Рождественский пасьянс для олигархов

Татьяна Щербакова


           РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПАСЬЯНС ДЛЯ ОЛИГАРХОВ


Денег нет. И не будет. В необозримом будущем. Потому что в обозримом есть все шансы лишиться  и той говенной  работенки, которую мне дали на заводе после того, как я принес в отдел кадров два новеньких красных диплома темно-вишневого цвета. Почти коричневого. И с восьмидесятипроцентной надбавкой за этот вишнево-коричневй цвет высшего пилотажа в университете мне теперь начисляют в бухгалтерии десять тысяч рублей, из которых на руки выдают чуть больше восьми. За эти деньги  - стоимость порции шашлыка в хорошем ресторане - нельзя брать больничный, выходить за забор от звонка до звонка,  опаздывать даже на пять минут. Но зато в отделе научных разработок, где я сижу за старым письменным столом напротив начальника, семидесятипятилетнего старика, приятеля директора завода, мне регулярно дают отгулы. За что? За то, что я мою полы в кабинете. Как все молодые специалисты.
Живу вдвоем с матерью, у которой  денежные дела еще смешнее. К своей пенсии она получает зарплату – за тяжелую, высокоинтеллектуальную работу – полторы тысячи рублей в месяц. Ее начальник уволил  одним махом всех пенсионеров, однако с работы не выгнал и продолжает успешно делать свой бизнес, практически не выплачивая зарплату своим престарелым ишакам, которые безропотно тянут рабский воз, потому что и полторы тысячи рублей сейчас взять негде – кризис. Работы нет вообще. Как живут другие, оказавшись совсем без денег – я не представляю. Все молчат – поди узнай.
Деньги, деньги. Они становятся навязчивой идеей. Где их взять? Воровать я  не приучен с детства, даже в школе чужих ручек не тырил. Да и, как говорят наши дворовые зеки, мои сверстники, чалиться на нарах здоровье не позволяет. А тут еще образовался долг в две тысячи евро. За что? Понятно, за что, если я в двадцать четыре года еще на воле хожу, а не бегаю по плацу в противогазе. И это мне здоровье не позволяет, но в кризис военкомы  совсем озверели и готовы гнать на службу даже покойников. Им остается только отрыть из могил всех  зарезанных и обколотых пацанов, построить их и стройными рядами отправить на границу.
А на какую границу? От кого рубежи охраняем? От тех, кто давно уже над нами хозяин. Кстати, об этом. Пошарил в Интернете, нашел книжку Бориса Березовского «Как заработать большие деньги». Ну, прямо еврейская «Майн кампф». Этот портайгеноссе  всех российских олигархов пишет: имеет столько денег, что ему не прожить их и за три жизни. Кается в том, что добыл их путем беспощадной эксплуатации русских, а потом принял православие и решил написать учебник жизни для этого « великого и сверхтерпеливого народа». То есть, для меня и моей матери. Отлично! «Нет на свете каждому по солнцу, но денег на свете  может хватить всем». «Для того, чтобы сделать вас богаче, нужны перемены не извне, а внутри вас. Это магия успеха!»
Что ж мне,  заколоть агнца и съесть его? Найти какую-нибудь каменную бабу и поклониться ей? Можно, конечно, просто бабу – с деньгами. Но и у таких баб сегодня карманы опустели. А девочкам из богатых семей родители приказывают выходить замуж за богатых мальчиков. Там все схвачено. Средневековье…
Мать пытается накопить денег, чтобы отдать долг. Больше четырех тысяч в месяц не набирается. Две тысячи евро такими темпами мы будем копить два года. Кредиторы ждать не станут. Я дал расписку. У нас осталось два месяца. Надо брать кредит, а его не дают. Девицы с хитрыми водянистыми глазками – фэйсконтроль на банковские деньги - рассматривают тебя в окошко так внимательно, будто хотят разглядеть твой кишечник и даже вычислить его длину.
