Трещина через сознание

Елена Марценюк
Сложилось так, что к 22 июня, печальной дате для каждого из наших соотечественников старшего и среднего возраста, в Одессе открылись выставка и музей.

Выставка «Трещина через всю жизнь» в Одесском краеведческом музее рассказала о судьбах десяти женщин, вывезенных в сороковые годы с оккупированной территории Украины на принудительные работы в Германию.

Музей Холокоста (Малая Арнаутская,111) собрал документы и материалы, связанные с чудовищным по своим масштабам уничтожением оккупантами мирного еврейского населения в Одессе и области.

Выставку «Трещина через всю жизнь» представило краевое объединение местности Райланд (Германия) при поддержке Европейского Союза в Брюсселе.

Создание музея Холокоста инициировали и осуществили   Ассоциация бывших узников концлагерей и гетто и общественная Ассоциация «Украина – Израиль» при содействии Одесской областной администрации, Одесского горсовета и многих других организаций и граждан нашего города, для которых война, пришедшая с рассветом на нашу землю шестьдесят восемь лет назад, не ушла в небытие, а въелась саднящей памятью в мозг, сердце и гены, не позволяя ни на минуту забыть, КАК это было и КТО в ней был виноват.

На открытие Музея Холокоста в узком, типично одесском дворике на Малой Арнаутской,111, кроме официальных лиц, причастных к его созданию, собрались евреи и не евреи, известные в нашем городе люди и самые простые одесситы, старики и их дети, некоторые из которых привели и своих детей. И когда неожиданно знакомый каждому голос Левитана трагично и яростно возвестил: «Сегодня, двадцать второго июня, в четыре часа утра без объявления войны фашистская Германия…», и над двориком грянуло: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой!», противиться подступившим к горлу слезам оказалось невозможным. Люди стояли, поминая ту войну от первого ее дня до последнего, а из-под их ресниц тихо скатывались не стыдные в эти минуты слезы…

Презентация выставки «Трещина через всю жизнь» была по-европейски  деловой и сдержанной. Серьезный уровень мероприятия подчеркивало участие высоких гостей: главы СБУ Валентина Наливайченко, и.о. председателя Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания Андрея Мирошниченко, шефа гуманитарных проектов краевого объединения местности Райланд Беттины Буреш, а также руководителя  программы «Уроки истории» международного благотворительного фонда «Украина-3000» Олеси Стасюк. Экспозиция, состоящая из десяти баннеров с коллажем фотографий и документов, рассказывала о судьбах десяти украинок, вывезенных в 1942 – 1943 годах на принудительные работы в Германию. Новый и неожиданный поворот темы той страшной войны – мало известная до сих пор история остарбайтеров, как официально назывались в Германии рабочие с оккупированных территорий Советского Союза.

На плакатах рядом с портретами  восьмидесятилетних героинь распахнутыми глазами всматривались в сегодня девчата из сороковых – такими были все они, когда работали в Германии. С чисто немецкой скрупулезностью экспонаты выставки дополнялись объемным каталогом и компакт-диском с рассказами этих десяти женщин.

Я прочитала от корки до корки каталог, который скорее следовало бы назвать исследующей тему остарбайтерства монографией, внимательно прослушала все интервью на диске.

Как следует из каталога, в 1999-2000 годах во время регистрации заявок на выплату компенсаций за принудительные работы в фашисткой Германии в нашей стране было зарегистрировано 159624 бывших остарбайтеров-мужчин, 331074 женщины, 37984 ребенка, рожденного в тридцатых годах, и 13378 детей, появившихся на свет в неволе. То есть явление остарбайтерства было достаточно массовым и охватывало огромные слои населения оккупированной Украины. Десять женских судеб, о которых рассказала выставка «Трещина через всю жизнь», слились с судьбами этих тысяч людей.

Все они, живущие ныне в разных городах и селах Украины - Марцелина, Анна, Татьяна, Александра, Мария, Елизавета, Лидия, Магдалина, Алина и Любовь - были связаны в годы принудительной работы в Германии с землей Райланд и получали медицинскую помощь в региональной женской клинике и акушерской школы Эльберфельд, причем одна из них  родилась там в 1943 году. Благодаря архивам клиники было установлено около 200 имен лечившихся здесь украинок из числа 400 остарбайтеров, следы которых удалось разыскать в Райланде.

Группа немецких исследователей посетила Украину, встретившись с десятью героинями будущей выставки. И вот что рассказывают эти весьма преклонного возраста женщины, не так давно получившие  немалые компенсации от Германии и взволнованные приездом немецких гостей.

