С лёгким паром - отрывок из спектакля

Ефим Хазанов
БАНЯ  ПЕРВАЯ
«РУССКАЯ»

Утро. Заливисто кричит петух. Из-за ширмы, зевая и потягиваясь, выходит Иван с балалайкой. Чуб у него в соломе, лицо изрядно помято – видно: он явно с бодуна. Иван садится на лавку и, пребывая в тоске и меланхолии, начинает бренчать на балалайке нечто русское и простенькое, что-то наподобие: «Ой, вы сени мои, сени!». Над ширмой с угла появляется всклокоченная голова Машки. Причёска у неё истрёпана, в волосах солома - такая же, как и у Ивана. Она зевает и потягивается.

МАШКА. Вань, а Вань!

ИВАН(меланхолично). Ну?

МАШКА. Айда в баню!

ИВАН(меланхолично). Ну…

МАШКА. Гну! В баню, грю, айда!

ИВАН(меланхолично). А мне неохота…

МАШКА(игриво). Вань, заодно помоемся! У меня и мочалка есть, Вань!

ИВАН.  Ты её с прошлого раза-то мыла?

МАШКА. А как же! «Дурою» тёрла!

ИВАН.  Не дурою, а «дурОй»!…(Меняет ударение).

МАШКА. Какая разница, Ванюша? Главное – чтоб чисто.

ИВАН.  А кипятила?

МАШКА. Кого?

ИВАН.  Ну, не дуру же. Мочалку, грю, кипятила?

МАШКА. А как же! Аж три раза, Ванечка!

ИВАН.  Ну, тады айда…

МАШКА. А девок наших возьмём, Ваня? Уж больно просятся…

ИВАН.  А чего ж… и их хватай до кучи.

МАШКА(кричит за ширму). Девчата, нас всех Ванечка мой в баню берёт!…

Всеобщий визг и суматоха за ширмой.

ИВАН.  Эй, тихо вы там! От раскудахтались… А ну, выходь сюды, людям представляться будем!
С визгом девушки выбегают из-за ширмы на авансцену. В фонограмме звучит музыка песни «Плинь, плинь, плинь» из репертуара Аллы Пугачёвой.

В С Е(поют).
Балалайку в руки возьмём,
Песню удалую нашу грянем.
С самоваром да с добрым парком
Зададим народу нашу баню!
Знаем, мылись в бане вы не раз,
Кто для чистоты, а кто с похмелья,
Но только сейчас
Устроим для вас
Мы баню для веселья!
Плинь, плинь, плинь, плинь,
Покажем вам её здесь.
Плинь, плинь, плинь, плинь,
Начнём же, Вань!

ИВАН.  Начнём! Эй, банщица!…

Из-за ширмы выходит Банщица.

БАНЩИЦА. Здесь я, при исполнении.

ИВАН.  Народ к помыву готов!

БАНЩИЦА. Тю-ю… И это народ? Пять бабёнок да мужичок. Напоминаю, граждане: баня у нас нынче не французская, русская баня у нас. Оргий мне тут не надобно.

ИВАН.  Не шуми, женщина. Оргия у нас на опосля намечена. Уже и стог сбит, и поляна накрыта.

БАНЩИЦА. Ну, если так, то порядок у нас такой будет: перво-наперво дамочки моются, а мужичок пусть покудова тут с балалаечкой мается. Попрошу обилетиться, граждане!

В фонограмме звучит весёлая музыкальная отсечка. Девушки берут билетики и скрываются за ширмой, Иван садится на лавку.

ИВАН(банщице). Эй, уважаемая, ты там для Лёхи, другана моего, билетик один попридержи!

БАНЩИЦА. Не придёт друган твой, не жди.

ИВАН.  Как так не придёт?

БАНЩИЦА. На даче он.

ИВАН.  На какой ещё даче? У Лёхи дачи отродясь не бывало.

БАНЩИЦА. На даче показаний. Судить будут другана твоего, десять лет ему светит.

ИВАН.  Опа! Это за что же?

БАНЩИЦА. Жену бросил твой Лёха.

ИВАН.  Эка невидаль! Да за это срок не мотают. Я вон двух жён бросил – и ничего, жив здоровёхонек.

БАНЩИЦА. А ты с какого этажа их бросил?

ИВАН(присвистнув). Вона как он жену бросил!… По пьяни, небось?

БАНЩИЦА. Неужто с трезва? А всё она – самогонка проклятая! И тебя судить надо бы…

ИВАН.  А меня-то за что?

БАНЩИЦА. Как за что? За самогоноварение!

ИВАН.  Да я уж сто лет, как не гоню его! С чего ты взяла?

БАНЩИЦА. Да, но аппарат же у тебя есть.

ИВАН.  Тогда пусть и за изнасилование судят!

БАНЩИЦА. Ой!… Неужто же, и вправду, ссильничал кого?!…

ИВАН.  Нет, но аппарат же есть!

