Воспоминания. часть 44. противостояние

Осипов Александр
ПРОТИВОСТОЯНИЕ

1993 год был характерен противостоянием между Президентом России Ельциным и Верховным Советом России.
Развалив социалистическую экономику, Ельцин и его окружение усиленно стали проводить линию на принятие новой конституции, в которой были бы закреплены основы капиталистического строя. Их не устраивал и Верховный Совет, как последний оплот социализма, хотя он был уже сильно деформирован. Состав Верховного Совета не отражал требованиям социализма, а именно: состав Верховного Совета должен был состоять из депутатов пропорционально классовому составу общества, а также в Верховный Совет должны входить депутаты от каждой нации и национальности. Но и реформированный Верховный Совет всё же являлся детищем социализма. В конечном итоге эта борьба вылилась в кровопролитие. Итогом кровопролития стал роспуск Верховного Совета России и навязывание народу буржуазной конституции.
На фоне всё ожесточающегося противостояния между буржуазно-демократическим и коммунистическим течениями, в 1993 году коммунистам всё же удалось восстановить коммунистическую партию Российской Федерации. Ельцину и его окружению не удалось похоронить коммунистическую идеологию, хотя попытка такая была. Ярые антикоммунисты требовали на государственном уровне запретить коммунистическую идеологию. Но коммунистам удалось отстоять не только коммунистическую идеологию, но и добиться легализации коммунистической партии Российской Федерации. 1993 год – стал годом возрождения коммунистической партии.
Противостояние наблюдалось и в коллективе нашего завода. Особенно резко обострилось противостояние поле смерти директора завода Остапюка Владимира Григорьевича. Он умер после сделанной операции в конце января 1993 года. После его смерти заметно активизировали свою деятельность его заместители. На выборах нового директора верх среди заместителей одержал заместитель директора по общим вопросам Березин Геннадий Павлович. Он был коренной житель Запрудни. Работал в СКБ,  в лаборатории научной организации труда, заместителем главного бухгалтера, заместителем начальника цеха, начальником планово-экономического отдела и заместителем директора по общим вопросам. Коллектив предприятия надеялся, что ему удастся завершить начатую Остапюком реконструкцию завода, сохранить финансовую стабильность и тем самым сохранить предприятие. Но надежды не оправдались. Уже через несколько месяцев стало ясно, что Березин Г.П. ведёт коллектив предприятия к разорению. Конечно, во многом вели коллектив предприятия к разорению – это внешние силы и, в первую очередь, правительство России. Но можно было ещё как-то удержать производство хотя бы той продукцией, которая,  была рентабельна и имела устойчивый сбыт. К такой продукции можно было бы отнести продукцию картонажного производства. Но Геннадий Павлович пошёл на поводу у технических служб и, прежде всего, у технического директора Козлова Владимира Петровича. Они убедили его, что не надо распылять силы и средства, а нужно сконцентрировать их на развитие цветных кинескопов. При Остапюке был заключен контракт с финской фирмой о поставке нашему предприятию оборудования для картонажного производства. Тем самым он стремился увеличить объём выпуска картона и картонных коробов, т.е. развить рентабельное производство. Березин, идя на поводу у технических служб завода, разорвал контракт с финской фирмой и стал проводить линию на передачу этого производства в аренду. В конечном итоге картонажное производство было передано в аренду. Вторую ошибку, которую допустил Березин и опять он пошёл на поводу технических служб, - это освоение нового цветного кинескопа разработки нашего СКБ, а не лицензионного. Но нашими конструкторами была допущена ошибка в конструкции кинескопа, из-за чего предприятие стало нести большие потери, а самое главное – отставать в освоение от освоения аналогичного кинескопа паневежиским заводом. Всё это привело к началу потери рынков сбыта цветных кинескопов.
