II Сватовство Миче. Глава5. Душевная болезнь

Ирина Фургал
   ВОЗВРАЩЕНИЕ СОЛНЦА.
   
   ЧАСТЬ II. СВАТОВСТВО МИЧЕ.

   ГЛАВА 5. ДУШЕВНАЯ БОЛЕЗНЬ.


   - Ты куда? – крикнул я на бегу.
   - Вниз. Хорошо тебе, Миче, работаешь на себя.
   - Дисциплина всё равно должна быть, - выдал я прописную истину. – Люди, не  соблюдающие дисциплину, разоряются. Но у меня ещё есть час.
   - Хочешь к Нате? Дерзай. Но смотри, чтобы она не зашибла тебя цветочным горшком. А то наши дороги разойдутся прямо сегодня. Уф–ф! Я ещё со вчерашнего дня не отдышался.
   - Чего ради бежим? Можно же ехать.
   - Точно. Можно. Бегать – это уже привычка. Очень дурная.
   Чудила хотел нанять извозчика на маленькой площади, что была прямо перед нами, а я собрался свернуть и идти к Нате. Между тем мы видели, что на улицах какое–то странное оживление.
   - Народ кучкуется, - сообщил Чудила. – Может, праздник какой, а мы забыли?
   - Нет, праздника вроде нет, - подумав, ответил я.
   Народу становилось всё больше, а маленькая площадь оказалась просто забита людьми.
   - Ладно, я побежал, - махнул я рукой, но тут меня окликнули:
   - Ну что, Миче, доволен?
   - Чем? – не понял я. Меня обступили знакомые и незнакомые люди. В одних глазах было любопытство, в других – гнев, в третьих – радость. – Что такое? – потребовал я ответа.
   - Миче не знает, - сквозь зубы прорычал Нок, сын Крука Корка. Он еле сдерживался, чтобы меня не ударить. – Глядите, он не знает, прикидывается овечкой. По твоему доносу арестовали отца.
   - Зачем? – не понял я. – За что?
   - К тебе пришли, как к нормальному, а что сделал ты?
   - Что?
   - Доносчик! – прошипел он мне в ухо. – Паршивый фискал.
   - Я не понял, - прорвался к нам сквозь толпу Чудила. – Твой отец тоже кого – нибудь избил?
   Я решил, что Нок сейчас бросится и придушит Чудилу за эти слова. Знакомый пекарь с Песочной улицы крикнул издалека:
   - Так ведь, Петрик, ночью арестовали почти всех Корков и Коркиных приспешников. Не знал, что ли?
   Мы с Петриком замерли, привалившись друг к другу, как потерявшиеся детки. Нас просветили: этой ночью произошло вот это самое.
   - Тебя вызовут в суд, и будешь давать показания, - шепнул Чудила. – Показания против Корков. Мало тебе пиратов. Тогда уж знай, что твой папа не неудачно упал, а неудачно попался тому же Круку, когда тот в своей золочёной таратайке катил по вашей улице.
   - Что? Что?!! – вскричал я, готовый в этот миг растерзать и чёртова Крука и всех Корков. Ноку просто повезло, что он исчез из поля моего зрения. – Но Петрик, - пожаловался я, - нас обманули! Король обманул нас! Он не выпустит Кар–Кара. Вместо этого он арестовал его шайку.
   - Может, это и к лучшему, да, может к лучшему, Миче. Хотя ведь так нельзя! Нам обещали!
   - Дело не в этом, Чудик, - зашептал я ему в ухо. - Корки ничего такого не сделали, чтобы их арестовать прямо всех ни с того ни с сего. Никто, никто не знает, кто украл амулет Сароссе и пригласил к нам пиратский флот. Мы ведь не проболтались. Тогда что? Из-за чего? Те, кто остался, будут мстить.
   - Миче!
   - Да, бедный Миче! Я и так боюсь пиратской мести, а ещё Корки. Нельзя было так поступать! Слышишь, что кричат? Только и слышно моё имя. Это всё из–за меня! Это я виноват! Просил помощи – и на тебе! Бежим обратно! У меня семья, Петрик, я боюсь за неё!
   - Но я же работаю! – сделал трагическое лицо Чудила. – Давай вечером.
   - Нет! Вечером придут с факелами и сожгут мой дом. Будут смута, бунт и ужасная резня. А кто виноват? Миче.
   Я развернулся и сразу же налетел на Нату. Она стояла в простом платье с удочкой на плече и ведром в руке, бледная, с широко распахнутыми глазами. Она слышала, что я тут выкрикивал в невменяемом состоянии.