БАНЩИЦА. Тьфу ты, чертяка! Тоже мне шутник выискался!…

Банщица уходит, и Иван снова впадает в транс – берёт гитару и начинает бренчать на ней всё те же «Сени мои, сени». Над ширмой с вениками и мочалками появляются девушки. Они стоят так, что видны только их голые плечи. Все усердно трутся мочалками, шлёпают друг друга вениками, словом, изображают процесс мытья.

ПЕРВАЯ. Маньк, а твой Иван тебе уже предложение сделал?

МАШКА.  Какое ещё предложение?

ПЕРВАЯ. Ну, не сложносочинённое же.

МАШКА.  А-а… Не, пока что только сложноподчинёнными обходится.

ПЕРВАЯ. Как это?

МАШКА.  Всё подчинить меня пытается.

ТРЕТЬЯ. А жениться? Что, неужто же так ни разу и не предлагал?

МАШКА.  Не, к ночи-то он у меня захлёбистый, чё хошь предложит! А по утряне – вишь: трень да брень на своей балалаечке…

ЧЕТВЁРТАЯ. Машк, а ты щас у него спроси – глядишь да и ляпнет по запарке.

ПЕРВАЯ. Точно! А мы все в свидетелях будем, не отвертится!

МАШКА.  Ладно, спробую… Вань, а Вань!

ИВАН.   Чё?

МАШКА.  Ты меня любишь?

ИВАН.   А то.

МАШКА.  А когда ж поженимся?

ИВАН(прекращая играть). Чёй-то ты с утра?

МАШКА.  А ничё. Ты ж вчера ночью на мне жениться обещал.

ИВАН.   Мало ли что я на тебе обещал!

Снова начинает бренчать на балалайке.

МАШКА.  Слыхали?

ВТОРАЯ. Маш, а ты брось его!

МАШКА.  Да вот сама думаю… Я уж и в газету объявление дала: «Зрелая женщина готова внести тепло и свет в твою жизнь…».

ТРЕТЬЯ.  Ух, ты, как заковыристо! И много получила предложений?

МАШКА.  Пока что одно – от местной электростанции…

ЧЕТВЁРТАЯ. Ой, бабоньки, а какая ночь вам больше по душе – новогодняя или с мужчиной?

ПЕРВАЯ. Новогодняя.

ЧЕТВЁРТАЯ. Чёй-то?

ПЕРВАЯ. Она чаще бывает.
Входит банщица.

БАНЩИЦА. Ну, всё, русалки. Поплескались – и будет. Теперь вон пускай мужичок красоту наводит. Эй, Иван, хватит бренькать, банька освободилась.

ИВАН. Слышь, любезная, а ты меня веничком не хлестанёшь?

БАНЩИЦА. Хлестану, хлестану! Так хлестану, что мало не покажется! Да не по спине, а чуток пониже… Ступай в баню, похабник!

Снова в фонограмме звучит музыкальная отсечка. Иван и девушки меняются местами: Иван – за ширму, девушки – на лавку. Музыка заканчивается и над ширмой встаёт по плечи обнажённый Иван. Он, ухая и покрякивая, охаживает себя веником по спине и по бокам.

МАШКА. Вань, а Вань!

ИВАН.  Ну?

МАШКА. Денег дай!

ИВАН.  А для чё?

МАШКА. Хочу купить себе бюстгальтер от Кордена.

ИВАН.  Зачем он тебе? Тебе ж туда положить нечего.

МАШКА. Ну и что! Ты же носишь трусы…

ИВАН.  Купи себе лучше деревенский купальник.

Девушки переглядываются.

ТРЕТЬЯ. Спроси, что за купальник такой.

МАШКА.  А что за купальник такой, Ванечка?

ИВАН.   Бикини.

ЧЕТВЁРТАЯ. Ой, тоже мне! Нашёл деревенский!

МАШКА.  Вань, а с чего ты взял, что он деревенский?
 
ИВАН.  Ну, как же… мясное отдельно, молочное отдельно.

ВТОРАЯ. Ну, и остряк он у тебя, Манечка!

МАШКА.  Ой, девоньки, беда мне с ним!…

ПЕРВАЯ. А чё такое?

МАШКА.  Да он, как выпьет, так у него регулярно в семь утра бывает стул.

ПЕРВАЯ. Так это ж, наоборот, хорошо.

МАШКА.  Да, но просыпается он только в восемь.

ТРЕТЬЯ. Ничё, щас он у тебя чистый будет.

ИВАН.  Маш, а Маш!

МАШКА. Чё тебе, Ванечка?

ИВАН.  Чё ты там мне утром наварила? Суп ещё куда ни шло, но мясо совсем не проварилось.

МАШКА. Господи, какой суп! Какое мясо! Я ж в кастрюле капроновую мочалку вываривала. Сам же велел…

ИВАН.  Тьфу!
Скрывается за ширмой.

ТРЕТЬЯ. Галь!

ЧЕТВЁРТАЯ. Аиньки?

ТРЕТЬЯ. А чёй-то твой Василий в баню не пошёл?

ЧЕТВЁРТАЯ. Ой, да в вытрезвителе он у меня со вчерашнего дня.

ТРЕТЬЯ. Так я ж его сегодня утром видела.

