Эхо российской трагедии в Словакии. Часть 4

Анатолий Штаркман
Притаилось эхо российской трагедии в Словакии.

Часть четвёртая.

Серого цвета мраморный бюст Александру Сергеевичу Пушкину с отбитым носом расположен в призамковом парке на берегу небольшой речушки, впадающей в Нитру. Берега её соединяют, если память мне не изменяет, два пешеходных мостика, смонтированных фундаментально на бетонных балках в расчете на наводнения, горы рядом. Моя жена имеет прямое отношение к строительству, и, из-за любопытства к конструкции, взошла на один из мостиков, я остался сидеть на скамеечке возле Пушкина. И вдруг я слышу: «Иди сюда, иди сюда, я обнаружила что-то интересное». На границе между деревянным настилом моста и асфальтированной пешеходной дорожкой были уложены камни и кирпичи красного цвета, на одном из них сквозь затоптанную грязь в рамочке, параллельной краям кирпича, проглядывала шестиконечная звезда и над ней королевская корона. Слева от звезды - буква «В», справа – «F». Не было никакого сомнения, что перед нами редкая находка - герб семьи Фризенгоф. Я позвал нашего экскурсовода. Она подтвердила, что это фамильный знак Фризенгофов и заметила: «15 лет я хожу по этому мостику и не замечала столь ценный экспонат». Всё становилось на свои места: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу кто ты», - так по пословице, так и в жизни. Шестиконечные звёзды на надмогильном памятнике А. С. Пушкина, установленном Натальей Николаевной Пушкиной, урождённой Гончаровой, шестиконечная звезда на фамильном гербе – первой жены Фризенгоф, Натальи Ивановны, урождённой Ивановой, похороненной под фамилией Загряжской, и второй жены Фризенгоф Александры Николаевны, урождённой Гончаровой. Шестиконечные звёзды объединяют. Шестиконечной звездой объяснятся имя сына Фризенговых – Гришон, его женитьба на Ирме Шимони.
На могиле Пушкина 21 шестиконечная звезда. Первые 50 лет после смерти поэта мало кто знал, где его могила. К концу 19 века  на литографиях к шестиконечной звезде в центре памятника пририсовали седьмой конец. В начале 20-го века обвинили масонов в шестиконечных звёздах на могиле Пушкина. Ближе к 21 веку объясняли советским школьникам, атеистически  воспитанным, что на могиле звёздочки для украшения. В начале 21-го века над шестиконечной звездой на обелиске прилепили крест, а в небесный свод из шестиконечных звёзд засунули икону. Знал ли Лев Сергеевич Кишкин, один из устроителей музея в Бродзянах, о шестиконечной звезде на гербе Фризинговых? Его слова: «Наконец-то в моих руках кожаный светло-коричневый альбом семейных фотографий с её инициалами «А. F.» (Александра Фризенгоф) и баронской короной (26 на 17 см.)». Корона – не баронский знак, а королевский, а про шестиконечную звезду Кишкин, верный российской традиции не связывать имя Пушкина с еврейством, промолчал.
Александра Николаевна Гончарова, домашние звали её Азей, но правильнее Асия, в переводе с иврита богом созданная (мою мать тоже звали Ася) поселилась в Бродзянском замке в 1852 году. В январе 1889 года скончался её муж Фогель Фризенгоф. Александра Николаевна пережила своего мужа на два года. Скучала ли она по своей родине России? Раевский коснулся этой темы очень кратко: «она явно устала от тягостной, запутанной обстановки в семье и от нравов окружавшего её общества», то есть приближённых к царской власти. Александр Сергеевич определил это общество довольно категорично: «свинский Петербург».
В 1938 году Раевский во время посещения Бродзянского замка обратил внимание читателя, что издали часовня-усыпальница семьи Фризенгоф на склоне холма «кажется протестантской, а не католической». Одно из религиозных течений протестантства -  лютеранство, признающее в начальной стадии своего становления единого Бога, Тору, язык иврит, мостик между иудаизмом и христианством. О дочери Александры Николаевны, Наталье Густавовне, замковый учитель её Пауль Генрих сказал, что она «по своему мировоззрению являлась скорее лютеранкой. Часовня «кажется лютеранской, а не католической» именно это хотел сказать Раевский, но не выговорил, цензура не пропустила бы.
 Перед тем, как покинуть замок Раевский с графом Вельсбургом побывал внутри этой часовни. «Первым от входа стоит серебристый с золотом гроб с надписью на немецком языке:

