сценарий Кузнецкий Мост и Маргарита 5

Надежда Александровна Белякова
сценарий Кузнецкий Мост и Маргарита 5
Надежда Александровна Белякова
               
Маргарита сидит за столом, делает урок. Ей через плечо соседка по комнате бросает письмо.
                Маргарита

                Ой! Письмо! Из деревни! Почерк тёти Нюши…..
                не заболелали бабушка(читает)Плачет

     В кадре произошедшее на ее беду-  бабушка, то есть мать деда-из деревенского дома, из которого она отправилась на учебу, умерла. Похороны. Это произошло, когда мама училась на втором курсе. А это значило , что и двери дома в деревне Петраково, что под Дмитровом ,тоже закрылись для нее  навсегда. А ведь прежде  по воскресеньям ,после долгого пути на перекладных, она могла поесть горячей домашней еды с бабушкиными пирогами и печеной катошки в чугунке. В воскресенье там её ждали , потом всю ее жизнь не забываемая, домашняя -взбитая бабушкой сметана.Сладкий сон на теплой печке. Тогда  это все превратилось в счастливое воспоминание,
То есть, проживание в общежитии -давали только детям погибших на фронте.  И на крохотную стипендию она снимала ,как тогда называлось «угол» в одном из деревянных домов рядом  со Швейным Техникумом. Там ютились такие ,как и она бедолаги - полусироты, ученицы того же техникума . Хозяйка по утрам затапливала печь, на которой грелся чайник. Девочки достают свои кульки с едой. Завтрак перед учёбой. Маргарита, когда хозяйка уже ушла, наливает себе чай из кипячённого на плите чайника. Подсаживаются ещё две девочки, так же снимающие угол.

                Маргарита
                Этот чай пахнет больше дымом ,чем  чаем.
                Соседка.
                Ничего,главное до стипендии дотянуть.

 Маргарита, получив степендию ,вернулась домой с покупками. Доверчиво выложила их на стол. Хлеб. овощи,чай, сушки- та роскошь, что возможна  только в первый день степендии. Живущая с нею в комнате девочка примеряет новую кофточку,прячет не отрезанный ценник за воротник.
Внимательно смотрит на ,  Маргариту. Подходит к ней.Подошла и ,видя еду, предложила:
                Девочка
                Вот уж так получилось , но у меня денег
                совсем нет .Но, зато моя мама приедет через
                две недели с кучей домашней еды .
                Так чего же жаться! Давай эти две недели
                будем есть твое , а потом попируем!
                Отъедимся на моем – домашнем!

И Маргарита согласилась , разложила свою роскошь на столе. А девочка
 подошла к вмсящему на стене зеркальцу , и ножницами срезала ценник с новой кофточки. Уселись вместе и уплетают  вместе .Едят, пью чай с девочкой-соседкой.Болтают между собой

                Маргарита
                Правда! Я давно домашего не ела!
                И,быть может,не скоро придётся!
                Как моя бабушка вкусно готовила!
                На Ильин день вся родня у неё собиралась!
                И какой длиннющий стол она накрывала!
               
И действительно через две недели приехала мать ее соседки-девчонки. И , как  было обещано – с мешком еды, закинутым за крепкое крестьянское натруженное плечо.Ее рассматриваривает в окошко Маргарита и думает(Мысли вслух)
                Маргарита
                Просто спасение, потому что еда уже кончилась!

И дивными запахами домашней еды , уже почти забытыми, наполнилась их комнатка.Маргарита , вымыв руки, ,и улыбаясь напевая :» За столом никто у нас не лишний» в ожидании милого праздника, села за стол.
Но крестьянка, сделав глубокий вдох,  и уткнув руки в боки  злобно выпалила глядя на испуганную Маргариту,и прорычала:
 
                Крестьянка
                А ну, пошла отсюда! Буду я тут голытьбу
                всякую кормить!

Девочка-соседка делает вид, что Рита- «нахалка, лезет на чужое».
И, когда мать той девочки уехала, ситуация не изменилась. Девочка делала вид, что не помнит об их уговоре. А жесткий голод,который пришлось испытать маме, привел к опоясывающему лишаю.    А вот сама учеба была для нее просто удовольствием ,вернее- целым букетом удовольствий, в которые входило и такая роскошь, как тепло в учебных аудиториях.
Но главное – общение с преподавателями.В уадитории.Среди болванок.  И шейных машин.Стук в дверь смущенные студентки.Ирка Янсоновна их впускает. Тотчас опять стук и то же самое.Впускает и этих опоздавших, но негодует.

