Современные ребятки

Тепляков Алексей Борисович
                Современные ребятки.
                (По мотиву французского молодёжного сериала «Элен и ребята»).

Действующие лица:
Студенты, дети своего времени, а именно:
Эле;н – рассудительная;
Жужу;  - темпераментная на грани бешенства;
Лулу;,
Мими;,
Фуфу;,
Шушу; - среднестатистическая жизнерадостная молодёжь женского пола;
Этье;н – бойфренд Элен, рассудительный, терпеливый;
Кристиа;н (Крикри; ) – бойфренд Жужу, раздражительный;
Жорж,
Федери;к,
Мори;с,
Патри;к – среднестатистическая жизнерадостная молодёжь мужского пола;
кроме вышеуказанных:
Мария – девушка, не принимающая изменений в нравственном кодексе человечества ,одета строго и аккуратно до старомодности, даже юбка гораздо ниже ко-
лен; в данном коллективе и в данном месте оказалась случайно.

  Действие происходит в гараже, где так называемые мальчики Этьен, Крикри, Жорж и Федерик репетируют, надеясь создать музыкальную группу. Здесь полно
музыкальных инструментов и других интересных вещей. Все находятся в гараже, последними входят Этьен и Крикри.   
Этьен: Чего вы все собрались?
Крикри: Что, решили мешать нам репетировать?
Элен: Тут у нас гостья, но прежде…
Жужу: Но прежде надо поприветствовать наших дорогих пёсиков!
(Жужу с визгом бросается на Крикри, Элен без визга наматывается на Этьена, остальные пары следуют их примеру. Чмокая и постанывая, они целуются.)
 Элен (слезая с Этьена): Мы с Жужу пришли в гараж к вам, а тут  уже столько народу. Патрик как раз что-то  хотел нам объяснить по поводу вон той девуш-
ки, что сидит здесь.   
(Все оборачиваются в сторону Марии. На лице у неё смущение и лёгкий испуг.)
Крикри: А, я знаю таких, скорее всего эта беженка откуда-то из Восточной Европы, только там так одеваются в таком возрасте.
Жужу: Точно! (ржёт, как лошадь.)
Этьен: Как тебе не стыдно, Кристиан, быть может она – жертва коммунистического террора, а ты насмехаешься. Патрик, объясни.
Жужу: Это я смеюсь, а не Крикри!
Патрик: Ну, в общем, я встретил её на улице, спросил, говорит ли она по-французски. Оказалось, что она – француженка, ярая католичка. Тут неподалёку у них
целый посёлок, где все сплошь ярые католики, специально вместе поселились. А в город она приехала навестить кузину, менее  ярую католичку, которая тут за-
мужем за каким-то рабочим с фабрики…
Этьен: Ну и дальше что?
Патрик: Ну не всегда можно такое чудо видеть, вот  я и позвал всех приятелей, а Федерик и Жорж привели нас в гараж.
Этьен: А как она-то согласилась сюда прийти?
Патрик: Я сказал, что хочу услышать слово Божие.
(Все смеются. За кадром – смех.)
Элен: Ты недостойно поступил с девушкой!
Жужу: Какая тонкая шутка!
Этьен: Значит, ты её обманул?
Шушу: Что между вами было?
(Остальные глупо улыбаются.)
Этьен(обращаясь к Марии): Я должен за всех извиниться, потому что от остальных этого, видимо, ждать бесполезно. Как тебя зовут? Я – Этьен, а это –       –  Кристиан.
Мария(слабым растерянным голосом): Мария. Остальные уже сообщили… познакомились со мной… Только я сразу всех не запомнила…
Шушу(почти в истерике): Что между вами было?
Патрик: Ничего не было, Шушу, ты что, с ума сошла? У меня другие вкусы.
Шушу: А почему она краснеет?
(За кадром: а-а-а!)
Крикри: Радуйся, что не зеленеет!
(Все смеются. Жужу  ржёт, как лошадь. За кадром – смех.)
Элен: Ты разве не понимаешь, Шушу, что такие вопросы заставляют краснеть?
Шушу: Разве? Не замечала.
Мария: Извините, вы будете слушать слово Божие?
(Хохот. За кадром – хохот. Когда  хохот стихает, Жужу твёрдым  голосом говорит.)
Жужу: Только одно слово, не больше.
(За кадром – смех и аплодисменты.)
Мария: Мне лучше уйти. (встаёт со стула и идёт к выходу.)
Этьен: Подожди! (останавливает Марию, сажает обратно.)После того, как с тобой так обошлись, они, особенно Патрик, должны выслушать тебя.
Элен: Хотя бы в качестве наказания.
Морис, Патрик, Крикри и Жужу, хором: Фу-у-у…
Фуфу: Что?
(За кадром – смех.)
Мария: Слово Божие есть Благодать, а не наказание. Я говорила бы о Боге, если бы меня захотели слушать добровольно. А так – лучше мне уйти.
Крикри: Давайте это прекратим! Надоело! Пусть идёт в свою деревню!
(Жужу ржёт, как лошадь.)
Крикри: Чего ты так хохочешь, почти по-лошадиному?
Жужу (удивлённо): Но вчера ночью ты назвал меня твоей лошадкой!
(Все, кроме Марии, смеются. За кадром – смех.)
Элен: Но мы с Этьеном хотим послушать тебя.
Этьен: Да.
Мария: Вы это говорите лишь из вежливости, это заметно. Репетируйте, как намеревались…
Патрик: Послушай, Мари;, крошка, я подумал только что, почему бы нет? Не думай, что я такой законченный негодяй. Мы не горим желанием слушать пропове-
ди, но вдруг наше отношение изменится? Ты же ничего не теряешь.
Крикри: Да что с тобой, Патрик?
Шушу: Что между вами происходит?
Патрик (обращаясь к Шушу): Дорогая, прекрати глупые истерики, а то найду другую.
