Сергей. От Шишкина всего можно ожидать. Впрочем, писал он, действительно, много…

Алексей Михайлович пригласил приятелей зайти на фабрику, к шести часам вечера.

* * *
Шишкин повел беседу с Пыжовым осторожно:

– Я пишу книгу о нашем крае, в основном о верхневолжском бизнесе и политике… Скажу честно, у меня возник большой интерес к вашей личности… Недавно я прочел прекрасный труд Дуботолова, где он с теплотой отзывается о вас… Думаю, вы и в самом деле один из немногих руководителей в области, как бы это сказать… новой формации. Остальные предприниматели уступают вам в понимании задач развития. Поэтому я хотел бы написать о вас… указать положительный пример руководителя крупного предприятия.

Пыжов оценивающе посмотрел на Шишкина, пытаясь понять, что на уме у этого парня? Пока мнение об этом газетчике в кожаном пиджаке было не очень… Доверия не внушает, да и внешний вид несерьезный – клочок бороды на подбородке, очки, чубчик. Суетливый какой-то… Но говорит занятно. Может, эти писаки все такие?

– Хорошо наговорил, спасибо. Вот, Серега, как меня ценят… Так, ну и куда ты клонишь, молодой человек?
– Если вы согласны, я бы взял у вас для начала интервью. Думаю, вам есть что рассказать интересного о том, как вы поднимали производство, какие препоны существуют в мебельной промышленности… Знаю, что творится в городе, и потому понимаю, как вам здесь не просто работается… Говорят, Белоруков житья не дает местным предпринимателям… – осторожно ввернул Шишкин.

Пыжов напрягся. Задумался.

– Да Сашка не хуже других, – ответил Алексей Михайлович. – Везде одни и те же рожи.
– Я знаю, знаю… приходит вроде нормальный мужик, свой парень в доску, а через месяц пальцы растопыривает, все к себе гребет. Скажите, а что для вас этот город? Вы ведь здесь родились и прожили большую часть жизни, не так ли?
– Ты что, у меня интервью берешь? Смотри, я согласия еще не давал… – улыбнулся Пыжов, несколько подобрев. – Значит, как я отношусь к Ославлю? Что ж, есть и другие города, и много их, но Ославль – мой родной город, всю жизнь здесь живу, никого не обидел, мне тут каждый дом известен, каждый камень ногой пнул… Так что лучше этого города не видел, и не хочу видеть.
– И не обидно тогда, что происходит с родным городом? Ведь скупят его на корню, а своим скоро нельзя будет шагу ступить….

Алексей Михайлович нахмурился. Слова Олега несколько задели его.

– А что сделаешь? – ответил он, – время такое пошло…
– Это, конечно, так… Но не пора ли спасать Ославль от белоруковых и ему подобных? И кому, как не таким, как вы, помочь городу, если он вам, конечно, дорог?
– Рад бы посодействовать, да руки коротки. Против мэра не попрешь…
– Не скромничайте, Михалыч, как раз вы и можете спасти город.
– Это как же? – спросил Пыжов.
– Как, как! В этом году выборы нового главы. Если бы вы, к примеру, согласились выставить свою кандидатуру, я уверен – вас поддержало бы большинство ославльчан…
– Ага, у меня мало забот на фабрике. Мебельное производство – это тебе не самогонку гнать, тут такие заботы, которые всем заботам заботы. Книгу он пришел писать, как же… А ведь как плести начал…

Пыжов махнул рукой, показывая, что на эту тему не желает разговаривать.

– Правильно, конечно, – охотно согласился Олег, – только знаете, что меня поразило? Я тут разговаривал с работниками вашей фабрики, и вот чему я поразился… Мне приходилось бывать на многих предприятиях области, но нигде не встречал такого уважительного отношения к руководству. Просто удивительно, с какой теплотой о вас отзываются люди. Михалыч для них – отец родной. Да за вас они пойдут хоть куда.

Лесть Шишкина Пыжову была приятна.
– А чего им не пойти? Им что, плохо у меня? Где они еще такую зарплату найдут? Не фабрика, а санаторий.
– Говорят, вы не отказываете в помощи… – поддакнул Олег.
– И никогда не отказывал. Если надо – всегда помогу работяге. На похороны отпустить? Нет вопросов, и с отгулами не зажимаю, а сколько матпомощи раздал? Это ж понимать надо, они и понимают.
– Вот я и говорю, что за вас они бы проголосовали все как один.

Пыжов расхохотался…
– Ладно, идите, ребятки. Мне еще кое о чем помозговать надо. Потом поговорим как-нибудь… Книгу он пишет, ха-ха!

Он одарил друзей неповторимым рукопожатием и стал названивать по телефону.

Шишкин был весьма доволен результатами переговоров. Потирая занемевшую кисть, он шел к выходу с видом победителя.

* * *
Олег не терял надежды и продолжал атаковать Пыжова, уговаривая его выставить свою кандидатуру на выборах. Переговоры затянулись. Алексей Михайлович то отнекивался, то отказывался от бесед, то бесцеремонно прогонял Олега с глаз долой. Но все же, через три месяца, он начал проявлять интерес к теме выборов. Шишкин избрал правильную стратегию – льстил самолюбию Пыжова и одновременно пугал перспективой, которая может сложиться в городе. Белорукову все равно не удержаться, вместо него придут те, кто не только захватит город, но и реально займется его фабрикой… запросто оттяпают, и никакой Страсбургский суд не поможет.

