Чувства и ощущения

Нина Ершова
ГЛАВА 4.

   Таня вступила в тот мечтательный подростковый возраст, когда все перемешалось в юной головке. Было чтение литературы за столом в стиле "ампир" под строгим наблюдением Бабуси. Была «Джейн Эйр», героиня которой казалась Тане такой близкой. И немудрено, ведь и она была не свободна.
   Далеко в прошлом остались и уютный дворик городской окраины и ее полная свобода на весь день. Она была полностью предоставлена самой себе тогда, что совсем не мешало ей хорошо учиться, много читать. Тогда она запросто могла уйти из дома на весь день и сидеть читать книги в маленькой библиотеке. Дома любимыми писателями были Жюль Верн в полном собрании сочинений и Беляев. Собрания сочинений покупали по подписке, они были дома, всегда доступны и это было прекрасно! А еще можно было смотреть телевизор сколько угодно, матери не было дома, и Таня была сама себе хозяйкой. Ей всегда нравилось смотреть на красивых дикторш, наблюдать, как они одеты, как причесаны. Всегда хотелось выглядеть так же...
    Но на Невском все переменилось. Телевизор находился на территории, контролируемой Бабусей. Та смотрела исключительно Новости, потом то же самое читала в газетах и строго выговаривала Тане, за то, что та не интересуется политикой. Но куда уж было больше интересоваться, ведь перед уроками проходили политинформации чуть ли не с пеленок, уж с пионерского возраста точно.
  А Тане нравились спектакли с участием хороших артистов, например, "Очарованный странник" с Татьяной Дорониной. Да и сам театр Горького находился совсем недалеко, на Фонтанке. С одноклассницами они ходили туда почти каждую неделю, так же, как и в театр Ленсовета.
   Но вот что особенно было хорошо, это домашняя библиотека! Отчим Тани постоянно читал книги, всегда и везде, в любую свободную минуту. Собрание книг у него было гораздо больше, чем у Таниной матери. Бальзак, Цвейг, Мамин-Сибиряк - все это было интересно. Таня читала книги и не представляла себя без чтения ни на один день. Неудивительно, что она прекрасно писала сочинения, которые учителя любили зачитывать перед классом. Она тогда считала это все само собою разумеющимся.
   Но совсем не все ее одноклассники жили так же, как она. Большинство из них проживали в коммунальных квартирах в одной комнате с родственниками. В семье было по одному ребенку, редко два. Таня по сравнению с ними жила во дворце из трех комнат.
   Одна комната принадлежала Бабусе и сестре Алене. Все там пропахло запахом старой мебели, одежды, хранимой с давних времен, каких-то удивительных старинных вещей, применения которых  Таня даже не знала. Но она появлялась в этой комнате редко, только чтобы убрать вечером коробку с игрушками. Алена целый день была очень занята в различных кружках и секциях и только вечером им позволялось  играть вместе с Таней в большой комнате.
   Средняя комната была столовой и одновременно наблюдательным пунктом Бабуси. Огромный резной буфет из дуба, такой же огромный стол со стульями, за которым они обедали после школы только по приглашению Бабуси. До этого предлагались бутерброды.
   Тане нравились обеды бабуси. Там было все по правилам. Супы, которые чередовались, второе блюдо и кисель или компот. Иногда фрукты. Жили они скоромно, потому что у отчима ухудшилось здоровье, и его списали на берег.
  Теперь в самой большой тридцатиметровой комнате жили Таня и мать с отчимом.
Родители спали в нише, огороженной гобеленовой занавеской. По этой причине комнату перегородили шкафом, и у Тани появился свой уголок. Там стоял ее диван, все тот же столик  с гнутыми ножками и мраморной чернильницей с бронзовым медведем.
  Было собственное окно с видом на угол Невского и Марата.
  Но самое главное это то, что Таня была теперь недоступна взору Бабуси, по-прежнему восседавшей за столом. Теперь та видела только  позолоченное зеркало. Но Таню так и тянуло подойти к нему. Она взрослела, интерес к собственной внешности был вполне закономерен. Гораздо позже она увидела семейные фотографии Бабуси, ее сестер и саму Бабусю в молодости. Весьма кокетливые молодые девушки в шляпках, красивых платьях барышень. И неудивительно, ведь опекун их семьи дал всем им гимназическое образование. И хотя происходили они из семьи дворника, но выглядели вполне как барышни. Молодые, красивые и нарядно одетые. Никак не синие чулки...