   - Ты! – задыхаясь от злости, прокричала она. – Вы!!! Это сделали вы! Миче, это переходит все границы. Я не думала, что ты трус, но ты – трус, и от трусости творишь такие вещи! Ты что наговорил? Ты куда ходил? Ты что сделал?
   - Ната, тише, - попросил Петрик.
   - Ната, всё не так! – вякнул я.
   - Да все говорят, что Корки приходили к тебе, поговорить о Кар–Каре, а ты…
   - Что, Ната? Что он мог такого сделать, что сказать, чтобы арестовали всю эту банду? Может быть, где–то там, наверху, раскрыли заговор – вот негодяев и посадили в тюрьму? Кто такой Миче Аги? Может, просто один из свидетелей?
   Ната могла бы долго надрываться, но от слов Чудилы притихла.
   - Заговор? – ахнула она.
   - Ещё один? – не сдержался я.
   - Что удивительного? Где Корки – там и заговор. Они всегда рвутся к трону. Не порите горячку. Марш по домам. Я всё узнаю и вечером скажу.
   - Но Петрик! Вечером! – я умоляюще сложил ладони.
   - Попробую пораньше. Ната…
   Она развернулась и скрылась в толпе. Я так и не помирился с ней. Слёзы навернулись на глаза. Чудила вытолкал меня на улицу, ведущую к моему дому:
   - Иди, сиди тихо и жди меня.
   - Нет! – я вцепился в него. – Петрик, не уходи! Я умру от стыда. И мне страшно. Я знаю. Большая утрата – вот чего я боюсь. Она уже стоит на моём пути. Петрик, сделай что – нибудь, чтобы их выпустили всех. Петрик, так нечестно, мы ведь не просили об этом. О, если бы всё вернуть в начало! Если бы все всё забыли!
   Чудила немного потряс меня за плечи.
   - Приди в себя, Миче. Мы всё сделали правильно, всё, что смогли. Не наша вина, что всё опять не так. Не показывай свою слабость. Не говори о своём страхе. Только со мной говори. А то всё будет хуже. Веди себя как обычно. Не клади папе под подушку топор, иначе тебя отправят в сумасшедший дом. Ты понял? Я пойду на разведку. А с Натой мы помиримся потом.
   Говоря так, Петрик меня потряхивал и постукивал о чужой забор. Я не мог успокоиться. Я прохрипел:
   - Заговор? Ты говорил о заговоре… О новом заговоре, не о том, пиратском…
   - Ну да. Был заговор. Потихоньку готовились его предотвратить. Когда Кар-Кар понял, что не дождётся своих пиратских приятелей, он начал готовить что-то ещё – и это, наконец, не прошло незамеченным. Заметили, когда я был в море. Может, это был такой запасной вариант на случай провала.
   - Но я не средство!
   - Конечно, нет. Ты подожди, ладно. Я приду и всё тебе расскажу. Может, случилось то, чего мы не знаем.
   - Ладно, - наконец уговорился я.
   - Только не показывай, что боишься.
   Петрик подозвал возницу.
   - Езжай. Помни, что я сказал.
   - Нет, ну видали? – взвыл женский голос из–за забора. – А чё ж это деется? Уже дерутся прям тут! Караул!!!
   Караул тотчас явился.
   - Дерётесь? – спросил командир у нас с Чудилой. – Беспорядки на вверенной территории?
   - Нет, - отказались мы.
   Распахнулась калитка, выскочила бабка.
   - Как нет? Вот ентот бил того, белого. Аж головой об забор стучал.
   - Тьфу ты! – ругнулся Чудила и выпустил меня.
   - Вы ехать будете? – возник возница.
   Караул, однако, проявил служебное рвение.
   - Кто это ехать? Писать протокол. 
   - Да, просто кол! Во как дрались, аж кол свернули, - надрывалась глуховатая бабка. – Кол, чтоб козу привязывать.
   - Миче, езжай, я разберусь.
   - Это я разберусь. Идите за мной, - приказал командир. Я попытался его вразумить:
   - Меня никто не бил.
   - Да, мне сын врыл. Врыл кол для козы. Хороший прочный кол.
   Глухая глупая бабка!
   - Эй, кто едет, садися, - голосил возница.
   - Никто не едет, - хором заявил караул. Петрик подтолкнул меня:
   - Миче, садись – и вперёд. Что стоишь? – он полез в карман – за служебным удостоверением.
   Возницу очень радовал замечательный скандал, он покрикивал весело:
   - Али уже всех в тюрьму загребли и ехать не будем?
   - И граблями гребли, и лопатой копали, на то он и газон, а они – драться.
   Бесполезно доказывать старухе:
   - Мы не дерёмся, а беседуем.
   - Женщина говорит, вы били господина анчу головой о забор, - повернулся к Петрику командир.