Шушу: А может быть, уже нашёл, и не одну?
Элен: Мы должны выслушать Мари.
Мими: Да что вы! Она же сейчас начнёт ныть об аморальности противозачаточных средств!
Жужу: О нет!
Крикри (возмущённо): Мне рано иметь детей!
(Поднимается всеобщий гвалт. Затем, высказавшись, все умолкают.)
Лулу: Пусть она скажет, но очень быстро, скороговоркой.
(За кадром – смех.)
Жорж: А как же репетиция?
Этьен: Сократим или отменим. Ядерной войны от этого не произойдёт.
Федерик: Ладно, но что она может сказать нового? Всю эту историю о распятии Иисуса, о Пилате и о фарисеях мы знаем с детства. И заповеди нам перечис-
ляли не раз. Ладно, если у ней есть, что сказать, пусть скажет.
(Все рассаживаются, кто на диване, кто на стульях, Кристиан – на сидении за своими ударниками, так, что Мария одна остаётся на своём стуле у опустевшей
стены.)
Жужу (торжественно): Давай!
(Мария растерянно молчит.)
Элен: Ну что же ты? У тебя есть, что сказать?.. Слышишь, Мари?
Мария: Я всего лишь девушка, я не проповедник…
Патрик: Но ты хотела что-то сказать, когда шла сюда со мной, не так ли?
Мария: Вы все, конечно, слышали о том, что говорят Евангелия. Но ведь вы слышали лишь обрывочные цитаты, да и то, часто, искажённые. Поэтому у вас
неполное и неверное представление и о Ветхом и о Новом Заветах. Нельзя же отвергать то, чего не знаешь; надо сначала  узнать, а затем делать выводы. Вам
нужно внимательно читать Библию. Это, пожалуй, лучшее, что я могу вам посоветовать.
Крикри: Да! Вот и достаточно! Вот и хорошо! Спасибо за совет!
Федерик: Подожди, Крикри. То, что нам известно о Библии, это, конечно, не подробно, но это самая основа, самое главное. И нам это главное известно. Зачем же тогда читать такую толстую и скучную Книгу, только ради незначительных подробностей?
Этьен: Я, например, несколько раз начинал читать Библию…
Мими: И я!
Морис: И я!
Этьен: Так вот, мы пробовали, мы пытались начать и сначала и наугад с середины, но не встретили там ничего такого важного или интересного. Мы имеем об
этом достаточное представление. Зачем же мы будем впустую тратить время на Библию, когда забот у нас хватает?
Жужу: Как мы будем верить в какого-то старичка на облаке, который, якобы, всё творит одним словом: скажет «быть тому», и оно будет? Послушай, Мари,
только ненормальные могут верить в такую ерунду.
Патрик: И как верить, что человек взошёл пешком на небо?
Жорж: И ходил по воде!
Лулу: И накормил целую толпу пятью хлебами и пятью рыбами!
Крикри: Это были китовые акулы.
(Смех. За кадром – смех.)
Элен: Подождите! Дайте ей ответить.
(Пауза.)
Мария: Пятью хлебами и двумя рыбами…
Жужу: Даже двумя рыбами!
Мария: Подождите. Я знаю ответы на эти вопросы. Нам это всё объяснял наш приходской священник отец Жозе;ф. Мне только надо собраться с мыслями.
(Пауза.)
Крикри: Только не вздумай нам читать морали!
Этьен: Подожди же, она хочет ответить на вопросы.
Мария: Я отвечу. Но почему вы так боитесь разговора о морали?
Крикри: А потому, что религиозная мораль слишком устарела. Человечество развивается, к счастью, а не застыло на уровне двухтысячелетней давности, когда
людей без суда умерщвляли в камерах пыток и распинали на крестах.
Мария: Во-первых, о том, как вы знаете библейские повествования. Я сказала только что, вы знаете недостаточно, ваше знание часто искажено. Например, вы
что-то нелепое говорили о  старичке на облаке. В Библии сказано, что Бог невидим для зрения человека, живущего во плоти, Бог есть Дух, это Сам Христос ска-
зал. А Старец, у Которого Христос берёт книгу с печатями, в Апокалипсисе, ведь это же виде;ние, которое видел Апостол Иоанн, это было виде;ние, а не явь, и
Иоанн так и говорит, что видел это в духе, а не во плоти…
Лулу: Какие-то миражи, какие-то ду;хи…
Этьен: Не перебивайте!
Мария: Я сказала: Бог есть Дух, Иоанн видел духовно. Я не говорила о каких-то ду;хах.
Крикри: Ладно, мы поняли.
Мария: А на облаках Христос вернётся на Землю при втором пришествии, так Он Сам говорил. Так что никаких старичков на облаках. И если бы вы вниматель-
но прочитали Библию, то не говорили бы таких нелепых и наивных вещей. Ваши странные представления свидетельствуют о том, что вы не знаете Библию. Вам кажется, что вы упустили лишь неважное, но ваши же слова свидетельствуют, что вы упустили много важного. Излишняя самоуверенность часто приво-
дит к ошибкам. Вы считаете себя реалистами, а сами постоянно переоцениваете свои знания и силы в угоду своему самолюбию и занимаетесь каким-то детс-
ким самовнушением.
Жужу: Ха! Так она нас считает фантазёрами, а не себя!
Мария: Но мы только что убедились, что вы не знаете Библию, а говорите, что знаете! Что ты хочешь на это возразить?
(Жужу молчит, нахмурившись.)
Мария: Я вам не солгала, в этом вы можете убедиться, открыв Библию или спросив у священника. И можно, при желании, найти очень-очень много подобных
недопониманий Библии с вашей стороны. Не говорите же, что вы Её знаете достаточно. А скучно вам было читать Библию потому, что вы заранее внушили
себе, что всё там скучно и неинтересно. С таким отношением любая книга и любое дело покажется неинтересным. Разве вы не согласны?