БАРОНЕСА АЛЕКСАНДРА ФОГЕЛЬ
ФОН ФРИЗЕНГОФ
УРОЖДЁННАЯ ГОНЧАРОВА
1811 (с левой стороны от даты рождения - шестиконечная звездочка)
9 8 1891 (с левой стороны от даты смерти - крестик)

На чём надпись? На крышке гроба или на специальной доске? Раевский Николай Алексеевич знал, что означает шестиконечная звезда возле даты рождения и крест возле даты смерти, но не комментирует: одним словом не отпишешься, а если больше, книга «Если заговорят портреты» не увидела бы света. Ко времени посещения склепа Раевским в 1938 году туда переселились на вечный покой пять жителей замка, но внимание Раевского было обращено только на урождённую Гончарову. Что с остальными? Запись на гробах зачастую рассказывает больше о человеке, чем он при жизни о себе. Вспомним Пушкина:

Что в имени тебе моём?
Оно умрёт, как шум печальный
Волны, плеснувшей в берег дальний,
Как звук ночной в лесу глухом.

Оно на памятном листке
Оставит мёртвый след, подобный
Узору надписи надгробной
На непонятном языке.

Боялся Раевский матушки России, не любила она этого непонятного языка. Во второй книге 1978 года издания «Портреты заговорили» Раевский более конкретен: «Когда баронесса скончалась, её временно похоронили на кладбище деревни Бродзяны рядом с недавно умершим мужем, так как семейная усыпальница ещё не была достроена. В октябре 1894 года оба гроба торжественно перенесли в склеп», и ни слова о религиозной символике усопших. Что значит такое красивое, уважительное к человеку слово «торжественно»? Без католического креста ни Густава Фогеля Фризенгофа, ни Александру Николаевну не похоронили бы на Бродзянском кладбище, но католиками они не были. Такое впечатление, что Фризенговых похоронили где-то в другом месте. Дочь Наталья Густавовна из уважения к вере родителей построила склеп и перевезла туда останки. Раевский не упоминает крест католический над склепом.
Лев Сергеевич Кишкин в 1985 году в книге «Чехословацкие находки» вторит Раевскому: «Первым (1889 году) в замке скончался Густав Фризенгоф, а вскоре, 9 августа 1891 года не стало и Александры Николаевны. Оба были захоронены на Бродзянском кладбище, а затем в 1894 году их останки перенесли в семейный склеп…». В доказательство он опубликовал в книге небольшую фотографию 1970 года размером 30 на 50 миллиметров, озаглавленную «Эпитафия на могильном кресте А. Н. Фризенгоф» на германском языке.

Александра
Баронесса фон Фризенгоф
урождённая Гончарова
род. 7 авг. 1811. умерла 9. авг. 1891.
Под надписью подытожившая короткая черта и в разрыве посредине шестиконечная звезда!

