Шахматы

Игорь Хомяков
Моему брату Олежеку посвящается



Шахматы

Война

Я очень люблю шахматы. Играть в шахматы меня научил дедушка, когда мне было шесть лет. В детстве я даже посещал шахматную школу. Хотя после я и перестал серьёзно ими заниматься, но через всю жизнь пронёс любовь к этой замечательной игре.
На работу я добираюсь на электричке в течение двух с половиной часов. Поэтому у меня есть время, чтобы много читать. Однажды я взял с собой книгу известного русского писателя Пикуля, автора исторических романов. Как раз в то время я участвовал в шахматном турнире, шахматы тогда стали смыслом моей жизни. В этой книге автор рассказывал про войны, сражения, смерть храбрых русских солдат. Когда я читал про это, мне до слёз было жалко этих смелых, мужественных людей.
Как это глупо! За что убили этих хороших людей?! Война это не только преступление, это глупость, идиотизм, коллективное безумие.
Если кто-либо хочет почувствовать себя великим полководцем, храбрым воином, бравым кавалеристом или властителем мира, есть замечательный способ – шахматы. Сколько имён героев хранит история шахмат! Сколькими великими сражениями руководили шахматные полководцы! Какое восхищение вызывают их партии со штурмами крепостей, стремительными атаками и хитрыми ловушками! Сотни лет восхищают сражения на шахматной доске! И в этих сражениях не погиб ни один человек!
Когда я играю в шахматы, я чувствую себя то казаком в гуще боя, то коварным полководцем, то защитником крепости, то всемогущим царём, который взмахом руки посылает в бой свою непобедимую армию. Каждый человек может почувствовать себя в этой роли!
Зачем развязывать войны?! Зачем убивать множество людей?! Это глупо! Глупо!! Глупо!!!


Соревнования

Мой младший брат серьёзно занимается шахматами. Он регулярно участвует в турнирах и уже добился замечательных результатов. В детстве я не смог получить первый разряд, высший разряд для игроков-любителей. Брат уверял меня, что я играю достаточно хорошо и могу получить первый разряд. И вот я решил участвовать в квалификационном турнире. К сожалению я не смог сразу сдать на этот разряд, для этого мне пришлось участвовать в четырёх турнирах в течении полутора лет. Эти полтора года были очень насыщенными и увлекательными в моей жизни. Я очень серьёзно готовился к турнирам: изучал дебюты, решал задачи, играл тренировочные партии. В турнирах я играл с мальчиками и девочками шахматной школы нашего города. Тогда мне было 32 года, а им от 7 до 15. Я не стеснялся этого, так как знал, что это очень талантливые мальчики и девочки.
В третьем моём турнире моим соперником была одна симпатичная девочка, одиннадцати или двенадцати лет.
Наша партия была очень драматична. Так получилось, что мы играли отдельно от всех. В помещении были только я, она, и тренер. Партия продолжалась долго, почти три часа. Девочка играла хорошо, и никто из нас не мог добиться решающего преимущества. Во время партии мы разменяли на шахматной доске почти все фигуры. По результатам этого турнира я уже не мог получить первый разряд, но она имела шанс. Я предложил ничью. Она отказалась. К концу партии пришли её родители. Они с волнением наблюдали за ситуацией на шахматной доске и очень переживали за дочку. В конце концов положение стало ничейным, но тут её время кончилось, и она проиграла. Девочка расплакалась. Я так смутился, что быстро собрал свои вещи и тут же ушёл. Я чувствовал себя очень неловко. Обидел такую хорошую девочку! Через полчаса я перезвонил её маме и предложил договориться с тренером переиграть партию.
Через некоторое время мы партию переиграли, девочка её выиграла. Девочка была очень довольна, мама меня благодарила, папа жал мне руку.
Как приятно делать благородные поступки!


Я император

Я много думал: почему именно шахматы стали самой популярной настольной игрой?
Мне кажется из-за того, что шахматы – образная игра. Например, шашки тоже имитируют сражение, но шашки это просто чёрные и белые кружочки. Нет в шашках мудрого короля, бравых офицеров, храбрых солдат. А в шахматах они есть. Вот талантливый полководец, вот всадник на ретивом коне, вот шеренга мужественных солдат, а вот всемогущая интриганка-королева. Но шахматы также и достаточно абстрактны. Каждый человек может увидеть в них свои образы. Я думаю, что идеальное соотношение образности и абстрактности – секрет популярности шахмат.
Для трёх первых турниров я выбирал дебюты без жертв и стремительных атак. Эти дебюты предполагают сложную игру в миттельшпиле с постепенным накоплением преимущества. Но, проиграв три турнира подряд, я решил изменить свой дебютный репертуар. Для четвёртого турнира я приготовил дебюты со стремительным развитием событий. Выбор был успешным. Я выиграл четвёртый турнир и получил первый разряд. Так получилось, что в этих дебютах при первых ходах, и за белых, и за чёрных, я жертвовал пешку «d». После победы я представлял себя великим императором, который издаёт наградной указ:

Я, всемогущий император и полководец чёрных и белых армий, величайшим соизволением и монаршей милостью награждаю орденом «Хризантемы» бравых камикадзе, пешку «d2» и пешку «d7», за мужество, героизм и самопожертвование. Да не померкнет слава сих великих воинов, кои не щадили живота своего ради победы великой армии!