Понемногу Пыжов привык к общению с этим услужливым и понимающим газетчиком. Кроме того, у них нашелся и небольшой общий интерес – Шишкин за небольшую сумму взялся распечатать рекламный проспект мебели.

И вот в один из дней наступившего мая у Шишкина и Пыжова состоялся знаменательный разговор.

– Значит, говоришь, есть у меня шанс на этих выборах? – спросил Алексей Михайлович.
– А как же! За вас коллектив, да и все честные жители города за вас проголосуют. А вот и еще ресурс, – сказал Олег, – подумайте и о том, что протестантская община города – это не просто люди, которые где-то там молятся и читают Библию, но это же организованная сила. За вас отдадут свои голоса все протестанты города, надо только включить в свою программу некоторые их пожелания…
– Это что же, мне надо будет ходить к вам на собрания?
– Нет, не обязательно… просто принять некоторые протестантские идеи. Это такие простые и разумные вещи… крепкая семья, честная работа… Они будут понятны всем горожанам. В программе, разумеется, должен быть весь джентльменский набор – борьба за свет и тепло в домах, отремонтированные дороги, и прочее… Короче, протестантов мы с Сергеем берем на себя. Конечно, их в городе не много, человек триста, но зато это сплоченная команда. К тому же у каждого протестанта наберется по десятку родственников и знакомых, вот и еще голоса… Да вообще это дело нехитрое… Составить программу, подписи собрать, если не хотите рисковать залогом… а мы и подписи соберем, и поможем с составлением программы. Я все это знаю, я на этом деле целую свору собак съел, не надо никаких политтехнологов… Поймите, у нас уже на руках есть козыри, реальные вещи… не сомневаюсь, все будет великолепно, все организуем в лучшем виде… Народный директор выступает с простыми и понятными лозунгами типа «За процветающий Ославль». Прекрасная сильная идея: Алексей Пыжов спасает Ославль!

Пыжов опять задумался.
– Значит, говоришь, собак наелся? Так и подбивает на глупость. Только деньги потеряю… кто мне их вернет, ты, что ли?
– А если победите? Представьте: вы становитесь главой города. Это такой прорыв! Ведь сколько полезного можно сделать, в том числе и для развития мебельного производства…

Пыжов обещал подумать… На следующий день он пригласил Олега к себе.

– Ну, положим, я соглашусь… И сколько денег на все потребуется? Учти, я деньгами разбрасываться не собираюсь.
– Давайте считать, – Шишкин достал записную книжку и ручку, – залог пустячный – всего 50 тысяч рублей, можно и подписи собрать, и даже бесплатно, нашим платить не надо, но сами знаете – завернут, как Касьянова, потом доказывай. Так, идем дальше: офис, связь, оргтехника, транспорт, рекламно-информационные материалы, щиты с вашими портретами, заказные статьи в газетах, массовые культурные акции… впрочем, это необязательно… сувениры, значки. Еще расходы по оплате агитаторам и наблюдателям, услуги юриста… Всего получается что-то около миллиона рублей.
– Ничего себе… – присвистнул Пыжов, – дорогое удовольствие получается. Миллион! Где я тебе его возьму?
– А как вы хотите? Стать мэром за просто так? Без расходов не обойдешься… Михалыч, не скромничайте, у вас немцы за прошлый год больше получили.
– Откуда знаешь? Маринка проболталась? Ну и что, что получили? Они на то и немцы, чтобы такую зарплату получать. От них польза вона какая… а тут еще неизвестно что.
– Как это неизвестно что? – обиделся Шишкин, – город получаете в свое распоряжение, все будет к вашим услугам… не хочу даже об этом говорить… К тому же, многое обойдется бесплатно. Между прочим, программа тоже бесплатно.
– И какая же программа? – усмехнулся Пыжов.

Олег немедленно достал заготовленные бумаги. Алексей Михайлович, наморщив лоб, полистал.

– Ну, ладно, вроде годится… Хорошо, мил человек, а скажи-ка мне вот что: какой твой интерес во всем этом? А то говорим, говорим… Положим, я свалю Белорукова… сколько за свои хлопоты запросишь? Или на работу ко мне думаешь напроситься? Учти, я первого попавшегося с улицы не возьму… мне нужны люди честные, проверенные.
– Нет, на работу проситься не буду, – засмеялся Олег, – мне будет достаточно, если ваша администрация заключит со мной эксклюзивный договор, чтобы всю городскую полиграфию печатать только у меня… вот и вся моя выгода.
– Вот оно что… хитер.
– Так что типография в вашем распоряжении. Напечатаем портреты, плакаты, листовки… возьму по минимальной.
– Смотри не обмани, – засмеялся Пыжов. – Ладно, вроде уговорил.

Пыжов достал из буфета бутылку французского коньяку и разлил по рюмкам.
– За победу спасителя Ославля, – произнес Олег и понюхал коньяк.

Коньяк был настоящий.

* * *
Вдохновленный Олег усилил работу с членами общины, убеждая их голосовать за Пыжова. Постоянно привозил из Верхневолжска подарки – кому лекарство, кому нужную вещицу, чем расположил к себе даже недоверчивого Пьеро. Шишкин знал все дни рождения членов общины и не упускал случая поздравить именинников. Всех поддерживал и подбадривал. При этом строчил статьи, работал над книгой… «Когда он все это успевает?» – удивлялся Сергей энергии своего приятеля.