«Может, что-то где-то немцы и вытворяли, может, и наши. Наши-то хорошо вытворяли, когда отступали. И жгли, и смолили, и кур воровали. Пустоту наделали – и пошли дальше…
Были тут эти немецкие парни, ну, солдаты, все на веломашинах. Так один катал меня. Хороший мальчик был такой… Ну что ж, они, после того как три дня постояли, пошли дальше. Были славные такие ребята» (Марцелина).

«Я попала работать в больницу. И там было мне неплохо, хорошо было. Ну, сразу трудно, знаете, мы привыкли дома иначе, а там так: кусочек хлебушка, чашка кофе – и все. И в больнице сразу было трудно, а потом мы привыкли. И уже очень хорошо было. И девчонки были хорошие. И повариха хорошая была, все со мной были добрыми, все».(Марцелина).
«На фабрике я работала, на резиновой. Gummifabrik. От барака до фабрики недалеко. Все время проработала на одном месте. Нигде на другой фабрике я не была. Я работала на шланге в первом цехе, а потом возила груженые тачки вместе с одной женщиной – она немолодая была уже, и я в паре с ней. Возили резиновые колеса, которые на той фабрике делали. А потом работала там, где из резины каблуки делают. За каждым столом двое – девушка и парень. Парни носили такие очень тяжелые плиты, а мы на них куски резины накладывали. А напротив – два немца, делали только подошву» (Анна).

«Я работала на фабрике в две смены. На одной половине территории была матрасная фабрика, а на другой – там, внизу, видимо потому, что война, снаряды делали. Я работала на станке в цехе, где делали гильзы и снаряды. И другие наши девушки тоже на станках, а остальные – на матрасной половине. Там в матрасном цехе работали и немецкие женщины, и наши девушки, так им было легче: их немки угощали бутербродами» (Татьяна).
 
«Только мы с поезда сошли, там уже немцы ждали, кто кого хочет забрать. И одна женщина, хозяйка ресторана, подошла ко мне, она меня и забрала. У нее был ресторан на вокзале. В ресторане я работала на кухне. Еще были две немки со мной. Их двое, я третья. Там я разную работу делала: к примеру, привезут рыбу – чистила рыбу. Убирала там» (Александра).

Таких рассказов – десять. В один голос эти пожилые женщины твердят, что работалось трудно. Но сама эта работа – посмотрите! – в их рассказах значительно отличается от того, что делали наши русские бабы в тылу сражающейся с фашизмом страны в это же самое время. Эвакуированные заводы, возрождавшиеся в эвакуации за несколько месяцев и начинавшие гнать продукцию для фронта, когда даже крыши цехов были толком не наведены, морозы, непосильность мужского труда, который взвалили на себя исключительно женщины и подростки, постоянное недоедание, похоронки, недолеченные болезни, надорванность женских органов… «Все для фронта, все для Победы!». И не скулить – война! Сегодня эти женщины недаром приравнены к участникам войны. Вспоминать те годы они не любят. И, заметьте, никогда не жалуются.
 
А вот бывшие остарбайтерки сетуют на недоедание во время пребывания в Германии. Но именно там, по свидетельствам наших героинь, многие из них впервые попробовали и пристрастились к натуральному кофе. Там им, рабыням с Востока, как они рассказывают, полагалась двойная порция за выполнение тяжелой работы на заводах.Так что и голодными по-настоящему, по словам бабушек, они в Германии никогда и не были. Однако где-то совсем рядом находились Дахау, Майданек, Бухенвальд, в которых голод был превращен в самое дешевое оружие умерщвления узников. В лагерях уничтожения заключенные тоже работали, только труд их был неизмеримо тяжелее, поскольку оказывался непосильным истощенным до состояния скелетов людям. А чуть далее был наш взятый в кольцо гитлеровской блокады Ленинград, в котором дневная рабочая пайка черного вперемешку с опилками хлеба составляла сто грамм. А еще чуть подалее, на Востоке, днем и ночью работали военные заводы, на которых полуголодные, получавшие хлеб по карточкам рабочие, в основном женского пола, выпускали для передовой танки, самолеты, гаубицы и снаряды...
 
Странно, тенденциозно составлены материалы выставки «Трещина через всю жизнь». Да, рабский несвободный труд ужасен. Ужасно в юном возрасте оказаться вдали от дома, родителей, друзей  в чужой и враждебной Германии. Но оказывается, по словам десяти женщин, немцы остарбайтеров не обижали, подкармливали, делились одеждой, сочувствовали.