                Ирма Янсоновна

                Щербакова! Ви как , каждый раз
                опаздываете!
                А про что это!То есть – почему?
                И Голёвкина и Щюрбина!Всегда потом!
                Отвлекаете!    Вот поглядеть- почему
                Маргеритт всегда первая в аудитории?
               
                Маргарита(тихо, почти про себя)
                Потому что здесь тепло и светло……

Потом, спустя годы Маргарита вспоминала преподавателя рисунка и живописи- художника , который приезжал из Москвы на электричке и тащил в любую непогоду ,тщательно завернутые в ткани и  несколько слоев прочитанных газет- прекрасные, да просто невероятные по тем послевоенным временам ,художественные альбомы мастеров живописи , скульптуры, истории искуств, истории моды. Все , что он только мог найти у знакомых, взять в библиотеках, что бы показать им , радуясь  ; и их заинтересованности,  и их восхищению перед тем, что удалось ему добыть для  его уроков рисунка и живописи. Маргарита стоит у окна .Ливень жуткий. Преподаватель опаздывает. Мольберты.Разложены краски и кисти. Стоят натюрморты, гипсы висят на стенах. Стоят в углах , на подоконниках,
На некоторых кокетливо наброшены шляпки начала пятидесятых и шарфы учениц...Но она что-то разглядела вдалеке, резко повернувшись в класс, крикнула девочкам.
                Маргарита
                Девочки! Там Александр Иванович!
                Под дождём тащит что-то тяжёлое .
                Наверное, опять альбомы.
                Бежим помогать!

И они красивые молодые, под дождём в одних платьях выбегают , смеются
берут у него груз.Это действительно тяжёлые тома по искусству. Все бегом в здание техникума. Он благодарит  девчонок, разворачивая большие тома  снимая по нескольку слоёв газеты.

                Александр Иванович
                Вот спасибо! Девоньки! Умницы, вы мои!
                А то руки заняты, даже зонт достать не могу.
                Боялся за книги.Они же чужие.
                Но зато , что мы сейчас с вами увидим !
                Собрал у друзей художников , что бы
                сегодня вам показать!

Девочки сдвигают стулья и смотрят  альбомы Рембранта. Рафаэля.Леонардо.

Следущая сцена. Урок шитья.Маргарита перешёптывается с подругой
Пимой Головкиной.
                Маргарита
                Буду прятаться после учёбы. Здесь ночевать придется…..
                Пима!Ты знаешь ничего найти не могу.А у хозяйки дочка
                замуж вышла .Поближе к Москве перебираются.
                Нужно перебираться. А всё занято, никто ничего не сдаёт.

                Пима
                Да , как же ты будешь? А если выгонят…
                А место в общежитии… А если еще попросить?

                Маргарита
                Вчера говорила с заучем- «НЕТ»»нет. Тольк- «НЕТ!»

                Пима

А ты знаешь, у моей тетки в Москве есть соседка по дому.. Она странная такая. Они ее так и зовут "чуднАя барыня". Так вот она всех принимает,ну, пускает к себе жить. Но , как-то даже не ради денег- у нее не дорого.
А  так,если человек ей по душе, так обязательно поможет. Я поговорю, и, если можно, ты съедишь.
А вдруг повезет?


Пима Головкина очень быстро договорилась о встрече с "чуднОй барыней".
И мама поехала в Москву знакомиться  с нею .Она приехала в Плетешки , как по-домашнему называли обитатели тех мест Плетешковский переулок. Вошла в двухэтажный бревенчатый дом, одна стена которого  была странно выпуклой, причем очень выпуклой. За это  дом называли "беременным".
Кстати, я и сама видела и запомнила эту затянувшуюся " беременность" Плетешковского дома, когда мне было лет пять и мама приводила меня туда. Не крашенный, до черноты потемневший дом. Но- дом!Конечно, его уж лет сорок, как нет больше в Москве.
Когда мама вошла в комнату к Татьяне Васильевне Фердинандовой, она сидела за столом и курила.А курила она всегда так, что это было просто завораживающее зрелище.Балетное прошлое считывалось моментально. Ученица великих Мордкина и Балашовой- драгоценных имен русского балета! Ее руки словно танцевали и рассказывали о чем-то далеком и прекрасном,
Что не прищлось станцевать на сцене.Голод после революции привел к сташному артрозу. Но её не забываемые прекрасные руки….
Они обладали какой-то завораживающей пластикой, которая сохранялась у нее до глубокой старости. Я могла часами любоваться ее курением.
С первого взляда она поняла, что это действительно барыня. Да только не чуднАя, а чУдная! И отнюдь не тетенька, никакая не товарищ,совершенно не гражданочка, а  благородная , порядочная дама. И строгое ее лицо- из тех лиц, что так похожи на утраченный ею мир учителей, круга ее родителей. Мама, что-то расказывала о себе, о том , что она  ищет "угол" за плату, где и как учится....
Комната-маленькая,плохо освещенная даже днём. Вся увешена фотографиями.
Актеры в ролях, явно театральный грим и нарочитые позы.На одной Татьяна Васильевна в балетной пачке на пуантах, а рядом по моде модерн в шляпе
с перьями и бантами на широких полях-Балашова.По другую сторону-Мордкин.
Фото Мордкина в его легендаргом прыжке.Как украшение на стене-розовые балентые туфли, почти не изношенные.Пока Маргарита представляется хозяйке дома, камера осматривает комнату.