Патрик: Да, пожалуй…
Этьен: Я часто замечал, как много зависит от настроения.
Мария: И различные места в Библии для начинающего не одинаково интересны. Пожалуй, лучше всего начинать с Евангелий и Деяний Апостолов, там много со-
бытий, как в приключенческих романах.
Лулу: Это уж вряд ли.
Мария: Не знаешь того, о чём говоришь. И читать надо с начала книг, на которые делится Библия, чтобы следить за событиями, а не тыкаться наугад, не по-
нимая, что и зачем говорится. А девушкам, у которых на уме одни мужчины, быть может понравилась бы книга  Песни Песен Соломона, это в Ветхом Завете.
Фуфу: Да? А почему её в Новый Завет не переписали?
Мария: Что не переписали?
Фуфу: Эту Песню Песен.
Мария: О, вы совсем не знаете Библию. Ветхий Завет – это не есть то, с чего переписали Новый Завет. Это – первая часть Библии, где запечатлено то, что было до пришествия Христа, до Евангелий.
Этьен: Я это давно знаю.
Мария: Это всё я говорила к тому, что надо читать Библию. Или же, хотя бы, послушайте хорошего проповедника.
Жужу (язвительно): Вот мы тебя и слушаем. Но читать Библию Католическая Церковь, вроде бы, простым людям запрещает…
Мария: А что касается морали…
Морис: Опять о морали!
Элен: Да прекратите же её перебивать, она одна против нас всех, и, к тому же, она здесь в гостях. Следовало бы быть повежливее.
Патрик: Да, достаточно, что я её обидел.
Шушу: Похоже, она уже;  не одна против всех!
Патрик: И она здесь не по своей воле!
Мария: Я не обижаюсь.
Жорж: Все вокруг наседают на меня с нравоучениями, но они, хотя бы ,старше меня. А тебе сколько лет, Мари?
Мария: Девятнадцать.
Жорж: Вот! Моя ровесница будет наставлять меня на путь истинный!
Морис: И мне нотации очень надоели.
Патрик: Давайте сделаем так: кто не хочет слушать, пусть извинит меня за неудачную шутку и идёт по своим делам, а кто хочет – пусть слушает.
Лулу: Но ведь любопытно же.
Морис: Вообще-то я никуда не тороплюсь.
Жужу (торжественно): Научи нас морали, Мари!
Жорж: Да, пожалуйста, для начала чего-нибудь о противозачаточных средствах.
(Всеобщее возмущение. За кадром – смех.)
Мария: Это не я к вам, а вы ко мне постоянно цепляетесь с противозачаточными средствами. Есть грехи гораздо более тяжкие и более заслуживающие внима-
ния. Но и это очень дурно, особенно для женщины; быть может, мужчинам это труднее понять. Вся эта химия, а тем более аборты – ведь это убийство жи-
вого существа до его рождения, даже внутри самой себя, это же какой-то кошмар. Неужели вы этого не понимаете?
(Женский хор возмущения, все что-то кричат, заглушая друг дружку.)
Жужу: Мы тут не об абортах говорим, а о тех средствах, что лишают половые клетки возможности размножаться!
Элен: Да, ведь тогда это ещё не живое существо, а просто органическое вещество.
Мария: Но ведь это просто  противно, даже без всяких объяснений.
(Женский хор возмущения.)
Лулу: А ты что, пробовала?
Мария: Что ты имеешь ввиду?
Лулу: Ну, таблетки или презервативы.
Мария: О нет! Я – девственница!
(Женские смех и возмущение. За кадром – хор неудовольствия: у-у-у…)
Жужу: Значит, сейчас уже  ты не знаешь, о чём говоришь.
Фуфу: А ты – монашка, или можешь когда-нибудь выйти замуж?
Мария (не переставая краснеть): Я – не монашка, я могу выйти замуж… Но, всё же, думаю, я знаю, что говорю, потому что я говорю не о сексуальном опыте, а
об эстетике и человечности… Как же!.. Убивать семя любимого человека, или использовать какие-то резинки… Разве вы не чувствуете, как это противно?
(Женский хор возмущения.)
Жужу: Извини, но быть девственницей в девятнадцать лет…
Мими: Проглотить таблетку – не противно. И в презервативах ничего страшного я не вижу.
Мария: Но если я сама вижу, что это противно, мне даже подумать об этом неприятно, что же вы мне говорите, что это не противно? Мне противно, и это
факт. А что значат пустые слова перед фактом? Мне противно не таблетку проглотить, а сам результат этого. Надеюсь, вы понимаете.
(Женский хор возмущения.)
Жужу: Вот это как раз самовнушение.
Мими: Это вам священники навнушали.
Мария: Вот как раз о том, что это просто противно, я от священников не слышала ни разу. Не священник так сказал, а мне самой противно. А что касается самовнушения… Говорят, что о вкусах не спорят. Но раз уж мы спорим… Вот, извините за неприятный пример, в восточной Африке некоторые племена живут в домиках, обмазанных навозом, и умываются коровьей мочой. Если бы, увидев ваше отвращение к этому, кто-то сказал бы вам, что вы лишь самовнушением 
занимаетесь, что вы подумали бы об этом? Вот то же и я думаю о вашем упрёке в самовнушении. Что противно – то противно.
Элен: Мари, это очень грубо. От тебя я не ожидала.
Мария: Мы говорим об отвратительных вещах, и мне приходится быть грубой, чтобы меня поняли. Поступать отвратительно гораздо грубее, чем говорить об этом. Так что упрёка достоин сначала делающий, а лишь в последнюю очередь говорящий. Что я сказала, это грубо, но это точно.
(Женский хор возмущения.)
Жужу (очень раздражённо): Значит, ты такая эстетичная, чувствуешь, где красиво, а где некрасиво, а мы, значит, не чувствуем, мы – люди второго сорта, так, что ли? Мы, значит ущербные?
