В ожидании Кусто-эссе на альбом Жана Мишеля Жарра

Выдумщик
В ожидании Кусто (эссе) 
Альбом, который является одним из самых загадочных творений Жана Мишеля, он явно записывал его под впечатлением. Необычность альбома – в его контрастах, где присутствуют совершенно разные стили и направления музыки. И, несмотря на многожанровость и многоплановость, альбом удивительно цельный, хотя вопросы возникают только о последней композиции, которая, тем не менее, логически и философски неотделима от первых трех, но об этом позже.
Первая часть.
Многие помнят первые выпуски популярной в народе передачи «Поле чудес». Заставкой к пятничной программе звучит первая часть альбома, и она как нельзя лучше передает ощущение радости, окончания рабочей недели, предвкушение праздника.
Человек из команды Кусто в водолазном костюме с трудом преодолевает последние метры перед выходом на берег, слышно его тяжелое дыхание, вот над головой первый всплеск волны, вот маска водолаза показалась из воды и тут прямо над ним проносится легкомоторный биплан, за которым тянется лента с разноцветными флажками. Под самолетом блестит от яркого солнца кусочек моря, окаймляющего один из островов Карибского моря. Самолетик закладывает крутые виражи, отчего у пассажиров непроизвольно возникают приступы смеха, словно они катаются на «американских горках». На самом берегу под легким навесом аборигены устроили незабываемый концерт. Улыбчивые смуглые музыканты исполняют что то такое от чего ноги сами просятся в пляс. Звучат национальные инструменты – маракасы, тамбурины и много еще чего то очень колоритного. Абсолютно беззаботная и даже легкомысленная музыка. Безудержное веселье, смех, шутки, быстрые танцы не покидают вас ни на секунду. Музыка до предела насыщена яркими красками, пальмами на песчаном берегу, солнцем, синим морем и бьющей через край энергией жизни.
Вторая часть.
Стая чаек с оглушительным криком тучей пролетает над Калипсо – научно-исследовательским кораблем, дрейфующим в открытом море. Рядом с кораблем со шлюпки один за другим в воду опускаются водолазы. Это суровая мужская работа, ритмичная музыка (1:34) передает активные движения водолазов. Что-то ожидает там исследователей? Надо иметь много мужества для такой деятельности. Под водой быстро проносятся стаи рыб, раскрашенных словно попугаи, музыка подчинена красоте подводного мира. Судно набирает скорость, а впереди весело выныривают дельфины, над нами реют морские птицы, выпрыгивают летучие рыбы, жизнь кипит, океан кишит подводными обитателями.
Третья часть.
День закончился. Солнце круто уходит за горизонт, очень быстро темнеет и наступает вечер. Мы слышим мощь мирового океана, его голос напоминает о миллионах лет, когда в нем зарождалась и развивалась жизнь. Звучит пафосно, строго, будто с нами говорит наш далекий прародитель. Чувство благоговения и уважения к древнему океану подчеркивают трагические ноты и далекое искаженное эхо (1:19 и 2:41), будто дошедшее до нас из глубин сотен миллионов лет.
En attendant Cousteau.
Глубоко под толщей воды. 2-3 миллиарда лет назад. Здесь другой мир и совсем другая жизнь. Полнейшее безмятежное спокойствие. Нет твердой поверхности, нет силы тяжести, только плотная вода крепко держит тебя в своих объятиях, словно младенца в утробе матери. Нет ни верха, ни низа, ни света солнца, жуткая тишина нарушается тонкими звуками пузырьков газа, отрывающихся со дна океана. Идеальные условия для начала жизни на планете. Известно, что поначалу развитие простейших форм жизни шло очень медленно и очень долго, около 3 миллиардов лет, об этом прозрачно намекает и сам Жарр, сделав эту композицию рекордно длинной, сравнимой по звучанию с целым альбомом.

Про любое произведение Жарра можно сказать, что оно гениально, и этот альбом тоже не исключение. Здесь мы видим некое путешествие не только в пространстве, но и во времени.