                Маргарита(глядя на фото)
                А мои родители-учителя.Отец –директор школы.
                Бабушка со стороны мамы- из семьи иконописцев.
                А еще у меня были очень добрые бабушка и дедушка
                Там в  деревне Петраково. Меня отец увез туда к
                Ним, потому, что после маминой смерти…….
                Женился.

Татьяна Васильевна ,пристально глядя на нее ,молча  не улыбаясь, не перебивая ее курила. Потом резко, как о деле уже решенном, спросила:

                Татьяна Васильевна

                Девочка!А подушка у тебя есть? Да и раскадушка 
                пригодилась бы. Мой диван совсем плох.Пружины 
                вылезли.Мы с тобой его выбросим!

                Маргарита
                У меня всё есть!( почти выкрикнула от радости мама)

                Татьяна Васильевна
                ( поперхнулась от смеха, качая головой)
                О! Так ты богачка! С богачами нужно дружить!
                Так переезжай скорее!
                И я с тобой обогащусь!
                Завтра же и переезжай. Платить будещь,
                столько же, сколько своей хозяйке платила.
                Число у нас нынче …15-ое. Нет! Вернее ты,
                какого числа стипендию получаешь?
                В этом день-вечер и будешь мне платить!

Ответила ей спокойно ,невозмутимо,и юмором и оттенком иронии, как умела только  бабуля, элегантно. Тогда же, в первый день знакомства с мамой , она четко договорилась с нею о сумме и дне платежа.

  И желанное завтра наступило. Станция Болшево. Пима  Головкина помогает
сесть в переполненную электричку. Подает ей раскладушку. Все ругаются.
Толкаются.Но вот уже Маргарита машет ей в окошко тамбура. Поезд уезжает.
Когда Маргарита  нагруженная раскладушкой, маленьким дамским чемоданчиком и тюком, вошла в комнату той густо населенной коммуналки,
она смутилась. Потому, что подумала, что хозяйка ждет гостей.Стоящий по середине комнаты круглый стол был накрыт,как потом узнала мама именно праздничной скатертью. На столе - забытое счастье: домашний обед . А главное - бесподобные бабулины пироги. Так Татьяна Васильевна Фердинандова встретила "жиличку", как тогда это называлось.
Она строго пересчитала принесенные "за угол деньги"деньги  и убрала их в ящик резного буфета. На следующий день Татьяна Васильевна пришла со свертком . Отдала его удивленной маме и пояснила:

                Татьяна Васильевна

                Я посмотрела.У тебя ножка 35-гой размера
                А твои туфли могут по дороге свалиться
                .Примерь!


Далее без подробностей – просто показ происходящего.Крупно календарь с
Обведенным числом получения стипендии.Рита отдает деньги.
Это строгое своевременное "взимание" платы за угол соблюдалось неукоснительно. И всякий раз платеж превращался в обнову.Забыть не могла мама и отрез чисто шерстяной ткани цвета терракот, из которого они сами сшили ей теплое платье. И что-то еще, еще и еще. Мама ,с благодарностью вспоминая  о том счастье,что послала ей судьба: об этой встрече с бабулей . И вспоминая о тех временах, говорила, что ужасно в то время растолстела. Но бабуля очень старалась "откормить" ее. Вот они пьют чай с пирогами.

                Татьяна Васильевна
                Рита! А ты быть может кофе любишь?
                А то, всё, как себе- чай, да чай?

                Маргарита

                А знаете, в моем роду чай очень много значит.
                Может быть, если б не чай… и меня не было бы.
                Правда ! Моя бабушка рассказывала.
                Первым художником  в нашем роду, о ком еще
                помнится: был Яков Бегутов.