При принятии решений Березин мало прислушивался к мнению экономических служб и в первую очередь планово-экономического отдела. Моё видение на развитие предприятия стало всё сильнее и сильнее расходиться с видением технических служб и, самое главное, с Березиным. То, что моё видение развития предприятия расходилось с техническими службами,  я не видел большой трагедии. Эти расхождения были и раньше, но у меня раньше не было расхождений с Остапюком. Это была, пожалуй, одна из причин моего противостояния с руководством завода.
Моё противостояние с руководством завода стало усиливаться и по подготовке предприятия к приватизации. Я отказался проводить агитацию в коллективе за проведение приватизации. От этой приватизации, на которую шло руководство завода, я не видел ни чего хорошего. То, что моё видение развития завода стало всё сильнее и сильнее отличаться от видения руководства, видимо стало раздражать Березина и его окружение. В коллективе всё сильнее стала муссироваться линия на то, чтобы ликвидировать планово-экономический отдел. Я не мог смириться с этой мыслью. Тем более, что в последнее время работу отдела я переориентировал на решение вопросов по прогнозированию и на анализ работы предприятия. Переориентацию в работе отдела я проводил не под нажимом руководства завода, а по своей личной инициативе. Проводимая мною в отделе работа не всем нравилась. Не все с желанием стали перестраиваться в работе. Потребовалось много времени для убеждения работников отдела в необходимости перестройки в работе отдела. Мною была разработана методика ежемесячного анализа выполнения плана по номенклатуре и себестоимости выпускаемой продукции. Эта методика предусматривала выявление отклонений фактических данных от плановых, выявление причин отклонений и выявление виновных в этих отклонениях. По результатам проведённого анализа делались выводы и предложения по устранению выявленных отклонений.
На протяжении нескольких месяцев предприятие срывало выполнение плана по производству кинескопов, заметно увеличились расходы, из-за чего заметно ухудшилось финансовое положение предприятия.
По результатам проводимого ежемесячного анализа, я видел, что причина в плохой работе предприятия кроется в плохой работе стекольного цеха. Мною был проведён совместно с отделом главного механика, главного энергетика и цехом более углублённый анализ плохой работы оборудования. В результате чего была выявлена основная причина плохой работы оборудования – это отсутствие планово-предупредительного ремонта оборудования. После того, как об этом было доложено техническому директору и директору завода, они стали требовать от отдела главного механика, отдела главного энергетика и цеха строгого соблюдать графики планово-предупредительных ремонтов оборудования. И надо сказать результат сразу сказался – показатели в работе предприятия стали заметно улучшаться. Заметно стало улучшаться отношение руководства к планово-экономическому отделу. «Холодная война» против отдела закончилась. Руководством уже не поднимался вопрос о ликвидации планово-экономического отдела. Разум восторжествовал над предрассудком.
Противостояние с руководством завода по некоторым вопросам у меня продолжалось оставаться, хотя наблюдалось в наших отношениях и потепление.
Директор завода Березин Г.П. предложил мне новую вводимую должность – заместителя директора по экономическим вопросам. Я от предлагаемой должности отказался. На это у меня были свои соображения. Во-первых, по стратегическим вопросам развития предприятия у меня были разногласия с директором завода, а это значит, мне с ним было бы не так-то легко работать. Работать и не получать от работы удовлетворения было не по мне. Во-вторых, работа начальником планово-экономического отдела меня устраивала больше. Морально я был удовлетворён проводимой в отделе перестройкой. Ежемесячно я видел положительные результаты от перестройки, и это меня радовало.
Причины, которые побудили меня отказаться от должности заместителя директора по экономическим вопросам, решил понять и технический директор Козлов В.П. Он пытался меня всё же уговорить, чтобы я дал согласие. Но моё решение было твёрдым и бесповоротное.
Через несколько месяцев на должность заместителя директора по экономическим вопросам назначили заместителя директора по капитальному строительству Макарова Евгения Михайловича.