А в лагере, куда приходили развлечься остарбайтерки, жившие в домах со своими хозяевами, «были парни и девчата с Украины и России. Там музыка, танцы, там играли на бильярде. Ну, как выходной – я у них. Однажды я даже в кино сама пошла. Иду, а навстречу немецкие офицеры. Или полицейские. Они идут, а я думаю (нам же нельзя было в кино ходить): что ж я им скажу? Тогда я им: «Heil Hitler!» И они: «Heil Hitler!». Они и не поняли, что я русская. А меня и не узнать ни за что. И одета так чистенько, и сама такая хорошенькая…» (Александра).

И лечили в лучшей краевой клинике этих женщин,по их воспоминаниям, ни в лекарствах, ни  в наркозе, если надо, не отказывали. Только если немки лежали в одноместных и двухместных палатах, то остарбайтеркам полагалась шестиместная. Правда, детей иногда отбирали, но когда женщины засобирались домой, деток им из детдомов вернули. Идиллия да и только!

А самым страшным, по их словам, была советская жизнь до войны: тут вам и насильственная коллективизация, и раскулачивание, и Голодомор...

Неприятным было и то, что в Германию увозили их по большей части насильно. Правда, вначале, когда наступление гитлеровцев шло на Восток, многие, поддавшись  пропаганде оккупантов, поехали туда добровольно. А "после Сталинграда уже никто ехать по своей воле не хотел – слишком быстро приближалась Красная Армия".

Страшными были и американские бомбардировки, которые пришлось переживать остарбайтерам наравне с немецким населением.  Но сами американцы – славные ребята. Угощали шоколадом, давали одежду, хотели самолетами отправить домой.

А вот наши, недобрые, злые, приставали, оскорбляли: «Она в Германии была!». И с трудоустройством было сложно, и не уважали бывших остарбайтерок в своей стране, и никто на них жениться не хотел.

Однако почти все десять опрошенных немецкими исследователями женщин замужем побывали. Кто-то за таким же остарбайтером, кто-то – бери выше - за директором сахарного завода,Героем Советского Союза(!), за военным (!), с которым там же в Германии познакомилась, за главным бухгалтером колхоза(!)… Это сейчас почти все они вдовы, но были и любящие мужья, и дети, и семьи. Не вяжется все это с трагическими мантрами по поводу несостоявшихся женских судеб героинь выставки, которые прозвучали на презентации, - это, скорее, некая обманчивая метафора, чем факт. И внуки у большинства из них есть,и правнуки. На фотографиях, сделанных гостями из Германии в их домах, все они присутствуют. В чем же их жизнь на Родине не состоялась? Может, в том, что не остались они в "доброй" и по-европейски цивилизованной Германии на всю жизнь? Из-за этого и "трещина" через все их последующее существование?

А вот сколько других наших женщин остались из-за войны незамужними, искалеченными, не способными стать матерями, для сравнения никто подсчитать не удосужился.А зря. Никогда не лишне напомнить, ЧТО принесли на нашу землю фашистские оккупанты и КАК исковеркали они многие женские судьбы своим "новым порядком".

Не могу не представить смущенных и взволнованных посещением представительной иностранной делегации наших постаревших героинь, которых снимают на видео и фото, задают кучу вопросов и ответы записывают на диктофон. Не так давно Германия облагодетельствовала их компенсациями, валютные суммы которых в нашей повсеместной нищете кажутся неправдоподобно щедрыми и вызывают жгучую зависть остальных ветеранов и стариков, кто пережил ту войну и намучился отнюдь не меньше, а вполне возможно, даже  больше. Да разве язык повернется у бывших немецких рабынь сказать плохо о стране-благодетельнице? И получилось в их интервью: в Германии все было по-человечески, а вот на Родине…

И косвенно подтверждая эту информацию, делает немецкий современный фотограф снимки на улицах сел и в домах, где ныне живут героини экспозиции: допотопный «Икарус» (таких уже действительно не встретишь на дорогах Европы), захламленные барахлом «на всякий случай» дворы, убогая шестидесятых годов мебель, русские печи, где бабульки спят, утварь, которой место разве что в музее... На этом фоне и без всяких комментариев меркнет цена Победы и мира, в котором мы все сегодня живем, и поднимаются в цене радости Евросоюза. И нужна ли была эта добытая столь страшной ценой Победа, если не принесла она благоденствия, сытости, довольства и цивилизованного комфорта большинству победителей? Эти мысли лежат на поверхности - их даже не надо произносить вслух героиням экспозиции.   