Я обошёл католическое кладбище в Бродзянах и Шимонованах, но ничего подобного на опубликованную Кишкиным  фотографию не обнаружил. Однако в примечаниях в конце книги мелким почерком совершенно к другой теме Кишкин проговаривается: «О неизвестной судьбе бродзянских материалов и постепенном разорении склепа искавшими драгоценности злоумышленниками, вследствие чего останки Александры Николаевны в 1965 году были перевезены в краеведческий музей г. Топольчаны (возвращены обратно в усыпальницу лишь в 1977 году), в словацкой печати конца 60-х годов писалось очень много». Сразу напрашивается вопрос: «Где была сделана фотография 70-х годов?».
Бродзянское кладбище сугубо католическое и находится недалеко от музея. Среди могил есть немало с еврейскими именами, фамилиями, шестиконечными звёздами при дате рождения и крестом при смерти. На кладбище были и живые люди – посетители могил. Я выбрал пожилую женщину и спросил: «Где хоронят евреев?» Она выпрямилась, и ответила, что жидов сегодня в округе нет, а раньше отвозили в Тринчин или Топольчаны, там хоронили на жидовском центурионе.
В Топольчанах имеется еврейское кладбище, поэтому и шестиконечная звезда, что касается креста по Кишкину, то не крест это религиозный, нет таких конфигураций, а универсальная доска, напоминающая крест и приспособленная на все случаи загробных эпитафий. А теперь, уважаемый читатель, вспомните выражение Раевского «торжественно перенесли в склеп», и вы почувствуете неискренность в словах, писал он под спудом российской советской цензуры.
Проезжей автомобильной дороги в сторону часовни Фризенгофов нет, но осталась с давних времён узкая просека, заросшая корнями и высокой крапивой. Пробираться по крутому склону было нелегко, но через минут тридцать я уже заглядывал через решётчатую, широкую железную дверь, на замок закрытую. Над усыпальницей достроен второй этаж с несколькими рядами деревянных кресел и креслом для проповедника, впечатление о театральной декорации. Всё это сооружение увенчано высоким католическим крестом над крышей.
Три мраморных доски с одной стороны проёма и три такие же с другой, без каких либо признаков вероисповедания. Надписи   позолоченными буквами. Странно, но от длинного имени в честь предков барона Фризенгофа остался только Густав, названный так царём Николем Первым в разрешении на замужество Александре Николаевне. Заветы российских царей не нарушились, в 1977 году Словакия всё ещё была оккупирована советским войсками.
Три мраморных чёрных доски слева, если смотреть на них.

Freiherr
Gustav von Fresenhof
6 juni 1807 – 16 januar 1880

Alexandrine
Freifrau von  Fresenhof
Geb. von Gontscharof
7 august 1811 - 9 august 1891

Grof
Georg von Welsburg
13. aprila 1906 – 31. augusta 1984
Grofka
Lona fon Welsburgova
Rod. Hegedusova
19. jula 1909 – 30. januara 1996

