4. Чай кирпищный, вода иртыщный

Анатолий Лившиц
                4. Чай кирпищный, вода иртыщный
 
   Когда я и мои сверстники были в возрасте до 10 лет, мы тайком от родителей, пользуясь тем, что они были на работе,  ходили на Иртыш купаться.
    Вся наша одежда состояла из одних трусов, обувь не надевали, ходили босиком.
    Однажды я и сосед по дому Борька, прихватив с собой мою собаку Бобика, пошли на остров. Купались мы без трусов – так было принято среди пацанов: во-первых, на пляже не было девчонок, а, во-вторых, чтобы не узнали родители, т. к. трусы не просыхали, а мама имела привычку прощупывать трусы за резинку, которая долго оставалась влажной. Если она узнавала, что я был на реке, я получал затрещину.
В тот злополучный день на пляже было человек пятнадцать. Мне  тогда не исполнилось и семи лет, а Борьке и того меньше. Плавать мы не умели, поэтому глубже, чем по пояс в воду не заходили. Я несколько раз брал на руки Бобика, затаскивал его метров на пять от берега и отпускал. В отличие от нас, пес умел плавать, но, видимо,  не очень  любил купаться, т. к. поспешно плыл к берегу и выскакивал на песок. И вот я решил, пятясь назад,  затащить его поглубже. Когда пес оказался в воде, он начал интенсивно работать лапами и толкнул ими меня в грудь. Дно в этом месте было песчаным и сильно наклонено в глубину, и я начал тонуть. Я опускался на дно, отталкивался ногами, моя голова показывалась  из воды, и я вновь уходил под воду на все большую глубину. Глаза у меня были открыты, и я видел солнце сквозь толщу воды. Когда я делал выдох, вверх выходили пузыри, а когда делал вдох, то в рот шла вода. Никакого страха я не чувствовал, хотя сознавал, что тону и даже представил себе, что Борька принес матери мои трусы и вручил их ей. Затем я почувствовал рывок за волосы и потерял сознание…
    Очнулся я на коленях у татарина Марата – это он вытащил меня, ему было лет пятнадцать. Когда я открыл глаза, вокруг меня я увидел толпу пацанов, а Марат произнес:
    - Ну, чё, чай кирпищный, вода иртыщный, да?
    Когда я пришел домой, мама, прощупывая резинку трусов, спросила:
    - Что за синяки у тебя возле рта, уж не заболел ли ты, сынок?
    Я ничего не ответил, и мои родители до конца своих дней так и не узнали об этом происшествии.
    А Марат, встречая меня на улице, непременно вопрошал:
     - Ну, чё, чай кирпищный, вода иртыщный, да? – и громко смеялся.