Сначала Жарр будоражит слушателя праздничным представлением жителей острова где-нибудь в районе Карибского моря. Эмоции, смех, веселье, жизнь бьет ключом. Все люди беззаботны, они в ярких нарядных одеждах, все тебе улыбается- и солнце и пальмы и ветер и море… Время людей… Пространственно мы ощущаем себя в воздушной стихии и на земле среди беззаботных островитян.
Дальше наступают суровые будни исследователей команды Кусто. В открытом море мы наблюдаем множество самых разных видов жизни, которой населен океан. И здесь – праздник жизни, всякая тварь радуется и ликует, всем здесь хорошо и уютно. Это время, непосредственно предшествующее возникновению разумной жизни.
В третьей части идем по временной шкале вспять. Что было до того как появился этот животный и растительный мир? Земля переживала смену геологических и биологических эпох. В океане проходили сложнейшие процессы. Материки неоднократно разделялись и вновь сталкивались, гремели вулканы, выбрасывая строительный материал для будущих поколений живых существ. Океан был полигоном для отработки самых разных форм жизни, многие из которых затем смогли выйти на сушу, а некоторым счастливцам удалось осознать все, когда-то происходившее и даже послушать краткую историю про все это в интерпретации одного французского композитора.
Четвертая часть, пожалуй, самая загадочная, как загадочен стиль амбиент, в котором написана композиция. Один горе- критик написавший о творчестве Жарра много чепухи, очень расхваливал одну только эту композицию, для него она на удивление – образец амбиента. Что ж, если Жарр таким образом изобразил простейшие формы жизни в океанских глубинах- одноклеточные и многоклеточные, наверное в том же смысле можно сделать вывод и о рассуждениях уважаемого критика, по своему уровню вполне соответствующих положению планктона на эволюционной лестнице.
Любопытно, что альбом записан в порядке, обратном развитию жизни во времени и пространстве. Каким образом? Обратите внимание на начало и конец. Первая часть начинается с появления человека из под воды, затем идет воздушная тема, дальше действие развивается на земле, вторая и третья части повествуют об океане и его жителях, а последняя – о том что под водой. Таким образом Жан Мишель возвращает слушателя с небес в древний океан физически, и как мы проследили по ходу альбома – и хронологически. Маэстро явно хотел этим дать нам повод задуматься о прошлом. Кроме того, по ходу альбома мы проходим некий круг или цикл, так как начало и конец происходят в водной стихии. Подобный прием уже наблюдался у Жарра в альбоме «Магнитные поля».
Научная деятельность Жака Ива Кусто и его команды никого не оставляет равнодушным, а тем более такого композитора, как Жан Мишель Жарр, всегда интересовавшимся проблемами жизни и экологии. Внимательно прослушав альбом, можно вслед за маэстро задаться философскими вопросами – как возникла разумная жизнь? Неужели вот эта радость человеческого общения является высшей целью миллиардов лет кропотливой эволюционной работы природы в глубинах океана, от которого мы все так сильно на самом деле зависим, ведь без него ничего бы этого не было – ни трудовых будней, ни буйной радости… Не придет ли когда-нибудь расплата за легкомысленное отношение к нашей планете и к проблемам экологии океана в частности? Подумать только – в начале 21 века люди достигли других планет, космические аппараты уже долетели до самых окраин Солнечной системы, но океан как наша земная природная стихия, изучается только отдельными энтузиастами. Знаменитая Марианская впадина достигнута в 20 веке лишь однажды, да и то условно, а океанские глубины исправно бороздят подводные субмарины, напичканные тоннами далеко не научных приборов. Наши познания в области океанологии по признанию специалистов еще очень скудны. Под многокилометровой толщей древнейших вод таятся ждущие своего часа неразгаданные тайны.
Раскрыть тайны океана, последовать примеру Кусто призывает нас и Жан Мишель Жарр.
Обсуждение моего эссе на форуме "жарреный кислород" http://jmj.com.ua/forum/viewtopic.php?f=3&t=496