Но вот иное свидетельство о принудительной работе в Германии, не имеющее отношения к выставке «Трещина через всю жизнь». Это письмо пятнадцатилетней девочки Кати Сусаниной,  написанное отцу 12 марта 1943 года:
«Дорогой, добрый папенька! Пишу я тебе письмо из немецкой неволи. Когда ты, папенька, будешь читать это письмо, меня в живых не будет. И моя просьба к тебе, отец, покарай немецких кровопийц.

Несколько слов о маме. Когда вернешься, маму не ищи. Ее расстреляли немцы. Когда допытывались о тебе, офицер бил ее плеткой по лицу. Мама не стерпела и сказала: «Вы не запугаете меня битьем. Я уверена, что муж вернется назад и вышвырнет вас, подлых,  отсюда вон». И офицер выстрелил маме в рот.

Папенька, мне сегодня исполнилось пятнадцать лет, и если бы сейчас ты встретил меня, то не узнал бы свою дочь. Я стала ужасно худая, косички мои остригли наголо, руки высохли, похожи на грабли. Когда я кашляю, изо рта идет кровь – у меня отбили легкие. Платье рваное, в лоскутках, номер на шее, как у преступницы, сама как скелет, и соленые слезы текут из глаз. Что толку, что мне исполнилось пятнадцать лет. Я никому не нужна. Здесь многие люди никому не нужны. Бродят голодные, затравленные овчарками. Людей часто убивают.

Да, папа, я рабыня немецкого барона, работаю у немца Шарлэна прачкой, стираю белье, мою полы. Работаю очень много, а кушаю два раза в день в корыте с Розой и Кларой – так зовут хозяйских свиней. Так приказал барон. «Русс была и будет свинья», - сказал он. Я очень боюсь Клару. Это большая и жадная свинья. Она мне откусила кусок пальца, когда я из корыта доставала картошку.

Живу я в дровяном сарае: в комнату мне входить запрещено. Один раз горничная полька Юзефа дала мне кусочек хлеба, а хозяйка увидела и долго била Юзефу плеткой по голове и спине.

Два раза я убегала от хозяев, но меня находил их дворник. Тогда сам барон бил меня ногами. Я теряла сознание. Потом на меня выливали ведро воды и бросали в подвал»…

Текст письма Кати приводится по книге П.Мальвецци и Дж.Пирелли «Письма обреченных на смерть борцов европейского сопротивления», изданной в 1954 году в Турине. Вряд ли стоит подвергать его подлинность сомнению.

Зато ныне появилось множество «исследований», стремящихся «по-новому» представить историю Второй мировой войны и напрочь перечеркнуть само понятие Великая Отечественная война советского народа против фашистской Германии.

В распространяемой в сети «Книжного клуба» в Украине «Истории ХХ века», составителем которой является немецкий историк Гвидо Кнопп, и войну, оказывается, выиграли американцы, и взятия рейхстага никакого не было, и история с водружением знамени Победы – блеф. Причем о Советском Союзе, советском солдате, советских людях пишется столь неуважительно и свысока, что читать это «историческое исследование» – как будто добровольно облиться грязью.

Зачем такое распространять у нас? Почему путешествует по Украине выставка «Трещина через всю жизнь», которая главной бедой десяти престарелых женщин на самом-то деле провозглашает их принадлежность к своей стране, а не фашистскую каторгу, на которую они попали не по своей воле? Неужели подобному «примирению» и «всепрощению» положено стать для всех нас пропуском в Евросоюз и допуском к европейским милостям?

… А в одесском музее Холокоста как неугосимое пламя Вечного огня полыхают на макете девять пороховых складов, в которых в октябре 1941 года гитлеровцы сожгли живьем двадцать пять тысяч наших евреев и военнопленных. Этот уникальный макет изготовил и подарил музею одесский парнишка второкурсник Театрального училища Ваня Очеретенко. Он решил изучать правдивую историю той страшной войны без купюр и конъюнктурного редактирования, цель которого - оболванить, прежде всего, наивную и неопытную молодежь.
С какой целью, позвольте спросить? Для беспрепятственного вступления в Евросоюз? А может, для взращивания нового вида гражданина Украины, у которого за душой - ни знания истории, ни уважения к стране,победившей фашизм, ни умения анализировать факты... У euro sapiens это не принято и немодно.