Без руля, без ветрил

Елена Марценюк
Подхожу к новым шикарным самораздвигающимся дверям Одесской киностудии, призванным демонстрировать доверчивым одесситам и наивным гостям города наступление здесь новой эры. Бах!!! Чуть ни разбиваю нос – двери не раздвигаются. Входа нет.

Плетусь к затрапезным воротам для въезда автомобилей, которых почему-то не коснулись «реконструкция» и «модернизация», громко обещанные три года назад, когда «прихватизаторы» выдирали у государства, города и народа любимую страной киностудию. Между прочим, бывшую в те времена на плаву и при всех трудностях, переживаемых украинским кино, банкротом не считавшуюся и выпускавшую два-три фильма в год.

На киностудии - тишина. Ни одного человека, кроме охраны у ворот. Пустые аллеи. Ободранная, прогнившая изнанка главного корпуса, который со стороны Французского бульвара так и сияет белизной показушной обшивки. Облезлые павильоны и цеха. Убитый цех обработки пленки, построенный в конце семидесятых годов руками работников студии. Он тогда считался одним из лучших в стране, оснащенный чешскими проявочными машинами. Сегодня оборудование вывезено на металлолом, а здание приведено в состояние полной негодности. Новые хозяева сочли его ненужным в инфраструктуре кинопроизводства и собирались разрушить.

Вот уникальный съемочный бассейн, по своим природно-техническим данным единственный в Европе, некогда не только служивший для съемок морских сцен, но и приносивший немалый доход Одесской киностудии. При наполнении водой его поверхность идеально сливалась с гладью моря, что давало возможность имитировать в кадре бесконечность морской акватории. Это-то и привлекало сюда  множество отечественных и зарубежных кинематографистов. Сегодня бассейн проржавел, замусорился, зарос бурьяном и грязью и стал непригодным для эксплуатации. Вот такая «модернизация».

На улице Заречной (так пятьдесят лет назад одесские кинематографисты назвали главную аллею своей киностудии, прибив на стену павильона табличку, оставшуюся после съемок легендарной «Весны на Заречной улице») - незавершенное строительство корпуса.  Символ окончания эпохи, когда «из всех искусств для нас важнейшим являлось кино». Сегодня кино не является «важнейшим», и корпус оказался не нужным новым владельцам, обещавшим бурное возрождение Одесской киностудии и даже предъявлявшим на пресс-конференциях картинки этого возрождения с реанимированным долгостроем. Он продолжает зиять сиротскими проемами окон, напоминая известное фото пострадавшей от атомной бомбардировки Хиросимы. Жутковатое зрелище на обезлюдевшей киностудии.

А вот любимые памятники одесских киношников. Мраморный фонтан «Нарцисс», оцененный в одну гривню при драчке за имущество киностудии, и народный артист СССР Амвросий Бучма, из уважения к былым заслугам удостоившийся тогда цены в восемь гривень. Оба закручинились, опечалились, задумались. Очень даже в духе сегодняшнего состояния Одесской киностудии.
 
В самом центре - здание Одесского отделения Национального союза кинематографистов Украины, бывший особняк графини Сан-Донато. Государство передало его Союзу в вечное пользование, что отнюдь не охладило захватнический пыл  новых хозяев. Особняк Сан-Донато они сумели воткнуть в уставной фонд образованного на месте государственной Одесской киностудии закрытого акционерного общества и все три года упорно отбирали его у державы и законных пользователей-кинематографистов.

Внутри – холодно, как в Арктике. Киностудия отключена от электричества и теплоснабжения. Грядет отключение воды. С января предприятие переведено на один рабочий день в неделю. Говорят, со дня на день будет закрыто окончательно. Ничего не происходит, ни один фильм не снимается, и зарплату даже за четыре дня в месяц платить нечем.

Первый секретарь Одесского отделения НСКУ Ярослав Лупий сидит за своим столом в куртке и шапке. Согреть чай невозможно – не к чему подключить электрочайник. Не работают факс, компьютер, ксерокс…  Деятельность Союза кинематографистов парализована. Спрашивать, как дела, не имеет смысла.

«Осталось провести комиссию и поставить государство перед фактом банкротства Одесской киностудии, - говорит Ярослав, и с  дыханием у него изо рта вырывается пар. –  Все было разыграно как по нотам: студия попала в зависимость к своему инвестору, хозяину «Місто–банка», одному из совладельцев небезызвестного концерна «РосУкрЭнерго» господину Фурсину, который кредитовал огромную сумму, около четырех миллионов гривень, а потом неожиданно потребовал возврат кредита. Все деньги, поступавшие на счета студии, в том числе и  проплаты Союза кинематографистов, стали напрямую уходить на погашение долга. Ни на зарплату людям, ни на коммунальные платежи, ни тем более на производственную деятельность средств не оставалось.И пусть руководство ЗАО «Одесская киностудия» не сваливает крах предприятия на мировой кризис. Свой кризис они создали  искусственно.

Об этом абсолютно четко свидетельствуют производственные планы ЗАО, представленные нам для ознакомления фабкомом киностудии –  все производство фильмов завершается в декабре 2008 года. Ни одного переходящего на 2009-ый год фильма (ни российского, ни нашего) нет. Такого на нормально работающей киностудии быть не может, потому что создание кинопроизведения – процесс многоступенчатый, состоящий из множества производственных периодов и растянутый во времени. Любой разбирающийся в кинопроизводстве человек может подтвердить на основании этих планов, что акционеры сознательно запланировали остановку Одесской киностудии.

Председатель правления ЗАО Ткаченко в Одессе не появляется с августа прошлого года, директор студии и ее генеральный продюсер Неверко уволилась, уволились главный бухгалтер, заместитель директора по хозяйственной части и прочие «кинодеятели». А оставшихся в штате работников доводят до добровольного увольнения: разве можно на двести гривень, которые они сейчас получают, содержать семью?

Ольга Неверко, кстати, покидая студию, вывезла не только мебель из своего кабинета и оба свои частные предприятия «Успех» и «Будущее», работавшие здесь во время ее директорствования под управлением зиц-руководителей, а и копии всего фильмофонда Одесской киностудии. За это в правовом государстве положена уголовная ответственность. У нас же господа, завладевшие киностудией, чувствуют себя безнаказанными.

Всем на Одесской киностудии известно, что в прошлом году председатель правления ЗАО Александр Ткаченко ездил в Соединенные Штаты и Францию с целью поиска на нее покупателя. Не получилось. А сегодня чиновники из Министерства культуры и туризма Украины сообщают, что покупатель киностудии нашелся в Донецке, даже называют конкретное имя, которое пока официально не обнародуется. Но я очень сомневаюсь, что уважаемый донецкий миллионер озабочен проблемой спасения киностудии на берегу Черного моря и возобновления здесь кинопроизводства…».

Грустно. И холод пробирает до костей. Выхожу на солнышко, на пронизанную весенними лучами аллею, и ко мне со всех сторон сбегаются оголодавшие барбосы. Приватизация Одесской киностудии началась с изуверского отравления двенадцати студийных собак – новым хозяевам не понравились «беспородные шавки». Как и предупреждали кинологи, на освободившуюся территорию пришли другие псы. Подождем, что скажет о них новый дядя-миллионер.

А где-то в анналах Фонда государственного имущества Украины бережно хранится документ с бесценной резолюцией президента Ющенко: «Ускорить решение вопроса о приватизации Одесской киностудии с целью развития украинского национального кинематографа». Вот блин!..