ЧЕТВЁРТАЯ. Неужто ж уже выпустили?

ТРЕТЬЯ. Не, видать, вытрезвитель сгорел.

ЧЕТВЁРТАЯ. С чего ты взяла?

ТРЕТЬЯ. Дак он же шёл по улице и пел: «Враги сожгли родную хату».

Выходит банщица.

БАНЩИЦА. Ну, барышни, лясы поточили?

ДЕВУШКИ. Поточили.

Обтираясь полотенцем, из-за ширмы выходит Иван.

         А мужичок доволен?

ИВАН.  Ох, доволен!…

БАНЩИЦА. Тогда прошу к самовару!

Снова музыкальная отсечка. Банщица раздёргивает ширму, за нею – стол с самоваром и длинная лавка. Все проходят к столу, усаживаются на лавку, и Банщица раздаёт гостям чашки и блюдца.

БАНЩИЦА. Всех вас нынче улещу,
         Знатным чаем угощу.
         За чаёк да бублики
         Не возьму ни рублика.

В фонограмме звучит русская народная музыка. Все под неё ритмично пьют чай.

ИВАН.  Хватит чаем заниматься,
       Давайте, барышни, целоваться!

ВТОРАЯ. Как нам целоваться? Ты у нас один, а нас – эвон сколько!

В фонограмме звучит частушечный наигрыш.

ЧАСТУШКИ

В С Е(поют). Мы устроим прямо в бане
             Меж собой соревнованье –
             Чья частушка веселей,
             Та Ванюше и милей.
             Наш Ванёк стоит молчком,
             С бани волосы торчком,
             Гладит балалаечку,
             Думает: что Манечку!

МАШКА. Ой, лечить его пора,
       С балалайкой лёг с утра…
       Эй, Ванюшечка, проснись,
       Со мной рядышком садись!

На проигрыше:

ИВАН.  И то правда!…

Здесь и далее Иван будет пытаться сесть к пригласившей его девушке, но сидящая рядом подруга, двигаясь, будет занимать это место.

ПЕРВАЯ. Сяду я с Ванюшею,
        Музыку послушаю,
        А как песня кончится,
        Сладкого захочется!…

На проигрыше:

ИВАН.   Ой, сладкое я люблю!

ВТОРАЯ. Не садится со мной Ваня,
        Перепутал с ванной баню…
        Это же не ванная,
        А скамейка банная!

На проигрыше:
ИВАН.   Ну, ежели скамейка…

ТРЕТЬЯ. В лес айда с тобой, Ванёк,
        Сядем рядом на пенёк.
        А полюбишь ты меня,
        Упадём на травку с пня!

На проигрыше:

ИВАН.   Ну, на травке-то – оно мяконько!…

ЧЕТВЁРТАЯ. Сядь, милёночек, со мной,
           Я сладка, как вишенка.
           Разошью кафтан я твой
           Золотою вышивкой!

На проигрыше:

ИВАН.   Ну, уж если ты мне кафтан разошьёшь…

МАШКА.  А я Ване моему
        Поднесу-ка чарочку.
        Чтоб всё было по-уму,
        Выпью с ним на парочку!

В С Е.  Баня, баня, баня, баня,
        До чего ж ты довела!
        Чуть потёрлась я о Ваню –
        И, как лошадь, понесла!

ИВАН.   Балалайка, балалайка,
        Кто милей мне – угадай-ка?
        А она всё трень да брень.
        Всех любил бы я…
            (Зевает)
        Да лень…

Выходит Банщица.

БАНЩИЦА. Лень не лень, а баньку вашу, Ванюша, завершать придётся. Прошу на поклон!

Все направляются на авансцену.

ПЕРВАЯ. С чувством, с толком, со стараньем
        Мылись мы сегодня в бане.

ВТОРАЯ. Мыльцем, веничком да паром
        Шею мылили недаром.

ТРЕТЬЯ. Чтобы стал народ красивей,
        Вымыть надо бы Россию.

ЧЕТВЁРТАЯ. Ведь и наша есть вина
           В том, что грязная страна.

ИВАН.   Хватит вам, домой пора.
        Ишь, разнюнились с утра!…
        Баню всё ж мы показали,
        Много смеха было в зале.
        Что ж, спасибо за вниманье!…

БАНЩИЦА. Ну, а вам за вашу баню!

В фонограмме снова звучит музыка песни «Плинь, плинь, плинь».

В С Е(поют).  Вместе с нами в летнюю рань
Встань с мечтою, стань светлей и чище,
Ведь полно у нас всяких бань,
Их, куда ни глянь, повсюду тыщи.
Только с нашей русской не сравнить
Никакую импортную баню.
Нам надо её беречь и хранить
С усердьем, со стараньем!

     Плинь, плинь, плинь, плинь!
     Мы в нашей бане для вас…
     Плинь, плинь, плинь, плинь!
                Истопим печь.
                Плинь, плинь, плинь, плинь!
                Жаль, что окончен показ.
                Плинь, плинь, плинь, плинь!
                До новых встреч!