О любви и смерти

Алина Гром
У друга умерла жена.
Мы знакомы сто лет. Дружила я с ними обоими сразу. Подруга немного ревновала меня к нему, а его ко мне. Она вообще была ревнива ко всем, кто был близок с ее мужем.
В этой семье царила любовь. Любовь и ревность. Не знаю, но друг мой, кажется, жену не ревновал ни к кому. Верил ей безусловно.
В семье был единственный сын. Нездоровый мальчик. Совместными усилиями обоих парень выровнялся. Вырос. Но периодически тяжелая болезнь давала рецидивы. Родители никогда не расслаблялись.
Потом заболела моя подруга. Я долго ничего не знала об этом, пока не раздался вдруг звонок от общей знакомой:
- Давно не виделась с Ритой?
- Тысячу лет, а что?
- Она в Боткинской. Поезжай, простись, если успеешь. Врачи говорят, осталось день-два...

Я сорвалась, полетела, вошла в палату.

Узнать подругу было нельзя. Огромный живот, темно желтый цвет кожи, коричневые белки, сливающиеся с карими глазами. Цироз печени в последней стадии.

- Зачем вы привезли ее к нам за два дня до смерти? Дали бы спокойно умереть дома...

Она слышала эти слова, когда муж привез ее в больницу. Она прошептала мне их, со своей обычной улыбкой, когда я нагнулась к ней, чтобы поцеловать

Вокруг сидели и стояли наши друзья. Родственники ее и мужа. Всего человек двадцать пять.
Соседки по палате, приподнявшись на локтях, с интересом и сочувствием разглядывали нас...

Я видела, что это конец. Ошибиться было невозможно. Скорбные лица вокруг подтверждали мое ощущение...

Рита выжила. Мой друг продал почти всю свою тогдашнюю недвижимость. Они были зажиточной парой. Удалось достать какое-то французское лекарство, каждая инъекция которого стоила пятнадцать тысяч. Ей вкололи три ящика этого средства.

Все это казалось невероятным. Они были счастливы, что расставание отодвинулось еще на шесть лет. Но оба еще не знали об этом.

Теперь она умерла. Совсем от другого заболевания. Скоро год, как ее не стало.

- Я виноват, - говорит мне мой друг каждый вечер в телефонную трубку, - Я что то не сделал, что-то не учел. Я виноват. Уверен, есть такое лекарство, а я не узнал о нем вовремя, как в прошлый раз...
- Ты не должен себя ни в чем винить, - повторяю я в который раз, - ты сделал все мыслимое и немыслимое. Ты устроил ее в самую лучшую клинику. Люди стоят в очереди туда годами. У вас был самый лучший хирург. Только четыре хирурга в стране берутся за такие операции, а он лучший из них. Ты полгода не отходил от нее ни днем ни ночью. А по ночам еще брал сиделку. Эта операция подарила ей еще целый год жизни. Она умерла бы гораздо раньше, ты знаешь...

Он слушает меня жадно, постепенно успокаивается и начинает вспоминать, какой она была.

 Красивей, обаятельней, умней, веселей, гостеприимней, добрей, остроумней не было еще никогда женщины на этом свете...

- Ты помнишь, как она умела одеваться? А как от нее пахло всегда? Она никогда не выходила из своей комнаты непричесанной и без легкой косметики. Да она и не нужна была ей. Ты помнишь? Она и так была необыкновенно красива...

Я помню. Я никогда не считала ее красивой, а только симпатичной. Все остальное, что говорит мой друг, чистая правда.
 
- Конечно, - говорю я, - Я помню это. Я любила ее больше всех моих подруг. Не упрекай себя ни в чем. Ты подарил ей такую счастливую женскую жизнь, которая всем остальным бабам и не снилась
- Да? Это правда? Она сама говорила тебе об этом? Ты не успокаиваешь меня? Мы ведь ругались иногда. Я не могу себе простить, что иногда обижал ее. Она ведь любила меня?

На следующий вечер этот разговор повторяется вновь с небольшими изменениями. И так скоро год...

У него три магазина, девять машин, огромный каменный дом за городом, ферма в несколько га, квартира в Москве в сталинском доме, сын женился, наконец. И удачно. Жена знает о его болезни и любит его несмотря ни на что, помогая ему и заботясь о нем, в чем-то заменяя умершую Риту.

Мои друзья прожили вместе сорок лет

Любовь и смерть. Как странно они идут рука об руку. Всегда рядом, вместе...

" Сильна как смерть любовь"