В 1993 году мне повезло быть на курсах повышения квалификации. Курс лекций «Как преуспеть в бизнесе» читал американский профессор господин Кёрк. Лекции читал с 10 часов до 17 часов в течение двух дней. Лекции господин Кёрк читал на английском языке. На русский язык переводил наш переводчик. Лекции были очень интересные. Механизм, при помощи которого можно добиться успехов в бизнесе, о котором он рассказывал нам, можно применять не только в бизнесе, но и при достижении любых целей в жизни. В своих лекциях он часто ссылался на книгу Наполеона Хилла «Думай и богатей». Со временем эту книгу мне удалось купить. Действительно, книга даёт много советов в достижении поставленных целей. Господин Кёрк приводил много примеров, как люди добивались успехов в бизнесе и при достижении других целей.
Меня, да и не только меня, но и всех слушателей лекций, поразил его ответ на вопрос слушателей. Вопрос был ему задан после того, как он задал вопрос нам: «Хотите Вы стать богатыми?» Все дружно закричали: «Хотим, хотим». Одна из слушательниц решила задать такой же вопрос и ему: «Господин Кёрк, а Вы хотите быть богатым?» Его ответ нас всех удивил. Он спокойно ответил: «Нет, я не хочу быть богатым. Я не хотел бы быть и бедным. Я не хотел бы ощущать недостатка в денежных средствах, но и не хотел бы их иметь и в большом избытке, чтобы думать куда их вложить. Быть богатым – это ещё не значит быть счастливым. Для меня счастье – это заниматься любимым делом. А любимое дело для меня – это читать Вам лекции и видеть, что они Вам приносят радость».
Я был полностью согласен с господином Кёрком. После такого ответа, я проникся к нему с большим уважением.
По окончанию курсов господин Кёрк лично вручил каждому свидетельство об окончании курсов. Перед вручением свидетельств организатор этих курсов спросил: «Есть ли желающие выступить и сказать несколько слов о впечатлениях о лекциях?» Выступило несколько человек. Выступил и я. В своём выступлении я сказал: «Господин Кёрк, если сравнить состояние моей души до Ваших лекций и после лекций, то я хочу сказать, что когда я шёл на лекции, моё состояние можно было сравнить с ползущей черепахой. На Ваших лекциях я чувствовал, как росли у меня крылья, и теперь с Ваших лекций я уже буду лететь на крыльях счастья от впечатлений от прочитанных лекций. В моих словах не было приукрашивания. Действительно от его лекций я получил заряд положительной энергии. Два дня мы слушали его лекции и от его лекций не уставали. Нас поразило его манера чтения лекции. Читал свободно, раскрепощено, с яркими примерами. Можно сказать, что мы слушали его лекции на одном дыхании с открытыми ртами.
Внутренняя неудовлетворённость от происходящих катаклизм в обществе и происходящих процессов на предприятии компенсировалась внутренней радостью за наших детей. Ира и Лена радовали меня и Веру не только успехами в учёбе, но и жизненной позицией. Радовало то, что взгляды на жизнь, на происходящие события в обществе у нас совпадали. Радовало то, что в нашей семье не возникали проблемы родителей и детей. Они не поддались пропаганде буржуазной идеологии, морали и нравственности. Они так же, как и я с Верой критически подходили к насаждающим обществу западным ценностям.
В 1993 году Лена окончила школу с серебряной медалью. Она уже несколько лет назад твёрдо решила получить музыкальное образование. К сожалению, в музыкальную школу она пошла поздно и ей пришлось нагонять упущенное. За один год она оканчивала два класса музыкальной школы. Преподаватели увидели у неё способности и советовали ей и нам их развивать. Последние два года она занимались в Дубне у репетитора. Репетитор, Ирина Николаевна, много ей дала в плане техники игры на фортепьяно.
Лена успешно сдала экзамены в музыкальное училище в городе Рязани. На период учёбы стала жить у дедушки с бабушкой. Я и Вера остались в квартире одни. На выходные приезжала из Долгопрудного Ира, на каникулы из Рязани приезжала Лена, а на зиму я привозил к нам папу.