  Чего же Бабуся хотела от девочки? Конечно же, Тане хотелось быть красивой. К своему огорчению, она видела, что это не так. Некрасивой она не была, но рано вытянулась. Поэтому была какой-то нескладной, личико худенькое, волосы темные и прямые. Она не знала, что с ними делать и долго заплетала в косички, а потом делала хвостики. Правда, талия была «осиной», и глаза горели огоньками. Но Тане это не казалось важным тогда, ведь дружила она с самой красивой девочкой в их школе, которая к тому же была известной фигуристкой и уже ездила на сборы и выступала по телевизору.
  Они сразу понравились друг другу, как только Таня пришла в класс. Общим было то, что они были отличницами,  а главное, Танина мать и Сашин отец работали в пароходстве.
  Саша была красавица от природы. Блондинка, с красивыми  голубыми глазами и стройной фигуркой, она росла и формировалась в соответствии с возрастом. Ее любили все: ученики, учителя. Все мальчишки в классе, да и не только, были влюблены в нее, даже знаменитый в будущем певец.
  Когда у Саши было время, они гуляли с мальчишками из их класса в двориках на улице Восстания, там,  где находилась их школа и жила сама Саша. Темные дома в  скудно освещенных и неухоженных дворах, казались тогда волшебным миром. Один мальчик был особенно сильно влюблен в Сашу, и он постоянно доверял Тане свои чувства к ней. Это было интересно и необыкновенно.
  Холодные ветреные вечера, почти постоянный дождь во все времена года, все это не замечалось и казалось неважным на фоне открывающегося нового мира чувств и ощущений.
   Но время шло на пользу Тане. Постепенно она округлилась в нужных местах, талия оставалась по-прежнему  тонкой. Как говорили мальчишки, она стала очень даже «ничего». А они научились уже ценить красоту. Да и не мудрено, ведь в кинотеатрах шли в то время фильмы с потрясающе красивыми актрисами.
  Особенно любили мальчишки фильм  «Три мушкетера», они были его фанатами. Мальчишки, конечно, сразу распределили между собой роли мушкетеров. Королевой же была Саша.
  Тане досталась роль Констанции,  как служанки Королевы, видимо потому, что они с Сашей все время были вместе. Саша была вполне довольна своей ролью. Бойкая и веселая, она перебрасывалась на уроках записочками с мальчишками, безусловно повелевая ими. Учителя никогда не делали ей замечаний. Очаровательная девочка нравилась всем, она умудрилась понравиться даже Бабусе, тем более, что родители девочек работали вместе. Других Таниных подруг Бабуся не переносила.
  Но вот по иронии судьбы и такая красавица, как Саша, тоже находила в чем-то огорчения. Ей нравился обаятельный мальчик Марк, на которого Таня почему-то не обращала внимания. У Марка была роль Д;Артаньяна в этой игре. Ничего не подозревающая Таня в роли Констанции даже и не знала, что она может понравиться Марку. Да ничего бы и не произошло, если бы Саша не попросила Таню написать Марку записку. Для нее это было привычно и просто, но Таня написала записку в первый и последний раз...
  Конечно, тогда это была шутка, но лишь потом она осознала, что это не совсем игра. Может быть, как раз из-за того, что сама она в этой игре не принимала никакого участия.
  У Саши был день рождения, и она сама почему-то не отважилась пригласить Марка, а может, просто хотела пошутить. Она была веселая, общительная и ничего не боялась.
  Так или иначе, но Таня написала совершенно дурацкую записку, о том,что ей нравится Марк и поэтому она просит его прийти на день рождения к Саше. Лишь передав ему это записку, она осознала, что сделала, но можно было сколько угодно говорить теперь, что это шутка, все равно никто бы ей не поверил. Таня не помнит, пришел Марк или нет, но то, что он стал ей оказывать какие-то непонятные тогда знаки внимания, помнит хорошо.
    Интрига явно повернула не в ту сторону. Таня ведь думала, что он, как и все, влюблен в Сашу, а записка ничего не значит. Но что-то между ними осталось вплоть до окончания школы благодаря этой записке.   
  Вплоть до окончания школы Марк оказывал Тане знаки внимания, которые она тогда не понимала. В последний раз они виделись на выпускном вечере. До утра бродили по городу,охваченные радостью юности. Запах сирени на Марсовом поле, свет белых ночей, набегающие волны Невы на песке у Петропавловской крепости, несмелые руки мальчиков,надевающих на плечи девочек свои пиджаки. Казалось, так будет всегда и никогда не кончится, но...
    Белая ночь закончилась, выпускники разошлись по домам. И Таня больше Марка не видела. У нее началась совсем другая жизнь, да и с Невского проспекта вскоре она уехала в совсем другую часть города. Опять на окраину...