Запах детства

Беляков Алексей Андреевич
Однажды в детстве,  я где-то  прочитал  о том,  что в старые  времена, когда еще не было письменности, в индейских  племенах  Северной   Америки  существовал  способ  запоминания   каких либо  важных  событий   в жизни  племени. Каждый носил  с собой  несколько флакончиков с разными,  сильно-пахнущими  веществами. Когда происходило  какое-то событие, владелец  доставал  один  из этих  флаконов  и нюхал, запоминая запах.
Потом,  когда  надо было вернуться в памяти к прошлым событиям, на свет  божий извлекался   соответствующий  «стимулятор памяти» и события восстанавливались в первозданном  виде в памяти  рассказчика.
       Не знаю,  насколько  такой метод  стимуляции  памяти  был  эффективным  у индейцев, но недавно мне пришлось  столкнуться с подобным  эффектом  лично. По  делам работы  поехал я на Московский проспект,  но свою остановку, задумавшись, проехал, и пришлось  возвращаться  назад   пешком.  В той части проспекта  я не был  уже несколько  лет, и с удовлетворением  замечал, что там произошли изменения. Больше стало   чистоты,  сделаны новые пешеходные  дорожки, исчезли убогие  палатки и ларьки.
       С утра  воздух  был свежий, день ожидал  быть ясным  и теплым, хотя уже и начался  сентябрь. Не хотелось уходить  с зеленой аллеи,  и я шел  не спешным  прогулочным шагом.  Привычный запах  зелени напоминал  о себе слабо,  от  рядом проходящих автомобилей пахло сильнее, но  в одном  месте все эти запахи  перекрыл новый, такой знакомый, но забытый.  Терпкий, сильный, он как-то сразу заставил  меня  забыть обо всем.  Я  остановился и начал  искать  источник  этого запаха, такого близкого, родного, который сразу перебросил  меня в  далекое  детство, на улицы  маленького   кубанского  городка.
      А источник   стоял  рядом, шевелил мощной короной  листвы  у меня  над головой  и, как  будто с доброй усмешкой  спрашивал: -  Ну что,  не узнал?
      Это был   большой тополь,  с плотными листьями,  белесыми  с тыльной стороны и глянцевыми с  лицевой.  В конце  лета  запах  листьев у деревьев  ощущается   намного слабее, чем  весной,  да и  возле  дороги листва особенно запыленная.  Но  накануне, вечером  или  ночью  прошел  дождь,  который хорошо  помыл  листву и поры листьев утром открылись,  источая аромат.
       А я  стоял,   вдыхая   этот  аромат  полной   грудью,  и не мог  насладиться  тем чувством,  которое   охватило  меня. И  стоял  я  уже  не на Московском  проспекте Калининграда,  а на  улице  Кирова, в своем  маленьком  Белореченске,  напротив  своего двора,  под  огромными  тополями.
       Эти тополя были  одними  из самых  старых  деревьев в округе,  их я видел  самыми первыми  со своего двора, когда мне еще запрещалось  выходить за ограду. Они  стояли в ряд  вдоль  улицы,   как  строй солдат, с верхушками  в какой-то  безумной  высоте.  Стволы  были  толстые, корявые у основания,  с глубокими  трещинами в коре. Даже взрослый человек не мог один обхватить  такой ствол. Когда   бывал  сильный  ветер,  ветки   тополей сильно  гнулись под напором  ветра и,  казалось,    вот-вот  сломаются.  Но ветер  ослабевал, ветки  выпрямлялись, и дерево  гордо   показывало  свою несокрушимость.
       Когда я  подрос,  было  мне лет  десять,   я,  желая  посмотреть  на  окрестности  с высоты,  ухитрился залезть на одно из  этих  деревьев, цепляясь за выступы коры.   Тяжело было подняться на первые  два-три метра, туда, где уже росли  тонкие ветки. Дальше стало проще.  Ветки  росли  густо,  и я забрался  довольно высоко, не  мене  двух - трех  десятков  метров от  земли. Вниз  смотреть  было некогда, я остановился, когда взору моему открылась вся панорама  городка.
         В то  время   больших деревьев  в   округе было мало,  и весь  городок  был  как на  ладони.   На юге,   вдалеке,  был  виден  склон горы  Лысой,  под которой протекала  река  Белая.  А на севере, на самом  горизонте, просматривалась  линия   возвышенности,   на которой  находилась   ж.д. станция  Гончарка.
       На западе, вдалеке, возвышался  большой массив  таких  же  тополей.  Это был  городской парк. А на востоке   было видно  краешком  поле   аэродрома  за железной дорогой. В те    времена   высоких  домов почти не было,  и пространство станицы (а тогда еще была станица,   а не город)  просматривалось  очень  далеко.
      Вдоволь насладившись  картиной  окрестностей,  я решил  спускаться  вниз. И вот  тут  меня подстерегала неожиданность,  о которой я  и не подозревал.  У пирамидального  тополя, на который  я  залез,  ветви  растут  плотно параллельно  к основному стволу. И наверху кора у веток  не шершавая, как у всех  деревьев,   а плотная и  гладкая.  Не имея  возможности  смотреть  вниз,  я  почти  на  ощупь, обхватив  основной ствол  руками, стал  спускаться вниз.  Рубашонка  моя  сразу  задралась,   каждый  выступ, каждая почка  больно  царапали кожу, но это  было не самое  страшное. Дело  шло к вечеру, уже  смеркалось, да и поднялся небольшой ветерок. Этот ветер шумел  у меня в ушах,  ветки скрипели, выскальзывали  из-под  ног.  Но  отступать   было  нельзя и  я, оглушенный  своим  страхом  неминуемого падения, шумом ветра,  уже не слезал,  а сползал по стволу,  цепляясь  за  каждую  веточку. 
      Спустившись, наконец, вниз, я не мог  найти в себе  силы идти домой, хотя  до дома  было всего метров сто. Отдышавшись,  я побрел  домой. Стараясь  не показать матери  ободранный живот, я смыл с него  всю пыль, которую  этот  тополь собрал со всей дороги.
     Кстати, тополь  обладает  способностью  притягивать к себе пыль. И поэтому его в больших  количествах  высаживали  вдоль  дорог на  Кубани. Да и растет он очень  быстро.
     Через   пару  дней  мать  досмотрелась   до моих царапин  на животе,  но  они уже подзажили,   и я  сослался на наши  игры  и лазанье по всяким кустам  и траве. О  своем   безрассудном поступке   я  никому  никогда не   рассказывал. Но для себя  я выводов не сделал,  и нечто подобное совершил уже в пионерском лагере на берегу  Черного  моря. Причем  на глазах  у самого начальника лагеря. Там моим   «сообщником»  стал  огромный дуб. Так вот  тогда я получил  по полной программе. Лишь мое чистосердечное раскаяние и обильные слезы  смягчили сердце начальника лагеря, и я был  прощен.
 
30.09.09.