Можно вставить ретроспективу,а рассказ Маргариты,как закадровый текст.

Сын горничной- плод любви приехавшего погостить на лето к сестрицам в поместье братца, имя которого затерялось .
Поэтому он ,мой прапрадед странным образом, воспитывался в барском доме под присмотром двух барынь- старых дев. Способности к рисованию проявил еще в раннем возрасте. И заниматься живописью начал еще там в усадьбе. Не смотря на положение крепостного, отличался  он довольно бурным и независимым нравом. И сметливые тетушки-барыньки усмотрели в том промысел Судьбы; и ему окормление, и им -надежный оброк. Как ни как ,а прежде всего он их крепостной. Хоть и на особом положении, благодаря шалостям их любимого братца.
Бог весть за что,  но видно было за что , но решили барыньки укротить и строго его наказать .И именно женитьбу  они посчитали самым  надежным способом наказания для молодого художника.
Как раз в этот момент  случилась беда с их горничной, среди обязанностей которой было подавать барыням  утренний чай, в те времена  особенный только господам доступный напиток. Горничная давно прислуживала в их покоях, пользовалась их доверием. Да вот попутал же ее бес: уж очень захотелось ей угостить дочку Дуняшу этим экзотическим лакомством- чаем. Улучив момент, когда , как ей казалось, никто ничего не видит, она и позволила себе недопустимую вольность: попотчевала Дуняшу оставшимся в чайничке для заварки утренним чаем, налив его в красивую изящную чашечку .
А тут вдруг и вошла барыня. Дуняша завела руку за спину и поклонилась ей.
- Это что у тебя там за спиной, Дуня?- спросила барыня.
Наказание было неотвратимо. Выпороли Дуняшу. Да мало того, еще мигом и замуж выдали строптивицу, за художника.С тех пор у нас в роду все художники. И бабушка моя. И сестра хорошо рисует.И мама такие декорации в школьные спектакли делала….и я художником буду.

                Татьяна Васильевна
Будешь! Обязательно станешь! Я в тебя верю!
  Знаешь…мне с твоими картинами так хорошо,
                Даже, когда тебя нет. Посмотришь на них,
                И кажется, что в доме хороший человек
                рядом, только  но молчащий.

Отъезд. Оказывается комната преобразилась. Кругом развешаны картины Маргариты. Совмещение-картины и они ,словно, в картинах, так же пьют чай.
Этот эффект на  непродолжительном молчании.Потом убрать.

                Маргарита
                А я ведь не первая, кому Вы так помогаете…..

                Татьяна Васильевна
                Моя дочь-Татьяна вышла замуж…не привыкла
                я  жить одна.  Даже в коммуналке…
                Вот слышишь?       (слышна пьяная брань)
                Была бы я одна- Хм… только эту гадость и
                слушала бы.   А мы с тобой -о многом,о разном.
                Ты молодая    художница…Как-то твоя жизнь
                сложится?
А я- воспитанна и выращенна в традициях дворянского уклада жизни ,в мире усадеб и собственных домов в Москве. Привыкла, что в доме вместе с самой семьей всегда жили родственники, близкие люди, попавшие в беду знакомые и просто приживалки. Годами гостившие в родительском доме ,…… и часто  затянувшееся гостевание было вынужденным в силу каких-нибудь не радостных обстоятельств."Попавшим в беду нужно помогать !"- это кредо дворянского уклада жизни!



                Маргарита
          И мне умудряетесь помогать! Если б не Вы…

                Татьяна Васильевна

Живу, скромно, на зарплату  бухгалтера хлебопекарни близ Измайлово .Но , потребность соблюдать устои прежней, утраченной жизни, наверное, это сильнее нас. Посмотри , в театр билеты не достать на «Пиковую Даму»!И это не смотря на
то , что в беду попала вся страна!
Сидит полный зал, у каждого за плечами своё горе,
А они хотят услышать, как она в буклях и фижмах поёт:


 «Ночью и днём только о нём!»(ПОЁТ)
А действительно, как иначе» срастить время,
что бы опять жить?
Вот я про твой «ЧАЙ» слушала…и,кто знает.
Быть может, это мои предки приказывали  пороть
и насильно женить…
Вот и отмаливаем их грехи. Ах! Да , что это я…
не слушай меня!


© Copyright: Надежда Александровна Белякова, 2009
Свидетельство о публикации №1911091225
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Заявить о нарушении правил
Рецензии
Написать рецензию