Выбор маленького смешного человечка

Павлов Игорь
Леонид Иосифович Кацнельсон был маленьким человечком. И смешным. Похож был на Чарли Чаплина. Без усиков. И седой давно.
Всегда был маленьким и смешным, но и всегда с чувством собственного достоинства. И когда в НИИ еще при советской власти работал и в постсоветское время, когда в школе учительствовал.
В НИИ всегда спорил с начальством. За правду всегда боролся. За всех несправедливо обиженных заступался, ну и за себя тоже. Никогда не боялся с начальством на конфликт пойти. Если конечно вопрос принципиальный. На все имел свою точку зрения и не боялся ее при начальстве высказать.
Редко когда удавалось добиться справедливости, да тут еще и НИИ развалился. Девяностые годы не оставляли шансов научно-исследовательской работе в стране.
Нет НИИ – нет проблем? Как бы не так.
Устроился по знакомству работать преподавателем  информатики в школу на Красных Воротах. Зарплаты крохотные и школа маленькая. С каким то непонятным статусом. То ли государственная, то ли нет. Учатся детишки из еврейских семей. Среди предметов есть изучение торы, иврита и еврейские традиции.
Леонид Иосифович вроде бы был не посторонним в еврейском вопросе человеком, но сильно удивлялся преобладанию в учебной программе большого количества национальных и религиозных предметов. Детишки тоже в школе учились не простые. Не из старых московских семей, а в основном из числа приезжих горских евреев.
Вот где ментальность то Леониду Иосифовичу чуждая и непонятная. Дети учиться не хотят, все делают из под палки. Точнее и из под палки ничего не делают. Нету на них палки. Родители на художества детей смотрят сквозь пальцы. Директор школы в конфликты не вмешивается. Ему главное – чтобы богатые родители довольны были и спонсоров из числа богатых евреев побольше было.  Обижать детей спонсоров нельзя. А в спонсорах – все родители школьников. Основной но негласный девиз – «спонсор всегда прав».
Ради спонсоров завел директор кошерную столовую. И смех и грех. Носился с этой столовой как курица с яйцом. Учителям и десятой доли внимания не уделял. Все мысли – о столовой и спонсорах. Правда, тут скандал вышел. Выяснилось, что Андрюша-сторож ночью в столовой сардельки варил. Все три года, что в школе работал. Какая уж тут кошерность.
Скандал замяли, Андрюшу уволили.
Понятно, что успеваемость в школе нулевая. Московские родители отдают своих детишек в еврейские школы на Ленинском проспекте и Новослободской. Там сильные преподаватели, меньше религии и иврита, и уж куда больше английского, информатики и математики.
Но самые сильные дети из московских еврейских семей как учились при советской власти в спецшколах, английской и математической, так и продолжают в этих же школах обучение.
Сын Леонида Иосифовича Валентин еще во времена Советского Союза возглавлял списки официальных гениев страны, закончив математическую спецшколу в Измайлово в возрасте десяти лет, и поступивший в Бауманку едва ему исполнилось одиннадцать.
Первая жена Леонида Иосифовича дала Валентину свою фамилию. Русскую. И возила сына на занятия на Бауманку через весь город.
Утром на Бауманке народу полно. Студенты бауманцы с утра полонят все пивнушки по дороге к МВТУ. Валентин в среде студентов популярен. И в группе и на потоке и на всем курсе. Где еще учится одиннадцатилетний гений, которого мама каждодневно за ручку провожает на лекции?
-Валентин! – Кричат студенты из двери пивной.- Иди к нам! Валентин виновато оборачивается на зов однокашников, но продолжает свой путь вслед за матерью.
В восемнадцать лет Валентин имел два высших технических образования. Мать его с Леонидом Иосифовичем развелась и увезла сына в Америку. Там Валентин пару лет поработал «на дядю», а потом открыл свою айти компанию. Сейчас вполне успешный человек. С отцом общается мало. Только последнее время потеплее стало. Когда уже совсем повзрослел. А до того верил матери безоговорочно, в том числе и всем ее словам про «плохого» отца. 
Хорошо, что Интернет есть. Долго Леонид Иосифович бомбардировал сына по аське и скайпу. Не хотел тот с отцом общаться. Но вот как то встретились на свадьбе двоюродных родственников на Украине. Поговорили. Расставили точки над i, и теперь нормально переписываются. Без особого тепла, но и вражды как не бывало.
Совсем других детей приходилось обучать Леониду Иосифовичу в школе на Красных Воротах. Ничего не хотят знать, ничему не хотят учиться. Уважение к учителям на нуле. Рассматривают учителей как прислугу. И их родители относятся к учителям не лучше. И директор школы не сильно учителей привечает. Текучка в кадрах большая.
Учителя сами уходят, или директор увольняет тех, кто голову высоко поднимает и справедливости ищет. Леонид Иосифович голову поднял и стал искать справедливость. Заступился за молодую учительницу математики, которую увольняли по жалобе одного из родителей школьника-старшеклассника.