« В России,- пишет Березовский,-  сейчас сложилась ситуация, когда нытики друг друга топят и усугубляют свое бедствие своим крайним пессимизмом, обмениваются им, как видеокассетами друг с другом. На Западе все пронизано идеей успеха». Ерунда! В России сегодня все друг другу беззастенчиво врут, пытаясь хоть как-то выглядеть лучше, чем есть на самом деле. Ни у кого не узнаешь его истинную зарплату, все лгут об успеваемости своих детей в школе, среди которых в классе учатся один-два, а остальные двадцать пять ходят просто так. Люди на улице выглядят вполне прилично, одевшись по дешевке в «Стоках», магазинах, куда таможня сбрасывает уворованный товар под видом контрабанды и контрафакта. А приходят домой, и  лезут на трехъярусные нары в однокомнатной квартире, где проживает десять человек. И другой  у них никогда не будет. Во всяком случае, при их жизни. Это уже очевидно. У этих людей просто нет сил ныть и топить друг друга. Они морально и физически обессилены и еле живут  в современной морально-экономической блокаде, в которой оказались, когда в девяносто первом им предложили подписаться под документом, который отпускал их на волю. Они даже не обратили внимания на то, что их не пригласили сесть за стол переговоров, во время которых они бы могли поставить условие: вы даете нам однопроцентные кредиты, как в Америке, мы же покупаем на них себе то, о чем так долго мечтали - красивую жизнь, как там, а за это продаем вам свою огромную богатую страну.  На таких условиях надо было отдавать нажитое, на таких! А русские просто подписались на чистом бланке с тремя латинскими буквами  RASSA LTD и пошли клевать кал.
Да в каком месте на Западе сегодня «все пронизано идеей успеха»? Почему мне не покажут, куда делись пятьдесят американских городов, из которых выгнали население, не сумевшее расплатиться с теми самыми однопроцентными кредитами за свои дома, машины,  телевизоры и микроволновки? Нет, я понимаю – если Россия поднатужится и купит еще энное количество  западных автомобилей в кредит, который даже пенсионерам дают запросто, то Запад еще как-то протянет…
 Кстати, как же мне все-таки взять кредит хотя бы  на тридцать тысяч рублей? Одни банки не дают без поручителей, другие – молодым до двадцати пяти лет. На иномарку кредит эти  банковские водяноглазые девицы  предлагают сразу, а на кусок хлеба черта с два  выпросишь!
Зашла соседка – рыдает : сыну в университете Потанинскую стипендию в две тысячи рублей не дали. А он и научную работу написал, и в самодеятельности участвовал… Малого не хватило – он – не племянник ректора. Она что, не понимает? И тоже завелась про деньги – откуда у таких, как Потанин, столько бобла? Она бы еще всех олигархов вспомнила. Того же Березовского… И вдруг мать ей говорит : «А давай,  на него погадаем, на Потанина. Может, чего и поймем. Тем более, что скоро Рождество, а под Рождество все гадают. Мы что ли хуже?» Разложили на столе карты и начали...
Меня, чтобы не смущал, на кухню выгнали. Я там  сижу, тихонько чай пью, а сам  слушаю. Мне тоже интересно стало, что там по жизни у Потанина? Я хотя и с двумя красными дипломами университет закончил, а его стипендию тоже ни разу не получал. Мне, как малообеспеченному, социальную платили к повышенной университетской – больше двух тысяч и так получалось.
-Как его зовут?- спрашивает мать у соседки. А та не знает.
-Владимир Олегович,- кричу из кухни.
-Ага,- говорит мать,- смотри-ка, что у него было. Полюбил его семейный человек, но за деньги. И очень опасный. А сейчас у него какой-то перелет и болезнь из-за застолья. Отравить, что ли, хотят? И происходит это, представь себе, в казенном доме – в армии или в милиции. Но желание у этих отравителей не сбудется. А у него разрешатся важные проблемы. На сердце у него – достойная награда от змеи.
-Это как?- интересуется соседка.
-Откуда я знаю, может, от жены или от покровительницы. Кто их там разберет. Однако переживает он из-за обмана от покровителей.  Боится, что очень высокие люди его обманут вместе с какой-то бабой. А в доме у него новое лицо и играет важную роль в его судьбе. Может быть даже, он женится. Потому что это новое лицо в доме у него – со своей любовью.
-Ой,- вздыхает соседка,- как в сериале.
-Ты погоди, посмотрим, что у него будет. Будет у него неудачный договор. Ссора, слезы из-за своей же измены в семье. И пустые хлопоты около крестового короля – родственника, может быть. Сердце же успокоится неприятностями и разлукой с любимым человеком. Будут болезни и ссоры с родственниками и друзьями. Но впереди – какая-то свадьба у молодых и опасность ему от пожилой женщины и распутной женщины. Или она его или он ее…  И, знаешь, моя дорогая, нету у него денег…
-Во как!- изумляется соседка.
-Да, а ты говоришь, стипендия.
-Просто невероятно,- продолжает удивляться соседка, а мне становится все интереснее, и я прошу из кухни мать:
-А кинь-ка карту на Березовского!
-Ладно,- соглашается она,- как  его зовут?
-Как-как – Борис,- смеюсь я из кухни.- Что чудишь-то?