Мария: Заметь, Жужу, не я это сказала, а ты сама сделала такой вывод. Я этого вывода не делала, я лишь говорила то, что вижу и чувствую. Возможно и дру-
гие назовут ход твоей мысли логичным, а вывод – правильным?
Жужу (с яростью): Да кто ты такая?!
Федерик: Мари, я вижу, твой отец Жозеф неплохо натаскал тебя, научил спорить. Ты просто издеваешься, направляя против нас наши же слова.
Мария (вспыхнув): Я издеваюсь?! Я не виновата в том, что ваши слова направлены против вас же. Я не заставляла вас говорить эти слова.
Этьен: Я прошу всех обойтись без ругани. У одних вкус развит больше, а у других меньше. Разве у нас есть веские причины считать себя непревзойдёнными эс-
тетами, считать, что мы во всём в жизни разбираемся безошибочно и лучше всех? Скажи, Федерик.
Федерик: Этого я и не говорил.
Жужу: Она могла пропустить эти  мои слова мимо ушей, но она специально обратила на них внимание, чтобы унизить нас!
Мария (испуганно): Я никого не собиралась унижать…
Этьен: Вот как! Учтём, что Жужу нравится, когда на её слова не обращают внимания…
Мария: Я сама чувствую, что не удержалась от колкости. Извините пожалуйста.
Этьен: Правда не зависит от того, кто её говорит, это мог  сказать кто угодно. И не надо всё валить на Мари! Мы оказались не самыми великими мудрецами и
эстетами на Земле. В наших недостатках виноваты мы, а не Мари.
Мария: Вот сколько времени и сил потрачено на нелепый спор об очевидном. Как было бы хорошо, если бы люди всегда были справедливы и не пытались чёрное
называть белым!
Жужу: Ох уж мне этот отец Жозеф!
Лулу: Жужу, мы это уже проехали.
Мими: Говорила же – не надо о противозачаточных средствах!
(За кадром – слабый смех.)
Фуфу: Но ведь рожать детей, когда для них нет условий – это же недопустимо. И лишаться общества своего возлюбленного только из страха перед таблеткой
или резинкой – тоже как-то странно.
Мария: Я вижу, вы сами переходите к более важному.
Крикри: Может быть, на барабане сыграть?
(За кадром – слабый смех.)
Этьен: Не дурачься, Крикри. Мари, к чему более важному?
Шушу: Ну ладно, вот мой низкий эстетический уровень не препятствует мне предохраняться во время секса. Ведь меня не переделать, если Бог меня такою соз-
дал. А значит – оставьте меня в покое и не мешайте мне жить!
(За кадром – одобрение и аплодисменты.)
Мария: Послушай… Извини, не запомнила имени…
Шушу: Просто Шушу.
Мария: Шушу, скорее всего, ты не сможешь стать такой, как мать Тереза. Но хотя бы немного ты можешь стать лучше. Каждый может заметить, что че-
ловек даже за три-четыре года может изменить очень значительно свои взгляды на жизнь. Человеку свойственно учиться у жизни. Очень важно понять, что
жизнь даётся человеку не для удовольствий, а для учения. Настоящая жизнь будет в Царстве Божьем, но туда войдёт не каждый, а лишь те, кто извлечёт из
жизни уроки и станет достойным Царства Божьего. Неужели так хочется попасть в ад? Что значит – оставить тебя в покое? Неужели, зная, что ты мо-
жешь попасть в ад, мы должны равнодушно отвернуться? Это всё равно что пройти равнодушно мимо человека, лежащего на рельсах, и не стащить его с них,
оправдывая себя тем, что он не просит о помощи. Неужели ты к этому призываешь? Человек с нормальной психикой, с человеческими взглядами на жизнь, не может так поступить. Поэтому очень дурно злиться на тех, кто неравнодушен и хочет тебе помочь. Помогать – это нормально для человека.
Крикри: Отец Жозеф…
Мария: Да, отец Жозеф. И серьёзных возражений у вас опять нет. Если, конечно, верить в Бога, в Страшный Суд, в Царство Божие и в человеческую совесть.
Фуфу: В том-то и проблема. С чего бы вдруг мне верить в Царство Божие?
Мария: Хорошо, я отвечу. Но сначала отвечу на твой первый вопрос о том, как странно отказываться от секса из-за таблетки или презерватива. Все понима-
ют, что лучше обходиться без химии и без неестественных приспособлений, просто не находят возможным без них обходиться. Не так ли? (Молчание.) А спо-
соб обходиться без них известен испокон веков – это терпеливость и целомудрие: нельзя совокупляться ни с кем, кроме законного супруга; надо переждать
неподходящее время; надо заниматься этим естественным путём, без глупых извращений.
Фуфу: Вот ещё! По полмесяца не встречаться с мужчиной из-за таблетки!
Мария: Но почему не встречаться? Неужели кроме этого вам нечем заняться вместе?
Фуфу: Но нам нравится именно секс!
(За кадром – бурное одобрение и аплодисменты.)
Мими: А безопасные дни не всегда можно угадать.
Мария: Значит нужно всё учесть, чтобы наверняка, и спорные дни. Неужели кроме этого нет других радостей в жизни?
Жужу: Но ты же девственница, как ты можешь знать, можно ли долго терпеть или нет?
Мария: Я живу среди иных людей, чем вы. И мамы говорят кое о чём со своими дочерьми. Я знаю, что так жили женщины в моей семье много поколений, и они
не были недовольны этим. У нас в посёлке многие так живут. Значит, это вполне возможно. И даже если бы таких и не нашлось сейчас, что ж, зато они были
раньше, и таких было много. А я, между прочим, живой человек, и я живое свидетельство, что вполне можно хранить девственность до замужества.
Жужу: С тобой невыносимо спорить!
Патрик: Вот и не спорь!
Шушу: Уж ты-то помолчал бы, Казанова!
