Дивеево. Торговец в храме

Алина Гром
Мы с дочкой не пропустили ни одной службы за три дня пребывания в Дивеево.
Поначалу, выходящие за привычные временные рамки монастырские службы казались слишком долгими. Ноги уставали, спина побаливала.
Но по окончании службы выходить из храма не хотелось. Мы все придумывали причины, позволяющие задержаться там еще. То к нужной иконе не успели приложиться, то забыли вписать в поминальную записку дальнего родственника, и надо исправить положение, то еще что-нибудь.

Каждый день в храме к нам приставал один и тот же мужичок, дергая нас за рукав в самое неподходящее время службы. Мы отмахивались от него, как от назойливой мухи, не вникая в то, чем он пытался отвлечь нас от Евхаристического канона.

Мужичок выглядел довольно странно. Маленького роста, в замасленной ярко изумрудной куртке, в спортивных штанах с вытянутыми коленками и в явно не по размеру обуви, похожей на лыжи при его небольшом росточке. Что он хотел от нас, мы долго не могли понять. Возле святых мест всегда много разного народу толчется...

На нищего мужичок не походил, на больного - тоже. И на юродивого вроде бы не сильно смахивал. Кто его знает, кем он был? Может, колдун какой-нибудь, сатанист? То-то его в самый неподходящий момент раздирает желание пообщаться.

Однажды, как обычно задержавшись в храме после службы, мы все-таки разговорились с ним. Он робко подошел к нам и предложил купить у него какие-то книги. Нехотя мы попросили его показать, чем он торгует.

Все его книжки не имели никакого отношения к религии. Это была вполне светская литература, в основном чьи-то мемуары, какие-то научные издания и все в этом же роде. Романов, правда, не было.

- Почему вы выбрали для торговли храм? - спросили мы его, немного успокоившись по поводу его "сатанизма", - И почему ваши книги такие неподходящие для приехавших из разных уголков страны верующих, собравшихся помолиться в святом месте?

- Я беру, что дают, - ответил мужичок. - Эти книжки дали мне распространители литературы. Товар-то залежалый, а где еще так много народу собирается? Только в храме. Все остальное время народ разбредается, кто куда.

- А зачем вам вообще это надо? - спросили мы его. - Вы здесь живете? Нет другой работы?

- В том-то и дело, что живу я далеко от этих мест - в Сибири. Приехал сюда, а уехать мочи нет. Не думал никогда, что можно и на земле в Царство Божие попасть! Все прожил, все потратил, чтобы остаться здесь подольше. Даже одежду с себя спустил. Все на мне чужое. Добрые люди одели, как могли. А ехать домой надо! Вот, зарабатываю таким образом на обратную дорогу.

Мы улыбнулись и купили какую-то чепуху - чью-то научную монографию под странным названием "Психогении".

- Спасибо, девчонки, - сказал довольный мужичок. - Такой я балда непутевый! Заторчал я здесь... Ну, авось, как-нибудь и соберу, а то мои заждались меня, поди, дома-то.