-Ну да, Борис. Так, что там у тебя, Боря было? Ага…Опасный перелет с молодой девушкой. Или его путь к ней. Или она к нему летела с приключениями. Что сейчас… Разлука с ребенком или ссора. Неожиданное оскорбление он ему нанес в каком-то семейном деле. А на сердце у нашего Бори  неприятности с большими деньгами, боязнь из-за них. Понимает, что с огнем играет до смерти. Так он понимает свое положение. И в доме у него – а-яй-яй… Потеряно все, что накоплено годами. Теперь новое лицо решит его участь. Но он очень надеется, что огорчения уйдут. Напрасно. Эти уйдут – придут новые. Да еще с каким-то несчастьем. Что будет… Даже и неловко говорить, прямо не знаю…
-А ты говори, говори,- настаиваю я, выходя из кухни,- не стесняйся, чего уж там.
-Брак у него в казенном доме. Да не с девицей, а с молодым человеком. И этого брака он давно ждал. В этом году женится или… замуж выйдет. Сердце же успокоится напрасными хлопотами к крестовому королю. Изменит ему его любовь. Потом - несчастливая дорога к покровителю. Удачно сменит работу. Однако опять обман от короля, на которого надеялся, и слезы… Прямо как в Библии, прости Господи : «Ибо ты говоришь: я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды, а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
-Вот  вы только подумайте, сколько бед у богатых людей,- вздохнула соседка. –А, может, ну ее, эту Потанинскую стипендию? Как-нибудь без нее протянем на растворимой лапше? Зато никто не отравит!
-А главное, вашему сыну жениться на каком-нибудь сокурснике не придется, -  ехидничаю я, подходя к столу.
-Кто вас, молодых знает,- машет рукой соседка.- В наше время вы на все горазды, и «жену» в портках  в дом приведете. Обстирывай потом двух мужиков.
Мне хотелось, чтобы она поскорее ушла, потому что впервые я отнесся к гаданию матери на картах вполне серьезно и мне очень хотелось продолжить. Однако без посторонних людей. Мало ли кому потом соседка разнесет…
Наконец, она ушла, и я сказал матери:
-А давай посмотрим, как живет Анатолий Чубайс.
-Ну, давай,- согласилась мать и начала раскладывать карты.- Смотри-ка,- сказал она,- он от бабы ушел или она от него. А сейчас ему опасность от бубновой дамы, на которой он или женился или хочет жениться. На сердце у него желание, чтобы новое лицо решило его участь так, чтобы во всем ему была удача и счастье. Но боится неприятностей для любимого человека. В доме у него какая-то болезнь, врач из-за его ложных шагов. И все-таки удачная перемена работы. А будет у него обман в любви. Там ждут только материальных благ. О неверности он получит известие от родных. Сердце успокоится разлукой с любимым человеком – другом и покровителем. Измена в семье, но придет помощь из-за рубежа. Оттуда ему подарок, однако  любовница и ребенок будут этому препятствовать. Прямо-таки какая-то смертельная схватка. Но опять его выручат те, кто его любит и ищет расположения. Однако вдали по его следам ходит казенный человек, и кончается для него все плохо из-за больших денег. Придет известие из казенного дома  - нет ему ходу к большим деньгам.
-Тебе в Кремле работать, цены бы не было,- вслух подумал я.
-И головы бы не было скоро,- вздохнула мать. – Я ведь потомственная гадалка, даже не знаю, в каком колене, и предки мои – цыгане да евреи. Правду говорю. А правду кто любит? Да и опасно правду людям говорить. Тогда они начинают понимать, что ты о них все знаешь. Кому это понравится?
-Ладно, тогда еще  про одного человека скажи.
-Про кого?
-А про Ходорковского.
-Да про этого-то зачем? Закован в четырех стенах, что он может?
-Он очень мне интересен. Я в Интернете  про него прочитал, что ему на Западе  сто девяносто миллиардов предлагали, чтобы он вошел во власть и ликвидировал ядерный щит страны. Представляешь?
-Да я тоже читала, что он был самым богатым человеком в мире.
-Богаче, чем Билл Гейтс?
-Вроде того. Невероятно, конечно. Он переписывался с  одной писательницей и рассказал ей, как своим нефтяникам не платил зарплату, приехал к ним на разборки, и молодые люди у него на глазах в голодные обмороки падали. Но его не это смутило, а порадовало то, что люди пришли с ним поговорить. Странно все это как-то. Да у него в карманах наверняка такая «мелочь» завалялась тогда, что ее вполне бы хватило этим рабочим  для питания на год. Не дал…
-Ты хочешь сказать, что он и есть 666-й?
-Да нет, тот должен властвовать и ему все должны поклониться. А потом уже начнется…
-Конец света?
-Как легко все об этом говорят, а мало кто знает, как в Библии сказано : «И даны были каждому из них одежды белые, и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число».
-Какое число?