Жужу: Мари, а может быть ты просто никому не нужна такая?
Элен: Жужу, это уже;  гадости!
Патрик: Она привлекательна!
Шушу (яростно): Я давно поняла, зачем она тебе!
Крикри (Патрику): Ты же сказал, что она не в твоём вкусе!
Патрик: Я не разглядел сразу.
Шушу: Да тебе всё равно какая, лишь бы женщина!
Патрик: Неправда! А тебе я ни в чём не клялся!
Шушу: Ну и пошёл ты!
Этьен: Перестаньте вы!
Мария: А если бы я была и некрасива, что с того? Мы уже;  договорились смотреть не на личность, а на справедливость слов. Много красивых женщин были очень целомудренны.
Жужу: Сейчас это редкость и будет ещё реже. Потому что пережитки прошлого со временем отмирают.
Мария: Что ты называешь пережитком прошлого? Целомудрие?
Жужу: Неестественность и притворство! Все – живые люди, так зачем прикидываться ангелочками?
Мария: Где неестественность? Просто многим мужчинам и женщинам стыдно совершать излишества в сексе и блудить. Что тут неестественно?
Жужу: Этот дурацкий стыд неестественен!
(Молчание. Затем тихий голос Элен.)
Элен: Ты опять не думаешь, что говоришь.
Лулу: Крикри , сыграй на барабане.
(Крикри делает один удар в самый большой барабан.)
Элен: Стыд, конечно, есть, это нормально. Но в древние времена люди не имели наших знаний и по невежеству испытывали благоговение, стыд и страх перед самыми простыми вещами. Мы теперь знаем о естественных потребностях человека, об особенностях организмов мужчины и женщины, знаем, как развивает-
ся и рождается ребёнок. Почему же мы должны испытывать стыд перед понятными естественными вещами?
Мария: Элен! Все люди часто ошибаются и волею случая попадают в довольно нелепые и забавные ситуации. Да или нет?
Элен: Да.
Мария: Значит, ошибаться естественно?
Элен: Конечно. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает.
Мария: Вот именно. И весёлый характер и чувство юмора  тоже  естественны для человека. И люди часто смеются над своими и чужими ошибками  и смешны-
ми ситуациями. Но если это всё так естественно, то почему же тот, над кем смеются, испытывает стыд? Элен, ответив на этот вопрос, ты ответишь и на
свой вопрос о стыде в интимных отношениях.
(Элен задумчиво молчит.)
Этьен: Ты, Мари, ответила вопросом на вопрос. Это непонятно.
Элен: Я понимаю. Ты хочешь сказать, что некоторые вещи естественны, но всё равно вызывают стыд.
Мария: Да, именно. Кто-нибудь хочет возразить?
Федерик: О, нет, нет…
Мария: Так и в отношениях между мужчиной и женщиной – многие вещи естественны, но вызывают стыд. И вообще в отношениях между людьми. Но это ещё
не ответ. Вообще неправда, что для человека естественно быть безнравственным, сексуально распущенным и неспособным сдерживать свою похоть: это неес-
тественно и постыдно. Человек должен быть человеком.
Морис: Человек – это животное, и ничто животное ему не чуждо.
Мария: Неправда. Сколько бы меня ни убеждали, что я – животное, и, значит, для меня естественно валяться, как свинья, в грязной вонючей жиже, я с этим
не соглашусь. А разве здесь есть такие, что согласились бы?
(Молчание.)
Мария: Всё, что происходит вокруг, происходит под действием законов природы, а значит – ничто не возникает беспричинно и неестественно. Всё естествен-
но, но многое из этого – отвратительно. Неправильно сказано, что всё естественное не безобразно. И разные животные тоже ведут себя по-разному. Кошка
не будет валяться в навозе, как свинья. Человек не должен вести себя как животное. У человека свои особенности – разум, развитый вкус, сдержанность, вер-
ность, духовность.
Мими: Нет! Нет! Что-то не так! Это неправильно!
Мария: Что именно?
Мими: Не знаю.
Мария: Если скажут «человек» и скажут «животное»,ты поймёшь разницу?
Мими: Да. И всё равно нам естественно быть животными.
Мария: Почему это? Разве у человека нет отличительных черт?
Мими: Есть.
Мария: В ём же дело?
Мими: Не знаю. Я не подумала.
Элен: Мими, ты будто только что проснулась.
Мария: Это тоже плохо. Человеку как раз естественно думать, говорить правду и отдавать себе отчёт в словах и в делах.
Патрик: Удивительно, мы постоянно почему-то забываем, что мы – люди. И нуждаемся в постоянном напоминании. Мари, тебе, вместе с отцом Жозефом, можно в ораторское искусство в университетах преподавать.
Мария: Разве говорить правду – это такое уж трудное искусство?
Этьен: Красиво сказано.
Мария: Точно сказано. Так отец Жозеф часто говорит. Он часто повторяет эти слова.
Патрик: Удивительно, почему он ещё не епископ. Совсем  молодой, что ли?
Мария: Старый и совсем седой. От повышения сам отказывается, говорит: «Я – пастух, а не торговец.»
Шушу: Хватит любезничать! А ну давай, Мари, морали читай!
(Лёгкий смех.)
Мария: А что мораль? Не нужно кидаться в буйство страстей и похотей. Вот и всё.
(За кадром: у-у-у.)
Крикри: Я сказал, что древняя мораль устарела. А ты не ответила. Я точно знаю, что лучше заниматься любовью с каждой встречной, чем распинать людей на
крестах, устраивать войны и религиозные зверства, вроде инквизиции.
Мария: Священники и религии бывают разные. Не все лицемерили и убивали.