Напомню читателям о встрече Раевского с графом и графиней Вельсбург в 1938 году. Графа он называет Георгом и даже касается его родословной, а вот графиню он избегает назвать по имени, расщедрился только на эпитет – «молодая графиня», я начал догадываться, в чём дело, и нашёл своим догадкам подтверждение в уже упомянутой мною книге «Она друг Пушкина была». Графиню Вельсбург звали Мария – Рут. Рут – имя праматери, то есть прабабушки царя Давида, и жены Боаза, ей посвящена одна из книг Библии; Мария – имя после крещения, возможно, после принятия лютеранства. Прабабушка Пушкина после перехода в лютеранства тоже имела два имени – Христина-Регина. Георг Вельсбург – он правнук Густава Фогеля Фризенгофа, его жены Александры Николаевны (Гончаровой). Внук герцога Элимара и Наталии Густавовны (Фризингоф) Ольденбург не наследовал герцогского титула и получил фамилию граф фон Вельсбург.
Итак, в 1938 году Николай Алексеевич Раевский расстался  с графской семьёй Георгием и Рут в надежде на скорую встречу, больше они не встречались. Чехословакия распалась на две части. Германия присоединила Чехию, Раевский занимался пушкинианой в фашистской Праге, был свидетелем уничтожения еврейского населения города, среди них было много его друзей, спасал свою жизнь, лавируя во взаимоотношениях с гестапо. В Словакии дела были не чище, чем в Германии. В 1938 году парламент страны объявил Словакию независимой республикой, подписавшей вскоре договор с Германией об охране. Я не буду вдаваться в подробности трагедии еврейского населения, но Словакия единственная страна, которая платила Германии деньги за депортацию из страны евреев без права возвращения. По опубликованным данным – 500 рейхсмарок за голову. Германия заработала большие деньги, точно неизвестно,  в пределах 50 или всех 70 миллионов марок. Впрочем, если учесть оплату охраны депортируемых, железнодорожные эшелоны, издержки на газ, то получается не так уж много. Остались в живых считанные евреи - члены подполья, воины  партизанских отрядов.
Бродзянский замок по рассказам свидетелей и оставшихся в живых евреев укрывал гонимых, над ним в конце войны даже развивалось красное знамя. Семья графов Вельсбургов распалась, супруги развелись. Георг из замка исчез. Мария-Рут осталась с двумя детьми Александром и Христианом один на один с суровой действительностью. Развод хранился в тайне, Мария-Рут рассказывала всем, что её муж погиб в Дрездене во время бомбёжки. Здесь всё неясно и вряд ли откроется, как многие большие и малые тайны Второй Мировой войны. В 1945 году графиня Мария-Рут покинула замок, перебравшись с детьми в Вену, где устроилась на работу учительницей. В 1984 году в Бродзянах появился живой граф Георгий, он не погиб, об этом знала графиня и её двое детей, но скрывали от людей. Говорят, что он отгрузил через железную дорогу несколько вагонов, но к адресату они не попали. Говорят, говорят…. Помыкавшись по Европе, он прижился с молодой женой в Венгрии, имея на руках удостоверение №401 от 23 января 1946 года, подтверждающее, что Георг Вельсбург, являясь венгерским гражданином германской национальности, помогал партизанам во время Словацкого национального восстания и является лицом благонадёжным.
На чёрной мраморной доске  усыпальницы Фризенгофа написана имя и девичье фамилия жены Георга Вельсбурга, но неизвестно какой, с опубликованной информацией оно не совпадает. Да и короли с графами, баронами, насколько мне известно, упразднены в Словакии конца 20-го века, я имею в виду даты на доске Вельсбургов.

Три мраморных чёрных доски справа, если смотреть на них.

Anton Gunther Friedrich Elimar
Herzog von Oldenburg
23. januar 1844 – 17. oktober 1895

Nathalie Herzogin von Oldenburg
Geborne Frell von Friesenhof
8. april 1854 – 9. januar 1937

Alexandrine Gustava
Friedericke
Prinzessin von Oldenburg
11. oktober 1877 – 13. april 1901

