7. Велосипед

Анатолий Лившиц
                7. Велосипед

     Среди мальчишек из соседних дворов первым, у кого появился велосипед, был Тимка. Это был «Diamant», очень красивый велосипед с никелированными ободами и крыльями. Его привез Тимкин отец с фронта. Но Тимка не давал велосипед почти никому – ему это запрещали родители.

    Вторым обладателем велосипеда стал Витька Бочкарев (Боча). У него был «ХВЗ» (Харьковский велозавод).

    Мои родители согласились копить деньги на велосипед при условии, что мы с братом будем хорошо учиться. Но чтобы собрать нужную сумму, надо было ждать год.

    Боча бескорыстно обучал всех мальчишек езде на своем велосипеде.

    Вот настала моя очередь. Я сел в седло, поехал, а Боча бежал сзади, придерживая велосипед за багажник и приговаривая:
    - Не смотри на колесо, гляди вперед метров на пять. Да держись подальше от столбов – они «примагничивают» к себе!

    И тут я с радостью и с некоторым страхом понял, что я еду самостоятельно, так как не слышал больше Витькиного дыхания.

     «Не наехать бы на телеграфный столб», - подумал я, но столб, как назло, стоял на моем пути. Я завилял рулем, но переднее колесо точно врезалось в него, и вот я и велосипед оказались на земле.

    - Я же тебе говорил, чтобы ты держался подальше от столбов, - прокричал подбежавший Витька.

    От удара у велосипеда согнулась вилка, да так сильно, что переднее колесо задевало за раму – ездить стало невозможно.

    Мы оттащили велосипед к Витькиному дому, сняли колесо и стали кирпичом выправлять вилку. У нас ничего не получалось…

    - Папка идет, – с ужасом сказал Витька, глядя на приближающегося к нам отчима, - сейчас бить будет.

    - Ну, что я тебе говорил? - обратился отчим к Витьке, -  А я говорил тебе, что вам, малолеткам, еще рано доверять машину.  Поставьте колесо на место!

    Мы расторопно вставили колесо в вилку, затянули гайки. Дядя Миша – так звали Витькиного отчима – повернул руль, а вместе с ним вилку и колесо на 180 градусов, сел на велосипед, разогнался и наехал на забор, после чего небрежно толкнул велосипед в нашу сторону и сказал:
    - Берите, катайтесь, да берегите машину!

    Мы с удивлением увидели, что «машина» стала полностью исправной – вилка разогнулась.

*   *   *

    Вскоре и у меня появился «ХВЗ». К тому времени велосипеды были почти у всех мальчишек нашего края. Мы стали ездить на велосипедах на рыбалку, на пляж, на остров за червями и т.д., а также занимались «фигурным катанием» - отпускались от руля (езда «без рук»), управляли велосипедом ногами, ездили «задом наперед» и т.п.

*  *  *

    Однажды после дождя я мчался на велосипеде по обочине дороги. Справа мелькал штакетник палисадника, а слева – проезжая часть дороги из брусчатки, мы ее называли трамбовкой. Меня обогнал легковой автомобиль «победа», затем он остановился. Между машиной и палисадником было метра полтора. «Проскочу»,  подумал я. Но когда я почти поравнялся с машиной, открылась правая дверь автомобиля, мой велосипед влетел в кабину, а я, сделав сальто, перелетел через дверь и приземлился метрах в трех. Из машины выскочили двое мужчин и подбежали ко мне; я обхватил голову руками и приготовился к тому, что сейчас меня будут бить. Но они поставили меня на ноги и, спрашивая, не ушибся ли я, отряхнули мою одежду, чем-то смазали ссадины на моих коленях и локтях, выправили руль у велосипеда и уехали восвояси.