Крикри: Но тем, кого сожгли живьём, от этого не легче. Христос велел всем прощать и даже не злословить даже виноватых людей. Ну и что? Кто из верую-
щих так поступает? Один из ста? Да им плевать! Они сдирают религиозные взносы, украшают храмы золотом, отъедают, не работая, большие животы, и это в то время, как многие еле сводят концы с концами и вынуждены совершать преступления, чтобы выжить, а женщины оказываются на панели! Ах, какая
христианская мораль! Меня тошнит от вашего лицемерия. А тебе это нравится?
Мария: Мне не нравится. И отцу Жозефу тоже. У него нету большого живота. А хоть бы и был – это не показатель. И у бедняков бывает излишний вес.
Крикри: Вам не нравится? Но взносы церковь требует, а не просит. А твой замечательный Жозеф наверняка учит вас почитать и слушаться Папу Римского,
называя его преемником Апостола Петра и наместником Бога на Земле, в то время, как всюду творится это циничное лицемерие под покровительством вашего
Папы, который никак не борется с этим. Разве не так?
(Мария растерянно молчит.)
Крикри: Что, против настоящей правды ваша церковная риторика бессильна?
(За кадром – одобрение и аплодисменты.)
Мария: Риторика не значит ничего, значение имеет лишь истина.
Крикри: Замечательная красивая фраза! Но что ты мне ответишь?
Мария: Кристиан, я отвечу, что нужно мыслить шире и учитывать всё, а не замыкаться на чём-то одном.
Крикри (насмешливо): Вот именно!
Мария: Надо понимать, что нынешние священники всех направлений  Христианства – это не святые. Святые встречаются очень редко. Надо понимать, что между тем, что хотели создать святые Апостолы, и тем, что сейчас представляет собой Христианство, существует значительная разница. Папа Римский
не один в Церкви, и не всё в его силах. Ведь мы не знаем его жизни и всех обстоятельств. И не надо ругать то, чего не знаешь. Не все священники хороши, и не всё
в Церкви хорошо. Надо помнить, что мы поклоняемся Богу, а не церкви и не священникам.
Крикри: Ну?! Это вопреки церковной догме, что Церковь есть орудие Бога на Земле! Что-то ты заболталась, подруга!
Мария: Орудие может устареть и прийти в негодность, а Бог всегда неизменен.
Этьен: Если бы о твоих словах узнала Католическая Церковь, у тебя были бы неприятности?
Мария: Не знаю… Если отец Жозеф – то ничего. Ведь это же – правда.
Крикри: Ясно. Значит, то, что есть, нужно воспринимать с философской терпимостью, а верить в какой-то восхитительный идеал?
Мария: Да, разумеется. Отдают себе люди в этом отчёт или нет, но все именно так и поступают. Даже неверующие.
Крикри: Хорошо, я даже почти готов признать ответ удовлетворительным. Но как же Сам Бог? Как Он терпит такой маразм в своей Церкви?
Мария: Я сказала, что этот бренный мир существует как средство воспитания человека. Чтобы воспитать, нужно видеть добро и зло и понимать разницу. Не видя зла, не научишься узнавать добро. Поэтому добро и зло так перемешаны. А когда человек научится, и если научится, Бог заберёт его в Царство Божие, где
нет зла, несправедливости и болезней.
Крикри (сильно нервничая): На всё заготовлены ответы! Всё готово заранее! Так удобно, ведь слов так много!
Жорж: Ты просто пользуешься нашей неопытностью в дебатах и незнанием вашей Библии, вот и путаешь нас в словах.
Жужу: Держи;те меня, а то я за себя не ручаюсь!
Элен (резко): Жужу! Давай только без этого!
Мария: Послушайте! Послушайте! Опять нелепые обвинения! Из тех вопросов, что мы здесь обсуждали, для которого нужно иметь не трезвый рассудок, а опыт в дебатах и знание Библии? Разве нормальным человеческим рассудком не понять, без знания Библии и без мастерства в риторике, что образование и вос-
питание – это учение отличать правильное от ошибочного или хорошее от плохого? Разве так просто не понятно, что человеку неприятно валяться в навозе?
Что такого сверхъестественного я сказала? Зачем этот пустой упрёк? Лишь бы не промолчать в ответ, да? Ну скажи, в каком вопросе из этих нужны рито-
рика и знание Библии? Скажи, молодой человек!
Жорж: Меня зовут Жорж.
Мария: Скажи, Жорж, я жду!
Жорж: В общем-то нет. Я просто как-то не так выразился.
Жужу: Ну как с ней спорить?
Элен: Просто не говорить глупостей.
Мария: Невозможно спорить с истиной и победить.
Жужу: Да что же такое истина?
Мария: Истина – это реальность. Моисей запрещал лгать, и Христос сказал, что ложь порождена нечистым. Бог есть Бог правды, а не лжи.
Морис: Реальность! Правда! Мари, но зачем же тогда столько наивных сказок в Библии? Как может быть правдой, что человек, брошенный в огонь, не сгорел?
Это пророк был какой-то.
Этьен: Да, Мари, зачем тогда в Библии явная ложь? Ты же сказала, что Бог не лжёт. Ведь Бог отличен от нашего мира, в Боге не должно быть зла и лжи. За-
чем же Он заставляет лгать своих пророков?
Мария: Вы уже;  спрашивали. Не сказанное в Библии наивно, а наивен ваш вопрос и наивно ваше мировосприятие. Мы уже;  говорили, что нелепо ставить себя ме-
рилом всего, потому что каждый человек  не идеален и не всё может лучше других. И так, вам надлежало бы сказать: «Лично я не видел библейских чудес  и
не обладаю сверхъестественными способностями. Но я не могу быть уверен, что другие люди не видели чего-то подобного. Поэтому учту это как вполне воз-
можный вариант.» Я готова повторить, что Бог говорит правду. А пророки – люди и могут допустить неточность.
Фуфу: Нет! Библейские сказки слишком противоречат современной науке. По Библии человек сотворён пять, кажется, или семь тысяч лет назад, а мы знаем,
что человек появился тридцать пять – со;рок тысяч лет назад.