Скандинавское приключение

Дебют, который я выбрал для четвёртого турнира как сюрприз противникам, был скандинавской защитой. Это очень редкий, но очень интересный дебют. К его изучению я подошёл творчески. Я даже решил написать про него небольшую брошюру. В одной книге по шахматам автор рассказывал, что более тысячи лет назад по одной из скандинавских саг король Кнудт во время шахматной партии поссорился с графом Олафом и убил его. Я очень хотел вставить этот эпизод в мою брошюру и отправился в главную городскую библиотеку, чтобы найти отрывок из саги.
К сожалению, в библиотеке я задолжал книги в два отдела. Чтобы утрясти все дела с администрациями отделов, я потратил более недели. В одном отделе я заплатил небольшой штраф, но в другом с меня потребовали просто невероятные деньги. Когда библиотекарша сказала мне сумму, я говорю ей:
– А можно я заплачу поменьше, но лично вам в руки?
– Что? Вы что ли взятку хотите мне дать?
Я отвечаю:
– Да.
Библиотекарша побежала к начальству и привела начальницу отдела. Я объяснил ситуацию. Начальница предложила мне вместо штрафа принести в отдел десяток книг. Я согласился.
И вот я получил билет читателя. В течение всего дня я был в библиотеке. Я очень много узнал о сагах: как саги подразделяются, кто их писал, когда, самых знаменитых авторов, самые знаменитые произведения. Русские переводы саг это научная литература, поэтому в конце этих толстых книг есть списки сотен имён и номера страниц, где эти имена упоминаются. Это очень удобно. Я сразу понял, что в сагах король называется конунг, но никаких графов я не нашёл. С трудом я догадался, что автор шахматной книжки имел в виду скандинавский титул ярл. Я просмотрел множество книг саг, но в списках имён не было никакого Кнудта и никакого Олафа. Я начал искать похожие имена. В течение нескольких часов я просматривал саги, где встречалось имя Кнут. В них рассказывалось про самых разных людей, но я старался просмотреть всё, что касается самого знаменитого скандинавского короля Кнута Великого. Информации было море. В конце концов я нашёл этот фрагмент. В нём рассказывалось, что конунг Кнут поссорился во время шахматной партии со своим зятем ярлом Олавом и приказал убить его на следующий день. И было это не «более тысячи лет назад», а в конце одиннадцатого века, то есть девять с половиной веков назад. Все имена и факты переврал автор шахматной книги!
Я скопировал этот фрагмент и вставил его в свою брошюру. Уже после я заглянул в Большую Советскую Энциклопедию, и там этот король назывался Кнуд. Уже третий вариант этого имени!
Когда я рассказывал об этом своём приключении друзьям, и особенно о том, как я предлагал взятку, они очень смеялись. А после я узнал, что в России за взятку дают до пяти лет.


Привет из XVII века

В детстве я очень хотел найти в каком-либо шахматном справочнике или энциклопедии свою фамилию. Очень хотелось иметь какого-нибудь знаменитого однофамильца, гроссмейстера или мастера. Но за всю жизнь я не нашёл в шахматной литературе ни одного упоминания моей фамилии. Однажды я купил очень интересную книгу: «Шахматы на Руси», и неожиданно, в конце концов, нашёл своего однофамильца. В главе, где автор рассказывал о происхождении русского названия фигуры «король», я прочёл очень трагичную историю.
В 1685 году служивый человек Марчко Хомяков играл в шахматы с Андрюшкой Волынщиком. В те далёкие времена фигура «король» на Руси называлась «царь». Во время партии Марчко Хомяков перепутал похожие фигуры «царя» и «ферзя» и обругал фигуру «царь» нехорошими словами. Его арестовали и пытали, стараясь выяснить: имел ли он ввиду российского самодержца? Рапорт с этим делом был послан в Москву. К счастью оттуда пришёл указ об освобождении незадачливого шахматиста.
Какая драма! Какая невероятная история! Какой романтичный привет из XVII века! А, может быть, это и не однофамилец был, а мой далёкий предок? Какая связь времён!
Я был очень доволен. Замечательное упоминание в шахматной литературе!


Прощай, оружие!

Сейчас я немного охладел к шахматам. Я вообще люблю настольные игры. Я увлекался и го, и нардами. Каждая игра имеет свои привлекательные стороны. Если шахматы имитируют сражение, то го – раздел территории. Очень увлекательная игра! С древней историей, романтикой Востока, богатой теоретической литературой, своей очаровательной культурой.
А сейчас я увлёкся нардами. Тут другая концепция: кто кого обгонит. К сожалению, как мне кажется, и го, и нардам не хватает образности шахмат. Как художник я решил придать нардам более привлекательный вид. Набор «Зайцы и черепахи» я сделал по мотивам знаменитой сказки, в которой заяц и черепаха устроили гонки, и хитрая черепаха победила хвастливого зайца.
Кстати, нарды это единственная игра, которой я увлёк свою жену. Мы установили эту игру на свой компьютер и с увлечением в неё играем. Сейчас мы играем хуже компьютера и очень переживаем друг за друга. Если жена выигрывает, то я подбадриваю её: «Так его, так!», «Бей его, бей! Ногами! Ногами!», «Он заслужил это, гадёныш!».
Выплёскивайте свою агрессию только во время игры! Пусть войны и захват государств происходят только за игральной доской. Играйте, и вы почувствуйте себя великим воином или мудрым полководцем. И при этом вы не убьёте ни одного человека!