   - Служебная необходимость, - ляпнул Чудила, раскрыв удостоверение.
   - Не он меня, а я его, - рявкнул я, придя, наконец, в себя. – Всё, пока, Чудик, я поехал.
   - Пока, Миче.
   - Эй, куда?
   Возница взмахнул кнутом и – раз! – мы уже за поворотом.
   - Оно и правильно, - обернувшись, прокричал дядька. – Мало народу пересажали, ещё им подай. А ты что, тот самый Миче?
    Нет, только не это!
    - Никакой не тот самый, - вздохнул я и отвернулся.

    *    *    *
   Возле моих ворот стоял экипаж доктора Шу, отца моего приятеля, которого мы дразнили Шу–Шу и Шушик, чтобы отличать от родителя. Вроде как Шу номер два.
   Моей первой мыслью было где–нибудь спрятаться, а второй – что ведь всё равно найдут, а у меня пропадёт рабочий день. Третья мысль была такой: надо побыстрей всех спровадить, прикинувшись хорошим и послушным, и заняться своими делами. Чудила прав: иногда лицемерие – это хорошо.
   - Доброе утро, - произнёс я елейным голоском, входя в столовую, где моё семейство и доктор Шу сидели за завтраком. Рики, бросив ложку, выскочил из–за стола, чтобы обняться.
   - Доброе утро, сынок, - расширив глаза, прошептала мама. – Ты как себя чувствуешь?
   - Прекрасно! – бодро заявил я и тоже сел к столу.
   - Как Ната? – таким же убитым голосом спросил отец.
   - Чудесно! – улыбнулся я во весь рот. – С утра уже порыбачила.
   - Ты был у Наты или… где? – осторожно поинтересовалась мама. Дядя Шу был более решителен.
   - Какого чёрта ты это устроил, Миче? – спросил он. – Что ты такого сообщил о Корках, что их так резко арестовали?
   - Я? С чего вы взяли, что сообщил я? Кто угодно мог сообщить. Говорят, будто у них был заговор. Я сам об аресте только сегодня услышал.
   - Твой приятель Воки сказал нам, что вчера ночью тебя видели вместе с Чудилой, входящим в ворота дворца.
   Ладно, хорошо. Я рассказал им, в чём дело и добавил, что если был заговор, то ничего страшного, что Корков арестовали. Сам же я всего лишь просил выпустить негодяя Кар–Кара, потому что они угрожали расправой с моей семьёй. Я не знал, что делать, обратился к Чудиле, который, оказывается, вхож во дворец, куда он меня и отвёл. Я беседовал с королём, и тот обещал выполнить мою просьбу, то есть отпустить злобного Корка, чтобы у меня не было проблем…
   - В час ночи?!!
   Ну, так уж получилось. Утром король даже ничего не сказал нам с Чудилой. Об аресте Коркиной банды мы узнали в городе только что. Петрик предположил, что это из–за заговора.
   - Вообще–то поделом им, - разошёлся я. – Па, почему ты не сказал, что не просто упал, а что виноваты Корки?
   Он отвёл глаза:
   - Да уж, тебе, пожалуй, скажешь. Ладно, если надо прийти в суд, мы придём. Но Миче, я не понял твоего поведения ночью.
   - А что ночью?
   - Ты всю комнату завалил колюще – режущими предметами, всяким металлоломом, и уставил вёдрами с водой.
   - Миче боится мести пиратов, - чирикнул Рики.
   - Пиратов, Корков… Миче боится всего на свете, - начал закипать отец.
   - Поэтому ты, Рики, ночевать будешь дома, - строго сказала мама.
   - Нет! – возмутились и он, и я.
   - Да. У ребёнка сломана рука, и ему нужен уход.
   - Я могу ухаживать за Рики.
   - Чего за мной ухаживать–то?
   - Послушай, Миче, Рики всё–таки наш сын, а не твой.
   Я вам передать не могу, как меня огорчали и выбивали из колеи эти слова!
   - Да, - сказал я, опустив голову. – Только помимо ухода, Рики нужна защита.
   - По–твоему, твои родители, Миче, не сумеют защитить своего младшего сына? – влез доктор Шу.
   - Нет. То есть да, - сознался я. – Не сумеют.
   - Хочу остаться с Миче, вы обещали, - захныкал мой братец.
   - Сынок, Миче болен, ему самому нужен уход, - наконец–то высказал свою точку зрения дядя Шу.
   - Отлично. Я буду ухаживать за Миче, - тотчас вызвалось моё сокровище.
   - Рики, ты должен жить с мамой и папой.
   - Нет, с Миче.
   - Чем это я по–вашему болен, дядя Шу? – поинтересовался я.
