След

Александр Николаевич Скрипкин
 Говорят, что старость - не радость. Безусловно, каждый из нас хотел бы всегда быть молодым, здоровым, нужным людям. Но жизнь идет своим чередом, и вот уже "мы грустим, седину замечая". Все чаще итожим прожитые годы, задумываемся, какой след оставляем на земле...

   В 13 лет началась ее трудовая жизнь. Семья была большая - Мария сама старшая из детей. Поначалу помогала матери по дому, пото ходила на ферму доить коров. А когда наступила пора сенокосная,с отцом метала стога, ворошила сено, заготовляла корма. Несмотря на то,что не всегда и не все удавалось маленькой хрупкой девчушке, родители заботливо приговаривали: "Ничего, доченька, так из тебя толк выйдет. Руки у тебя хваткие"...
   Незаметно пришла всена 41-го года. Отчего так радостно и грустно на душе? Почему так сильно бьется сердце в груди, когда видишь его невзначай на работе или вечером за околицей - на гулянье? Но почему он не подходит, не приглашает на  танцы?   
Вечерами тонкие и чистые девичьи голоса звенели в садах. Ее голос он узнавал сразу.
Ах, какие были эти короткие дивные ночи! Не успеешь вздремнуть, как вновь на работу.
А по утрам ослепительное солнце вставало над Окой. Густой белый туман покорно жался к земле, и тогда казалось, что дома родного села Новокрасное, что на Рязанщине, плывут по белому морю, тихо, величественно. Набухали, лопались почки у ивы над рекой...
   Неожиданно у окна раздались звуки одинокой гармошки. Пришли незваные гости, и среди них был он. Зачем? Загорелась вся, убежала на кухню. Заговорил дружок:
- Соседушки, дорогие, знаю я, что у вас есть "товар", у нас вот - "купец". Ну, чем они не пара? Давайте по рукам и к алтарю. Назначайте срок свадьбе.
   Назначили на 14 октября на Покров. А невеста так и не вышла из кухни, пришла в себя, когда "сватья" ушли. Не пошла она в этот вечер и на танцы за околицу - то ли от стыда, то ли от счастья. Всю ночь с матерью просидела, много говорили, плакали. Наутро узнали, что началась война.
   Отец буквально с поля, едва успев проститься с детьми и женой, ушел на фронт. С рюкзаком за плечами пришел попрощаться и он. Мария только и сказала: "Всю жизнь буду тебя ждать. Ты только береги себя".
   День-деньской была она на ногах. Ломило спину, деревенели руки, слипались от недосыпания глаза. Она пахала, сеяла, косила, рубила лес - все делала для Победы.
   "Бывало, прибежишь домой с работы и сразу к почтовому ящику - нет ли письма от папы, от Юлия... Как мы все радовались, если лежал маленький солдатский треугольник! От Юлия весточки так и не было. Он погиб в первые дни войны. Всю войну его ждала.Не дождалась, пусть простит он меня. Я помню его всегда. Где погиб? Где он похоронен? Съездить бы к нему на могилу, поговорить, рассказать о своей жизни. В декабре 1941-го пришла похоронка и на отца". Вскоре Мария ушла на трудовой фронт - добывать торф.

  - Это сейчас торфоперербатывающая промышленность оснащена мощной современной теникой, а тогда основным орудием была лопата да кирка, - рассказывала Мария Петровна Бирюкова. -Бывало, запряжешь лошадь, а иногда и сами впрягалисьв упряжку и тянлуи телегу с торфом к узкоколейке. Случалось, паровоз " кукушка" выходил из строя, и снова мы, девчата, наваливались на вагоны.
   ... В тот победный 1945 год весна пришла рано. Сколько было вокруг улыбок, счастливых слез, объятий! Вернулась домой Мария. Ушла в себя, в работу и ничего не замечала вокруг, не слышала пения одинокой гармошки.
   - Доченька, милая, нельзя же так. Теперь его не вернешь, а жизнь идет. Я же с вами одна осталась. Младших надо на ноги поднимать. Одним трудно, мужик в доме нужен. Вон Максим Бирюков вчера говорил мне, что хочет свататься придти. Завтра ответа ждет от меня, что сказать-то ему? - закончила разговор мать.

   - Пусть приходит, - только и сказала Мария отреченно, с грустью.
   Была свадьба, пели и плясали на ней, только невеста ничего вокруг не замечала, даже не слышала, когда кричали "горько"...

Троих детей родила Мария. А счастья все не было. Уехали из родного села в Шатуру на добычу торфа. Шли годы, выросли дети. Надо было подумать об их будущем. И семья Бирюковых переехала в Железнодорожный. Жили в частном доме. Мария Петровна поступила работать на Мосасботермокомбинат, во второй цех на съемку готовой продукции, где проработала 30 лет.

   - В цеху встретили меня приветливо, когда узнали мое желание скорее постичь секреты новой профессии. Старались помочь во всем, - вспоминала она.
   А сколько девчат, женщин обучила она своей профессии! Двадцать пять лет работал с ней рядом автор этих строк. И никогда и никто из нас в смене не слышал, чтобы она жаловалась на трудности, нервничала, делала что-то в спешке. При ней и работать, спустя рукава, и
горячиться не станешь. А сколько за смену складировали съемщицы вручную минераловатной плиты!

  - Трудностей я не боюсь, - продолжала беседу Мария. - Ведь жизнь не баловала нас, людей старшего поколения. Много нам довелось пережить, испытать. И мы счастливы и горды тем, что никакие испытания нас не сломили. Мне уже 72 года, а я еще работаю, правда, теперь уже дворником, нахожу себе ежедневные хлопоты по саду-огороду. Помогаю детям - все они выросли, имеют семьи, радуют меня внуками.

Говорят, суть не в годах, а в делах. Их в жизни Марии Петровны не перечесть. И еще мы часто слышим: люди старой закалки - крепкие, их не сломит ни горе, ни беда.А почему?
Да потому, что меньше всего они думают о своем благополучии, о своих болячках. Им некогда зангиматься собой, они всегда в движении, в работе. 

   Часто думаю: двужильная она, что-ли, эта маленькая пожилая женщина? Вчера видела меня, спросила: "Куда этим лето поедем на экскурсию?".
   В заключение хочу сазать, что Мария Петровна была самой большой на комбинате любительницей путешествовать. В разное время побывала на Кавказе, в Прибалтике, на Украине, Белоруссии,по автобусным маршрутам - в Суздале, Загорске, Гусь-Хрустальном, Поленове, Ростове Великом, Владимире. Неизгладимое впечатление получила она от поездок в Болгарию, Польшу, Чехословакию, Финляндию.

   - Пока есть здоровье и возможность, хотелось бы побывать в Индии, - делилась своими мыслями Мария Петровна. - Теперь все позади: и война, и смерть мужа, и дети выросли. которых растила одна. Сейчас впечатлений хватает, а время для интересных поездок всегда найду...

   Не нашла время побывать в Индии. Вечным сном покоится Мария в родном селе под Рязанью.