13. Тактические учения

Анатолий Лившиц
                13. «Тактические учения»

Это было в 1948 году. Однажды я оказался на железнодорожном вокзале и увидел там человек десять молодых людей в генеральской форме. Им было лет по тридцать, не более. У всех были одинаковые чемоданчики-балетки, форма была новая, у всех на погонах было по одной звездочке –это были генерал-майоры. Через много лет я узнал, что они направлялись на только что построенный Семипалатинский полигон, предназначенный для испытания ядерного оружия. В Семипалатинск они прилетели на военный аэродром, а на вокзале они ожидали пригородный поезд, чтобы ехать к месту назначения.

Полигон располагался в 200 – 220 километрах от города, для него была выделена большая территория, где ранее располагалось два почти безлюдных административных района, людей оттуда выселили, причем не всех: часть казахских семей в аулах на границах полигона оставили в качестве подопытных «кроликов».

На пути к полигону был построен военный городок, куда и отправлялись новоиспеченные генералы.

Первую атомную бомбу испытали в 1949 году. Мы, жители Семипалатинска, не подозревали, что это было сделано у нас под боком. В газетах и по радио было объявлено, что в СССР испытана первая атомная бомба. Ее испытали над землей. За границей в определенных кругах это сообщение вызвало шок, т.к. они ожидали, что атомное оружие у нас появится через несколько лет. Вторую и многие последующие бомбы так же взрывали над землей, не исключено, что радиоактивные осадки могли достичь города Семипалатинска.

В 1954 году, когда я учился в Новосибирске, была  испытана первая водородная бомба. В газетах «Правда» и «Известия» мелким шрифтом было напечатано сообщение о том, что Министр иностранных дел В. М. Молотов сообщил в Женеве об испытании в районе Семипалатинска первой водородной бомбы. Недели через две на лекции по тактике  (при институте у нас была военная кафедра) подполковник-преподаватель сказал нам, что в Семипалатинске после испытания водородной бомбы в течение трех дней выпадал радиоактивный пепел. Конечно, ничего подобного не было. Если бы пепел на самом деле выпал, то в городе не осталось бы ни одного живого человека. Как мог сделать такое высказывание человек с высшим военным образованием, который, кстати, преподавал нам предмет «Поражающие факторы ядерного оружия»? Одним таким поражающим фактором является выпадающий радиоактивный, а значит, смертельно опасный пепел. 
       
Через пару месяцев, когда я приехал в Семипалатинск на каникулы, я узнал все подробности от очевидцев – моих родителей и брата Виктора.

В тот день Виктор сидел на лекции в техникуме. Вдруг все студенты, как по команде, схватились за уши, почувствовав внезапную боль в барабанных перепонках, - это был результат сильного разрежения, т.е. резкого падения атмосферного давления, затем пришла волна, и произошло резкое увеличение давления. Затем раздался сильный гул и произошло землетрясение, что вызвало панику у студентов, все выскочили на улицу, но там никаких разрушений не было, и все постепенно успокоились, строя различные догадки.
 
В результате резких колебаний атмосферного давления, в городе произошло шесть пожаров. Когда подошла волна высокого давления, воздух устремился в дымовые трубы домов, попал в топящиеся печи, некоторые дверцы печей открылись, горящие угли выпали на пол и вызвали пожар. В нашей квартире печь в это время не топилась, но когда родители пришли домой с работы, они увидели, что все кругом засыпано пеплом – его выбросило из печи через щели в дверце и между кружками конфорок и из поддувала. То же самое произошло почти во всех квартирах города. Вот откуда слух о «радиоактивном» пепле докатился до подполковника!

Разрушений в городе не было, но в некоторых кирпичных постройках образовались внушительные трещины. Говорят, что отголоски взрыва ощущались в Рубцовске (150 км от Семипалатинска) и даже в Барнауле (500 км), а так же в Усть-Каменогорске и Павлодаре.  Взрыв превзошел все ожидания  специалистов, его мощность оказалась гораздо больше, чем это прогнозировалось по расчетам. Это было единственное испытание водородной бомбы на этом полигоне. В ночь с 17 на 18 марта 2004 г. по 1 каналу телевидения показали документальный фильм «Большой взрыв. Властелины ядерных колец». Там был показан этот взрыв, на нем присутствовали академики Курчатов, Флеров и еще какой-то академик (не запомнил), и было сказано, что Курчатов подвергся шоку, после которого решил продолжить свою деятельность в направлении использования ядерной энергии в мирных целях. В заключении фильма ведущий сказал: «Мы живем и движемся вокруг Солнца на прекрасной голубой пороховой бочке».

Водородную бомбу взорвали на металлической вышке. Ее мощность в тротиловом эквиваленте составлял 400 000 тонн. На месте взрыва образовалась воронка диаметром более 100 м и глубиной 40 м. Впоследствии воронку заполнили водой и развели в образовавшемся озере рыбу. Я не был на этом озере, но мой коллега по рыболовству Виктор Гузенко был там и рыбачил. Вот его впечатления. Поскольку глубина озера большая, вода сверху кажется черной, что создает гнетущее впечатление и даже вызывает страх. Несмотря на наличие на берегу плакатов с надписями о запрете рыбалки и купания, на озере   всегда есть люди. Видимо, радиоактивное излучение там незначительное.

После международного соглашения о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, на Семипалатинском полигоне перешли к подземным испытаниям атомных зарядов. В шестидесятых годах, когда я жил и работал в Семипалатинске, я ощущал эти испытания на себе. Как правило, испытания проводились по воскресеньям в 10 часов утра. В это время начинали трястись стены, звенела посуда в буфете и даже раздавался скрежет в конструкциях здания. Это продолжалось три - пять секунд, затем через несколько секунд  все повторялось, но в гораздо меньшей степени; иногда ощущалась совсем слабая третья волна. Накануне, в субботу по местному радио от имени штаба гражданской обороны  передавали объявление примерно следующего содержания: «Завтра (такого-то числа, месяца) будут проведены тактические учения. Просьба к учителям школ не проводить с детьми массовых мероприятий в это время».

Думаю, что  люди, жившие все эти годы в Семипалатинске, «нахватались» радиоактивных доз, что не могло не сказаться на их здоровье. Не зря правозащитные органы все время ставят перед правительством   вопрос о выплате компенсаций жителям г. Семипалатинска, подвергшимся радиоактивному облучению. Может быть через несколько (десятков?) лет, когда большинство пострадавших вымрет от старости,  такие компенсации начнут выплачивать, а сейчас у государства нет таких средств.

Совсем недавно, уже в 21 веке, я видел по телевидению документальный фильм о Семипалатинском полигоне, где были вставлены кадры, снятые в то время, но засекреченные. Показали жителей аулов, которые были умышленно не переселены на безопасное расстояние. На их коже видны язвы, на голове волосы выпадают, один казах продемонстрировал   клок волос, который он легко снял со своей головы. В этом же фильме были показаны молодые генералы, которых я воочию видел. Им были присвоены столь высокие звания, видимо, в качестве компенсации за грядущую смертельную опасность.  В том же фильме сказано было о гибели людей в результате различного рода аварий на полигоне.