-Большое. Лишь третья часть человечества должна остаться на земле перед вторым пришествием, но то, что увидят оставшиеся… лучше бы им не видеть. Зато  потом все они станут бессмертными  вмести с теми, кого Бог простит,  и обретут жизнь вечную и будут  пить из реки жизни.
-Интересно, все-таки, зачем Березовский поменял веру? Разве иудеи не верят во второе пришествие?
-Нет, они  ждут первого, потому что не приняли Христа. Но все равно ждут прощения и жизни вечной.
-Так в чем же разница для олигарха – ждать вечной жизни с православными или с иудеями?
-Ну, это очень  личное дело каждого, и об этом даже неприлично говорить.
Мне вдруг пришла в голову странная мысль.
-А ведь Березовскому-то умирать страшнее других будет – от таких денег, которые ему на три жизни хватит. Разве от таких денег легко уйти? Они дают ему все!
-Перестань!- устало махнула рукой мать на карты,- ничего они ему не дают. Дворцы, в которых его в любой момент могут отравить, охрану, которая в любую минуту может его убить,  личные самолеты, которые в любой момент могут разбиться, яхты, которые  могут  затонуть? Он смертен, как все, и уже старик. Смокинг или рубище – это всего лишь  форма, предрассудок. Вот соседка переживает, что ее сын не получил потанинскую стипендию. Но она без нее проживет, и скоро вообще о ней забудет. А олигарх всякий раз мучительно размышляет, любит ли его кто-то от души или за деньги. И на смертном одре он будет думать только об этом, а не о мешках с  деньгами у него под кроватью.
-Но все-таки, как там с бывшим самым богатым человеком в мире?- напомнил я ей.
- Да так же, как и у остальных его сотоварищей. Было ему неожиданное оскорбление, удар от близкого человека, вероятнее всего, от любовницы. Сейчас беда у сына, у которого все отобрал казенный человек. На сердце у него надежда на то, что его судьбу решит новое лицо. Несчастье и болезнь у него на сердце. В доме… Казенный у него дом, а в нем для него опасность для здоровья. Что будет… Препятствие к большим деньгам. Любовник или любовница. Полюбит его семейный человек. Будут ему  большие деньги и приятный гость. Удача во всем. Но пока этому что-то препятствует. Сердце успокоится обманом от покровителя, от которого он ждет материальных благ. Видно, у него еще есть деньги и его женщин трясут, как грушу. Родные ему расскажут. Они его любят.
Мать в задумчивости перебирала карты, было видно, что она  устала.
-Послушай,- воскликнул я,- а, может, дадим объявление о гадании? Сейчас это все любят.
-И где я буду это делать? Здесь?  Первый же клиент  окажется бандитом,  порежет нас и отнимет последнее. Нет, у записных гадалок все схвачено, там и офисы, и охрана. Но клиентов мало. Посмотри  по объявлениям – их почти нет в газетах. Я интересовалась.
-Почему же люди не хотят поговорить со своей судьбой,- спросил я,-  разве в такое тяжелое время им не хочется знать, что с ними будет завтра?
-А они знают, что с ним  будет – нищета и тупое угасание.  Вся забота только о пропитании. В чудеса никто больше не верит.
За окном в сиреневых сумерках вдруг пошел крупный белый снег. И сразу на улице стало, как в сказке – загадочно, красиво и покойно – будто множество маленьких ангелов прилетели и расселись  на деревьях, чтобы поиграть с легким ветерком. Я, как маленький,  прильнул к оконному стеклу и рассматривал ангелов. Минута забвения была такой сладкой… Но ведь на то и Рождество! И оно, и эти крошечные ангелы – для всех. И  как маленькому, несмышленому мальчику, мне  стало жалко  тех, на кого сейчас гадала моя мать, этих олигархов, один из которых  в поисках бессмертия меняет веру и прячет свои мешки с деньгами по сусекам, а  сам уже старик и от  него землей сквозь тонкий парфюм  все равно воняет, другой ест отравленный супчик, третий женится на спидоносном мальчике из ночного клуба, четвертый смотрит на белых ангелов через окно в клеточку и тоже боится  поужинать отравленным супчиком. Да ну их, мысли о больших деньгах! Я радости хочу, с маленькими белыми ангелами, рассевшимися на ветках деревьев в нашем убогом дворе,  разговаривать хочу. Я дышать этим миром хочу, этим  чистым сиреневым миром! И чтобы маленькие белые ангелы  трогали меня за щеки и щекотали, как в детстве на горке под  рождественской елкой.


                ХХХ

Прошло четыре года после того, как я написала этот невыдуманный рассказ. Гадание на картах было настоящим. Признаюсь - я гадала сама, недаром ведь по крови на треть цыганка. После интервью, которые дал освобожденный Ходарковский, вижу - гадание было практически точным. И все у него сбылось...