    Тот замялся, но, в конце концов, выдал:
   - Видишь ли, сынок, бывают такие болезни, незаразные…
   - Да, душевные.
   - Но Миче, ты знаешь эту свою особенность с детства… А с возрастом всё усугубляется… И когда мне показали всё то, что ты натащил ночью в спальню… И мы старались тебе потакать, и не разлучать с Рики, и не волновать тебя, и делать вид, будто верим, что есть какая – то опасность, и успокаивать тебя…
   - Делать вид? – вскричал я, выйдя из себя от таких слов. – А Корки, приходящие ночью с угрозами, это не опасность?
   - Но Миче…
   - Если Рики будет жить дома, я тоже вернусь домой, - заявил я.
   - Слыхали?  Ни у кого нет такого брата, как у меня, - с гордостью произнёс Рики.
   - Прекрасно! - обрадовались родители. – Живи с нами, а этот дом мы выгодно сдадим.
   - Нет, - сказал Шу, - живи тут. Ты должен высыпаться, а когда рядом Рики, ты, как я слышал, не спишь по ночам. Должен привыкать жить самостоятельно. А то ведь, слышал я, ты таскал ребёнка с собой даже в анчутские пещеры, а это небезопасно. И ты там стукнулся головой, а это не идёт на пользу, когда человек болен… душевно.
   - И что? – спросил я о дальнейших планах этой троицы. Шу меня просветил:
   - Пусть Рики живёт дома. А ты живи здесь. Я выпишу тебе лекарства… Собственно, я их уже привёз с собой…
   - А следующий этап – сумасшедший дом? – полюбопытствовал я, уязвлённый до глубины души. Шу высказался честно и определённо:
   - Не только это, Миче. Ещё и лишение права консультировать людей. Такое поведение не может пойти людям на пользу.
   - До этих пор оно никому не вредило, - проговорил я, пытаясь держать себя в руках.
   - Нет? Посмотри, сынок, что делается в городе.
   - Но это не я сделал!
   - Но повторяют твоё имя. Миче, твой страх становится опасным для всех. Может, ты набросишься с топором на клиента, если он слишком близко подойдёт к Рики.
   Я развернулся и вышел из столовой.
   Я поднялся к себе в спальню. Может быть, доктор прав, и Миче Аги сошёл с ума окончательно? Он – зерно раздора, он умудрился начать смуту в городе, боясь сделать именно это. Он – страшный человек, опасный для общества и семьи. Место Миче в сумасшедшем доме.
   Я долго – долго стоял перед зеркалом в спальне. Настолько долго, что у меня занемели и стали тяжёлыми ноги, когда кто–то осторожно сдвинул меня с места и посадил на кровать.
   - Петрик? Что, уже вечер?
   - Ещё утро, - ответил Чудила. – Я прогнал всех твоих взрослых, а Рики велел вытирать со стола. Я сказал, что ты будешь хорошим мальчиком, пусть отвяжутся.
   - Я опасен для Рики, - пожаловался я.
   - Враки. Я убедил всех, что нет. Довели ребёнка до слёз. Я поклялся, что ты будешь пить всю ерунду, что привёз Шу, и они уехали. Рики останется здесь.
   Я уткнулся лицом Чудиле в грудь.
   - Спасибо, Петрик.
   - Пожалуйста. Не забывай три раза в день выливать на грядку по ложке микстуры. Выбери самый больной корнеплод.
   - Что ты узнал?
   - Король сделал ошибку, вот что. Он поторопился отдать приказ моему начальству – и Корков арестовали без существенных доказательств. Но теперь уже все твердят о заговоре, раскрытом тайной полицией. Нас с тобой это не должно касаться. Наш дорогой король выкрутится. Корков пожурят и отпустят, как его величество и обещал. Зная, что всем известно о заговоре, Корки притихнут. Боюсь, что перестанут цепляться к тебе, и твоя жизнь станет скучной. Успокойся, Миче. Я же сразу сказал: может, всё к лучшему.
   - Успокоиться?
   - Да. Может, тебя это утешит, но вместе с именем Миче склоняют имя Петрика Тихо. Но я не переживаю. Подумаешь!
   - Что мне делать?
   - Первое, - начал загибать пальцы Чудила, - приберись в спальне родителей. Топор положи себе под подушку, но никому об этом не говори. Второе: вспомни, что у тебя рабочий день.
   - Я опасен для клиентов, - простонал я, но Петрик лишь хмыкнул:
   - Не чуди, - сказал он. – На–ка, выпей горячего чаю – и бегом!
   - Куда?
   - Поднимать флаг, конечно.

Продолжение: http://www.proza.ru/2009/11/10/882