Мария: Нет серьёзных противоречий. В Библии описывается сотворение всего мира за шесть дней около семи тысяч лет назад. Но там не объясняется, что значит «день». И сегодня, например, рабочий или учебный или, тем более, полярный день далеко не равен суткам. Моисей мог иметь ввиду под «днём» весьма дол-
гий период времени. Вот, например, псалом девяностый, «Молитва Моисея». (Мария берёт с пола рядом спортивную сумку и достаёт оттуда Библию, открыва-
ет и находит нужное место.) Вот отрывок: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошёл, и как стража в ночи.» (Ложит Библию
в сумку.)
Фуфу: Какой псалом?
Мария: Девяностый. Ну, в восточной церкви чуть другая нумерация. Неважно. И науку в ранг всезнания и непогрешимости не надо возводить. Она постоянно из-
меняет свои выводы, развивается; и мы не знаем, что она скажет в будущем. Например, что такое гипноз и биополе и как развивается вселенная – наука точно
не знает, а только делает предположения. И несколько дней творения в книге «Бытие» вполне могут оказаться миллионами лет дарвиновской эволюции. Кто может это безоговорочно отрицать?
Шушу: Всё-равно, Мари, некоторые вещи совершенно неправдоподобны. Надо верить и что человек по воде и по воздуху ходил,  что в огне не горел, и ещё что нас
воскресят и заберут на небо. Как в это можно верить?
Мария: По воде и воздуху ходил Иисус Христос. О том, почему мы не верим, уже; сказано, не буду повторяться. Надо научиться не считать себя всемогущим  и
всезнающим. Когда-то люди, считавшие себя умными и трезвомыслящими, говорили, что совершенно очевидно, что корабль из металла не удержится на воде,
потому что слишком тяжёл, металл не плавает, но корабли из  металла построены и движутся и по воде и по воздуху; а те, кто считал свою правоту очевид-
ной, остались в дураках из-за неверия и слабости воображения. Кому хочется оказаться в дураках? Почти каждое серьёзное открытие в науке и технике встре-
чало море скепсиса и насмешек со стороны реалистов, успешно занимавшихся привычными видами деятельности, бизнесом, ремеслом или политикой, но все эти
«умники» оказались в дураках. Не надо называть глупостью и небывальщиной всё то, чего не могут понять наши, далёкие от гениальности, умы.
Крикри (почти крича): Ладно! Ладно! Великолепно! Мы – дураки!
Лулу (Кристиану): Пожалуйста, не ори! А то все узна;ют.
(За кадром – смех.)
Крикри (чуть более спокойно): Да! Великолепно! Всё так логично! Нечего возразить! Ведём мы себя плохо, должны исправиться, должны изучать Библию, по
пол-дня бубнить псалмы, забыв о жизни, не ругаться, не сношаться и ещё куча всего! Здо;рово! Если бы не одно обстоятельство, которое верующие, видимо, счи-
тают мелочью: всё это имело бы смысл, если бы действительно существовал Бог и существовало Царство Небесное, тогда был бы понятен этот догмат, что
наша жизнь – это лишь воспитание, а жизнь будет на небе где-то, что надо себя во всём ущемлять, чтобы оказаться затем в раю, а не в аду. Но с чего бы мне
вдруг поверить, что Бог реально существует? Не может нормальный человек в такие вещи верить на слово. Мари, где Бог, где ангелы? Я их не вижу, не слышу,
вообще никак не чувствую. Впрочем, ладно, не надо новой лекции; я заранее согласен, что я недостоин Их видеть, что я ущербен и поэтому не вижу. Но, Мари,
мой ум ищет хотя бы правдоподобия существования Бога и не находит. Мы видим, что всё происходит по точным законам математики, химии и физики. При-чём же здесь твой Бог? А если Бога нету, то вся твоя наворочанная логика, Мари, ни к чему, просто многословие! Если бы Бог существовал, Он всем дал бы о Себе знать, и мне тоже. Как же, Мари, ведь Он такой великодушный! Почему же Он считает меня недостойным, если Он Сам меня сотворил?
Мария: Бог не считает тебя недостойным. Да, раз Бог сотворил весь этот мир и людей, то Он должен дать им знать о Себе. Видимо, для того, чтобы об-
щаться с Богом так, как это было у пророков, нужны особенные качества и способности, которыми обладают сравнительно немногие. Но именно через проро-
ков Бог даёт знать о Себе остальным. Бог пророков побуждает, ведёт их жизнь до определённого момента смерти, внушает им мысли, прямо говорит с ними,
избавляет их от злодеев и лжепророков. Поэтому через святых Бог дал нам Библию. (Достаёт из сумки Библию.) Вот, Бог даёт тебе знать о Себе! Вот Библия!
Ты можешь ущипнуть себя или потрясти головой, Библия не исчезнет, как исчезли бы наваждения. Смотри, Бог даёт тебе знать о Себе! Чего же ты кричал? И
от тебя самого зависит, захочешь ли ты знания или захочешь жить в невежестве. Сам-то ты как думаешь, что лучше?
Крикри: Но я же сказал: всё происходит по точным физическим и химическим законам, зачем же тогда выдумывать Бога?
Мария: Как я только что сказала, само существование Священных Писаний уже;  свидетельствует, что Бог существует. А почему принято считать, что зако-
ны физики и химии исключают существование Бога? Это один из необдуманных ляпсусов человеческой мысли. Почему у вас не возникает вполне естественная
мысль, что Бог установил все законы природы, вплоть до химических?
(Пауза. Кристиан молчит немного, глядя перед собой на инструменты, а затем досадливо махает рукой и отворачивает лицо в сторону.)