Единственная дочь Александры Николаевны, получив всестороннее образование, вышла замуж за герцога Антуана-Готье-Фредерика-Элимара Олденбургского. В нём текла кровь многих династий и королей. Баронесса приобрела титул герцогини. Муж был старше Наталии Густавовны, эрудит, писал стихи и музыку. О способностях, знаниях, увлеченности и неуравновешенности единственной дочери Александры Николаевны написано много, однако, как итог, я приведу воспоминания её воспитанницы пани Йозефины Семеловой (по книге «Она друг Пушкина»).
«Были советские войска и румынские, но во время их пребывания здесь и гвоздик не исчез. А потом все началось. Устроили публичный аукцион, у многих людей в деревне и до сих пор хранятся альбомы, картины, предметы из замка. Многие вещи вывезли, куда – не знаю, якобы в другие замки; книги, мебель – всё исчезло…. Бедняжка сиятельная пани, если бы она знала, как мы её отблагодарили! Вы знаете, какая это была женщина! Сколько сирот выходила прямо в замке, и меня среди них! И учредили дом для престарелых, там доживали старые бедные люди. Выстроили для бедноты крахмальный завод, в то время самый большой в Словакии. Каждое Рождество у её ёлки была вся деревня. Заранее записывали, чего в каждом доме не хватает: в - том сапог, в том дров, в том – опять нужны наволочки. А сколько она калачей пекла и яиц красила для традиционного майского праздника, который устраивала для детей: прятала корзинки со всем этим в лесу и радовалась вместе с детьми, когда их находили. За всё это недавно её голову выбросили на дорогу: я нашла её и вымыла. Бедняжка сиятельная пани, кому она в гробу помешала?»      
Цитату эту можно было бы продолжить организацией кооператива, больницы, театральных представлений….
У Наталии и Элимара Ольденбергов родилось двое детей: сын Александр и дочь Фридерика. Кем была жена Александра мне неизвестно, но у него было четверо детей, младшего звали Георг, это он со своей женой Рут принимал Раевского в 1938 году. Дочь Фридерика или Фрида, умерла от туберкулёза в возрасте 24 лет.
Метров в ста от усыпальницы стоит одинокий в лесу архитектурный памятник под названием Вавилон – романтическое двухэтажное строение в восточном духе с витиеватыми переходами, множеством комнат и комнатушек, громадным камином в центральном зале,  и высокой башней, устремлённой в небо. В этот Вавилон любила уединяться Наталья Густавовна со своими любимцами собаками, и оставаться наедине с небом и Богом. Полуразрушенный, он и сегодня впечатляет необычной романтической красотой.      
Итак, усыпальница была разграблена неоднократно местными жителями. Первый раз сразу же после войны, второй раз в 1965 году. Тела были выброшены на улицу, а с 1965 по 1977 год склеп Фризенговов вообще пустовал. Выходит, что усыпальница вовсе не усыпальница, а бутафория, так же как и могила Александра Сергеевича Пушкина в Святогорском монастыре.
Большая часть архивов Бродзянского замка Фризенговов попали в Россию сразу же с советскими войсками в Словакии 2 апреля 1945 года. По Кишкину из уст Т. В. Цевлявской: «советские учёные-пушкинисты предупредили военное командование о том, что в Бродзянах может находиться ценный с культурно-исторической точки зрения архив, и это было принято во внимание». Часть архива осела в Национальном музее Словакии и в 1947 году передана в Россию, часть просто была разграблена местными жителями, как и старинная мебель замка. В 1967 году Лев Сергеевич Кишкин, посетив Бродзянский замок, с горечью пишет, что он (замок) «уже давно остался один на один со стихиями природы. Единоборство с дождями, ветром, снегом явно не пошло ему на пользу…. Трудно себе представить, что когда-то здесь, вдали от Петербурга и Москвы, в обстановке комфорта и уюта, именно в этом, ныне обветшавшем и пустующем замке с обвалившейся штукатуркой не раз встречались и беседовали та, кого Пушкин называл «мой ангел», и его свояченица – Н. Н. Ланская и А. Н. Фризенгоф».
Здание пустовало, никто не решался его использовать. В  путешествии по Словакии я видел много пустых ещё со Второй Мировой войны еврейских домов. Угар безнаказанного грабежа и убийств прошёл. Люди ужаснулись. Не навещаемые еврейские кладбища, пустые синагоги, иногда используемые под кинотеатры. Мрачная тень трагедии еврейского народа висит над Словакией, и они это знают.
В 1977 года разрушающееся здание решили использовать советские власти в целях пропаганды «советской литературы в Словакии и развития метода социалистического реализма, общественной ситуации, развивающейся в борьбе противоречий революционным путём». «Доминантным являлся бюст В. И. Ленина». В 90-х годах советские войска вышли из Словакии, а с ними исчез и бюст Ленина. Посетителей встречают с крестом Кирилл и Мефодий в полный рост. Так в чём же дело? Дело в Пушкине. Извини меня читатель за одесский лексикон последнего предложения, лучше не придумаешь.   
Уезжая из Бродзянского замка, я оставил в гостевой книге запись: «Да сохранит Бог для человечества этот музей», хотел добавить слово «страданий», но воздержался. На людей я не надеялся.