Leonardo

Елена Переяслова
Я родился 15 апреля 1452 в местечке Винчи, недалеко от Флоренции. Мой отец - мессир  Пьеро да Винчи - был богатым нотариусом, так же как и четыре  предыдущих поколения его предков. Когда родился я, ему было около 25 лет. За свою жизнь отец мой имел четырех жен и был отцом десяти сыновей и двух дочерей . Моя мать не была ему ровней. Она была простой крестьянкой. Но не подумайте, что мой отец не признал меня, хоть и был знатным сеньором. Он относился ко мне так же, как и к детям, рожденным в законном браке. Я рос вместе со своими братьями и сёстрами и получал вместе с ними образование. Единственно, из-за чего ругался наставник, - я был левшой и писал справа налево, переворачивая буквы. И мои записи наставник мог читать только с помощью зеркала. Это не было простой шалостью. Просто  мне так  было удобнее. Ни одна порка не смогла сломить моё упрямство.

Будучи незаконно рожденным, я не мог стать юристом или врачом, поэтому отец решил сделать из меня художника. В то время художники считались простыми ремесленниками и  стояли чуть выше портных.  Меня взял на  обучение сеньор Вероккио из Флоренции. Я многому научился у него. Когда же мой учитель получил заказ написать картину "Крещение Христа",  я был удостоин чести написать на его полотне ангела. Увидев мою работу, сеньор Верроккио сказал, что "его превзошли"...Тогда мне было 20 лет. В том же, памятном мне 1472году, я был принят в гильдию живописцев. Но вскоре по ложному доносу меня обвинили в содомском грехе и я чудом избежал сожжения у столба. После сего прискорбного случая я уже не мог оставаться во Флоренции и уехал в Милан, ко двору Людовико Сфорца.

Господь всемогущий! Какие унижения мне приходилось там испытывать! За жалкие гроши, за жалованье меньшее, чем у придворного карлика, я устраивал грандиозные праздники, исполнял обязанности военного инженера, гидротехника, придворного художника. Но герцог Сфорца не обращал никакого внимания на мои изобретения и почти ничего не платил за них. Хотя о моих картинах отзывался весьма лестно и почитал меня  за  хорошего живописца. Поэтому  впоследствии и повелел  основать в Милане академию художеств. Душа моя была полна горечи и томилась в этом городе. И после написания «Тайной вечери», на стене трапезной доминиканского монастыря, я покинул Милан.

Мне нечего было терять. У меня не было ни жены, ни детей, которые  только обременяли бы меня. Я считал и считаю, что только одинокий человек может полностью сосредоточиться на творчестве и науке. Теперь, когда я стар и стал гораздо мудрее, я не знаю - правильно ли я поступил, когда решил отвергнуть все те милые заботы, которые согревают души обычных людей. Возможно, я был неправ. Да, я был одинок, но никогда не был один. И не думайте, что я был несчастлив. Нет! Я был счастлив! Потому что моя жизнь была интересна и наполнена. Я был счастлив во все дни мои, потому что - Творил. Я создал свою школу...  А теперь я слишком стар и слишком устал от жизни. Теперь мне нужен покой.

Но достаточно слушать воспоминания старика.   Идите с миром, друзья мои, спешите к своим семьям! Живите полной жизнью и  не отвергайте ни одной из её радостей.

09/11/09