Рынок

Виталий Белоусов -Курск
            
               
  Помните, как нас всех бросили в рынок?
  У моего соседа он поперек горла стал. С утра до вечера одно и тоже:
  - Зачем он? Народ упирается,  а его тащат туда,  толкают. Насильно! Столько разговоров про этот рынок и в газетах, и по телеку!..
  А я соседу в ответ, чтобы поскорее от   него отвязаться;
  -Ничего подобного. Вот вчера пришел на рынок – никаких перемен. Та же вывеска - "Добро пожаловать!" При входе никто мною даже не заинтересовался. Всем безразлично: хочу я на рынок, или не хочу... А продуктов, товаров! А народу – то!
  Приноровился я ходить на рынок после зарплаты. Зачастил, как на работу ...
  Меня кто-то окликнул. Я обернулся и увидел за прилавком Васильевича, старого приятеля.
  - Яичницу любишь? -  он обхватывал руками три огромные кастрюли, наполненные яйцами.
  - Фермером заделался?- поинтересовался я.
  -  Хотел было... Да  вот, в этом месяце зарплату яйцами выдали. Всему заводу! В прошлом месяце - колбасой, нынче - яйцами,- и расхохотался. - Хочу корову завести, а вдруг в следующий раз молоком,  да сливками выдадут...
  - А нам - вениками! - включился в разговор какой-то мужичок. - Жена торгует.
  - А чего не помогаешь? Веников, небось, с грузовик наберется?- засмеялся Васильевич.
  -  Я по базару хожу, лучшее место для торговли подыскиваю. Появится рядом с женой конкурент,   тут же товар перебрасываем.
  Мужичок ахнул, глянув куда-то мне за спину, и убежал. Видимо еще веников подвезли.
  Что ж стоять без толку? Но не прошел и десяти шагов, как натолкнулся еще на одного знакомого.
  - Наконец-то зарплату  дали?- спросил я.- Ты говорил, что четыре месяца денег не получал. Вот хорошо! Теперь накупишься...
  - Как бы не так, - хмыкнул тот  в ответ. – Шиш  в карманах.
  - А чего ж зря ходишь? Тут или покупают, или продают...
  - А сейчас и меняют. Товар - на товар.
  - Что в обмен предлагаешь? Может, я возьму.
  - Говорю: воздух в карманах! Просто приглядываюсь, прицениваюсь.  От жены перешло... В прежние годы ходил с ней по базару, по магазинам. Знаю, что в кошельке у нее мелочь, что ничего не купит, а все равно становится в очередь, разглядывает вещицу и так, и сяк...    Словно, предвидела сегодняшний день… Надоела!  Только и слышу: «Другим хоть чем-то  зарплату  дают, а у  вас на комбинате о чем думают?»
  Знакомый   вздохнул, махнул удрученно рукой и молча удалился.
  Я обошел базар вдоль и поперек. Знал, кто и чем торгует, в каком месте. Оказавшись возле ворот,  неожиданно   чуть ли не наступил на своего соседа, который барахтался, распластавшись на земле.
  - Помогите! Помогите! - вопил он, а поднявшись, с криком и руганью набросился на того самого мужичка, что торговал вениками.- Чего носишься?! Я толкну, я толкну!.. – схватил посох и намерился воткнуть его в обидчика.
  - Извини... Извини, друг...- попятился мужичок.- Нечаянно я... Не хотел... Проходи-проходи... На рынке всем места хватит. На рынке теперь всего вдоволь,- и юркнул в толпу.
Я подошел к соседу, стряхнул с  его пиджака пыль.
  - Рынок! Какой же это рынок? Базар! - не успокаивался  сосед.- Я не хочу такой рынок!.. Ты спроси их, всех спроси! Никому не нужен такой рынок!..
  - Да ладно тебе,  не кипятись,- взмолился я.- Тебя же нечаянно толкнули... И какая разница: рынок, базар...
  - Да не  об этом рынке я!.. Будто не понимаешь...
  -Угомонись, угомонись... Тебе, знаю, нужна зубная паста...
  - Нужна! А что, есть? Третий месяц ищу!
  - Продают вон в том углу, - указал я рукой в противоположную сторону рынка.- А знаешь, почему ее долго не было в продаже?
  - Почему?
  - Закупили для строителей. Под зарплату. Там они всей бригадой за прилавком стоят.
  Сосед побагровел, набрал в легкие побольше воздуха... Я почувствовал,  что он вновь не на шутку взорвется, по-дружески похлопал его но плечу:
  -  Ладно- ладно, иди ... Не будем базарить.
  Я потоптался возле Васильевича.
  - Возьми яиц десяточек,  - попросил он.- Жена  спасибо скажет...
  -  Твоя жена?- хмыкнул я, разглядывая одежку Васильевича.
  -  Чего ты?- стушевался тот.- Испачкался я?
  -  Не знаешь, у кого  сто одежек, и все без застежек?
  - Капусту ищешь, что ли?.. Постой - постой; быть может, загадки загадываешь, тем и зарабатываешь?.. Сколько с меня?..
  - Эх, Васильевич... - я сокрушенно махнул рукой и опять двинулся в глубь рынка,  думая, у кого и на что бы обменять пуговицы, которыми были  забиты все мои карманы. Пуговицы  вчера выдали в кассе...
  Никогда не забуду, как нас всех бросили в рынок.