Великий ход

Олег Вороной
ВЕЛИКИЙ ХОД

Я люблю этот отвесный мыс. При любой возможности стараюсь побывать на нём и веду сюда своих друзей. Я много путешествовал, видел и Сибирь, и Подмосковье, и Карелию, и Кавказ, и Аляску, и Великие Американские озёра, и знаменитый Северо-Запад США. Бывал  в горах, в прериях, в тропическом лесу и тайге, но такой притягательной силы нигде не испытывал. Может потому, что красота необыкновенная, может потому, что высота большая.
Каждый раз, бывая на нём, открываешь для себя Что-то. То вдруг неожиданно осознаешь, что кедровые шишки здесь появились даже на полутораметровых деревцах, то вдруг поймёшь, что под мысом у моря «нет дна» и вообще, мыс – это не берег, а самое что ни на есть Начало Земли. То вдруг увидишь на воде смену красок как у Полярного Сияния, то как-то неловко станет глядеть сверху на летающих где-то там внизу стрижей, чаек и даже орлов. И много-много ещё чего.
Вот и вчера я дышал разноцветной палитрой вводно-земных запахов, стоял на этом роскошном живописном полотне Природы, как неожиданно почувствовал Нечто. Какая-то огромная сила словно двигала, меняла не меняемый тысячелетиями пейзаж. Не понимая в чём дело, стал пристально вглядываться вниз, в рисующих на густо-синем фоне иероглифы стрижей и вот…
Да, это Оно. Небольшое круглое пятно отделилось от края скалы и, шевелясь и поблёскивая, двигалось в толще воды. Ближе, ближе. Вот уже можно различить продолговатые тела… Лосось! Играя и вскидываясь над водой, под мысом шёл совершенно круглый по форме косяк лосося. Небольшой, штук сто. Внутри косяка какое-то загадочное движение: рыбы менялись местами, сверкая боками, неизменно сохраняя форму, размер и скорость движения группы. Игра, смена мест, и в то же время абсолютный порядок. Казалось, даже хвостами взмахивают одновременно. Ликующая торжественность, а не рыба!
Лососи проплыли мимо, и на том же месте появился… новый косяк! Точно такой же круглый, точно такой же игривый и торжественный, столько же рыб. За вторым – третий, четвёртый… Невероятная точность. Совершенно одинаковое расстояние между ними, идут точно по тому месту, где минуту назад проплыли сородичи. Как по лучу!
Проходит час, другой. Лососи всё идут. Разбившись по сотням, словно для облегчения счёта. Или это самый безопасный способ добираться до родных нерестилищ через сотни километров сетей, проще спасаться от касаток? Может, увидев подобную картину, некоторые народы и стали поклоняться именно Лососю и выбрали его родоначальником племени?
Теперь и я другими глазами смотрю на мир. Ведь я видел Великого Лосося, видел Великий Ход.