Элен: У нас есть иное предположение. Мы думаем, что Бога нет, а Священные Писания – это плод личного творчества их авторов. Надо признать, талантли-
вых. Бог не мог их вдохновлять, потому что Его просто нет. Мари, очнись, ну как можно поверить в Бога? Ведь мы же видим, что всё активное и деятельное
имеет твёрдые вещественные тела. И если бы Бог был, то был бы тоже вещественным; а ты говоришь, что Он Дух и невидим. Ерунда! Значит, Он был бы
беспомощным, как радиоволна. Мари, если Бог не материален, значит Его просто нет. Все эти, состоящие из мельчайших частиц, силовые поля и излучения яв-
ляются лишь придатками и побочными эффектами твёрдых тел. Так что твоего невидимого всемогущего Творца не существует.
Мария: Существует.
Элен: Нет.
(Мария немного молчит.)
Крикри: Ну, закончили?
Жорж: Это всё, Мари?
Мария: Мы видим такое положение вещей на физических планетах. Кто может доказать, что нет таких миров, где было бы наоборот, ты или кто-то другой?
Элен: Это просто фантазии, Мари. Какие другие миры? Все-все галактики материальны. Принципиально, пожалуй, никто этого не может доказать, но это со-
вершенно ясно и без доказательства.
Мария: Нет, подожди. Все знают, что вещественные объекты, включая и людей, составлены из более мелких частиц – клеток, молекул и так далее, а лишь за-
тем, когда они составлены в единое целое, они начинают нам казаться главенствующими над своими полями и излучениями. Но скажи-ка, что заставляет час-
тицы объединяться в одно физическое тело?
Элен: Притяжение, конечно.
Мария: А сила притяжения разве видима и вещественна?
Элен (несколько растерянно): Нет…
Мария: Поэтому вполне естественно, что всемогущий Творец невидим и невещественен. И Он реально существует.
Жужу: Гляди-ка, опять выкрутилась.
Мария: Сколько раз говорить, Жужу, я не выкручиваюсь, а говорю правду. Из того, что я сказала, с чем ты опять не согласна?
Жужу: Не придирайся к словам.
Мария: Это я придираюсь?
Этьен: Не ругайтесь только.
Мария: Мы не можем потрогать, вернее взять в руки, воздух или туман, но мы же знаем, что они состоят из материи. И огонь тоже. Это сейчас даже дети
знают. Но и все эти разрежённые вещества тоже соединяются силой притяжения в одном месте, как атмосфера Земли, как капля воды в невесомости. А мы знаем, что есть и мельчайшие частицы разных качеств, ну там альфа-  и  бетта-частицы. А кто знает, сколько ещё частиц не открыла наука и сколько, быть
может, никогда не откроет? Но и на эти частицы тоже действует всё та же сила притяжения. В этом нет ничего невероятного, да? Так почему бы под дейс-
твием притяжения мельчайшим частицам не объединиться в тело, например, ангела, не имеющего человеческой плоти? Вот и всё. И никто не может аргумен-
тированно доказать, что этого не может быть. А вот и существование мельчайших частиц и существование притяжения – это очевидная реальность; и объе-
динение этих частиц в каком-то, пусть и огромном, объёме в одну совокупность или в совокупность маленького объёма, но очень разрежённую, кажется вполне
вероятным и естественным. Что скажете?
(Пауза.)
Лулу: Ой, не знаю.
Мими: Я устала…
Патрик: Надо признаться, я озадачен.
Мария: Если я и не убедила вас до конца, что Бог есть, то, надеюсь, теперь вы согласитесь, что в этом вопросе «за» и «против» распределить как пятьдесят на
пятьдесят можно вполне. Что скажете?
Морис: Да.
Жорж: Да, так можно.
Элен: Это вполне подходяще.
Крикри: Да, пусть будет так.
Мария: Если в место, куда вам необходимо придти, ведут две дороги, одна короткая, но там каждого второго убивают грабители, а другая длиннее в два раза и
вся неровная и грязная, но там никто не подвергается нападениям, – вы по какой дороге пошли бы?
Морис: Что за вопрос? Конечно по безопасной, по второй.
Мария: Вот, первая дорога – это ваша поверхностная безбожная жизнь, а вторая – изучение Библии и слушание проповедников. Выбирайте.
Жорж: А что, разве не может быть, что человек слушает проповеди и читает Библию, а в Бога всё-равно поверить не может? Может быть такое?
Мария: Может. Ведь и на безопасной дороге самые неуклюжие могут поскользнуться и упасть головой на камень.
Морис: Теперь ты довольна, Мари?
Мария: Да. Я это и ставила себе задачей: доказать, что не мы, верующие, верим в Бога вопреки здравому смыслу, а что неверующие люди не верят в Бога вопре-
ки здравому смыслу.
Мими: А что, кто не поверит в Бога, тому доро;га только в ад и нет никаких шансов?
Мария: Я не знаю точно. Но Христос говорил, что милость превыше суда. А Бог добрее и милостивее любого человека. Значит, наверное, какой-то шанс имеется
для тех, кто, хоть и не верил, но сам был добр, щедр и милостив, соблюдал моральные устои и умел прощать. Ведь сказано: «Каким судом су;дите, таким и вас
будут судить». Многие так считают. И отец Жозеф тоже. Об этом ещё хорошо сказано в тринадцатой главе первого послания Апостола Павла к Коринфянам.
Федерик: А если человек совершил слишком много грехов, ему бесполезно стараться заслужить прощение?
Мария: Любому можно и небесполезно. Но если человек сознательно распускает себя, надеясь добиться прощения в последний момент, то он так укореняется в
грехах и в коварстве, что вряд ли с ними справится.
Этьен: Двенадцать человек тебя слушают, но сколько из нас обратятся к Богу?
Мария: Бог лучше знает. Каждому – своё. Все люди разные. А я сделала, что могла.
Мими: Я есть хочу…
Мария: Теперь я пойду, мне ещё на электричку. Я вам не священник. Я лишь маленькая христианка. Можете забыть меня, но, пожалуйста, не забывайте моих
слов.