Пошел к директору. Не помогло. Хоть был человеком не религиозным, обратился Леонид Иосифович к равину. Когда тот занятия с детишками вел. Все ему рассказал. Равин был человеком в школе влиятельным, так что тут сработало. Учительницу в школе оставили, а вот Леонид Иосифович из школы ушел. Сам. После разговора с директором. Тет-а-тет. И разговор то был вовсе не про училку математики и равина. Просто директор после сардельных похождений сторожа Андрюши стал несколько серьезнее относиться к происхождению сотрудников. Всеми правдами и неправдами разведывал он принадлежность учителей к галахе. Леонида Иосифовича он спросил об этом напрямую. И, хотя у Леонида Иосифовича с родителями был полный еврейский порядок, счел он вопросы и поведение директора бестактным. Так и сказал, что пока мы живем и работаем в светском государстве, вопросы религии и национальности на работе неуместны и незаконны.
Директор растерявшись возразил, что мол школа то все же еврейская. Зараннее подготовленный Леонид Иосифович заметил, что в уставе школы и лицензии сказано лишь об углубленном этно-культурном компоненте. На том и расстались. Полюбовно.
Невелика потеря. Быстро устроился Леонид Иосифович в обычную среднюю школу. Государственную. Хорошие учителя информатики везде нужны.
Школа сильная. Информатика продвинутая. Леонид Иосифович взял на себя факультативы, профильное обучение и подготовку детей к олимпиадам. Для этого самостоятельно освоил технологии сайтостроения и флешь-анимацию. Цифровые видеотехнологии он еще раньше освоил. Сделал специальные курсы для детей.
Успехи не заставили себя ждать. Через год-два пошли победы и призовые места в городских конкурсах. Сатирический фильм «Новые технологии в образовании» взял много призов и как эталон школьной деятельности демонстрировался на коллегии московского правительства. А этот фильм был всего лишь продвинутым упражнением десятиклассников на «параллельность действия».
Директорша школы Наталья Петровна на Леонида Иосифовича нарадоваться не могла. Наталья – человек справедливый и деловой. Учителей не обижает. Старается сколотить хороший педколлектив. Все хорошо в школе? Вроде да, вот только Наталья Петровна – православный религиозный человек и этим пользуются многие сотрудники школы. Количество постящихся сотрудников школы год от года удваивается. Многие училки громко требуют в столовой постной еды почему то именно в тот момент, когда в столовую входит директорша.
Все важные мероприятия не проходят в школе без активного участия батюшки из соседней церкви.
На последнем заседании педсовета методкабинет выдвинул к обсуждению план повышения учебно-воспитательной работы.
В учебной составляющей плана все понятно. В воспитательной – на первом, втором, третьем и прочих местах – «усиление роли православия», «православный образ жизни», и т.д.
Не выдержал Леонид Иосифович и спросил у докладчицы галахической наружности, почему вопросы патриотического и семейного воспитания в обсуждаемом плане где-то в самом конце, а вопросы общечеловеческих ценностей и толерантности вообще отсутствуют.
Заведующая метод кабинетом как дважды два доказала Леониду Иосифовичу, что в православном воспитании все эти вопросы безусловно подразумеваются. Директорша Наталья Петровна неожиданно заявила, что согласна с Леонидом Иосифовичем в плане того, что патриотическое воспитание должно стоять на первых ролях. Пообещала все его замечания учесть. Видимо немного покоробили ее излишне откровенные подпевалы.
Но тут грянули выборы. В московскую думу. И в другие региональные законодательные органы.
В пятницу Наталья Петровна получила петицию из департамента образования. О том, что надо обеспечить явку сотрудников на участки голосования. Зачем то был составлен график, кто из сотрудников и когда голосует. По какому округу. Назначен дежурный по школе. Каждый из учителей и сотрудников по выходе с избирательного участка должен был отзвонить дежурной и доложиться.
Наталья Петровна лично бегала по школе и добивалась от сотрудников твердой клятвы, что те посетят участки для голосования.
Леонид Иосифович и без Натальи Петровны собирался сходить проголосовать. Он к этому своему гражданскому праву до сих пор серьезно относился. Но вот это безумное действие с графиками, подписями и дежурным его возмутило. Сначала он наотрез отказался идти голосовать. Наталья Петровна поддавливала. Чего раньше за ней никогда не замечалось. Пообещал ей Леонид Иосифович, что проголосует. Может из сострадания к ней? Но вот расписываться в таблице отказался наотрез.
Впервые в жизни Леонид Иосифович осознано голосовал за коммунистов.
Результаты выборов его сильно удивили.
Правда, через пару дней друг детства рассказал, что он только что вернулся из Загорска, где отвечал за избирательную компанию одного из кандидатов. Его кандидат честно занял первое место. Был он от партии «Объединенная страна». Набирал кандидат 42-44 процента. Но по звонку из штаба «Объединенной страны» пришлось поднимать процент. Мгновенно подняли вдвое.
Обомлел Леонид Иосифович, да так обомлевшим неделю и проходил. Тихий такой. Маленький. И совсем не смешной.
А через неделю услышал он случайно разговор сотрудников о том, что мол в Тайланде хорошо жить, климат неплохой, недвижимость дешевая и коррупция вменяемая.
Посидел Леонид Иосифович недельку в Интернете. Все проштудировал. Оказалось, что люди пожилого возраста могут иметь в Тайланде пенсионную визу и жить сколько угодно, поскольку конкуренцию местному трудоспособному населению они не представляют. И еще узнал, что нашей пенсии там для жизни вполне хватит.
Сейчас Леонид Иосифович продает загородный домишко и покупает недорогое кондо в Патайя.
Кто-то скажет: «Туда и дорога. Россия для русских». Большинство вообще внимания не обратят.
А мне будет немного не хватать маленького смешного человечка, похожего на Чарли Чаплина, но без усов.