Сыр

Татьяна Ёжкина
Вспоминаю тебя, любимый. Вспоминаю всегда и везде. Что бы я ни делала, чем бы не занималась, мысли и воспоминания приходят, наваливаются, бегут. Вот и сегодня, когда я купила себе на завтрак небольшой кусочек сыра, я вспомнила историю, которая произошла с нами в далёкие восьмидесятые годы.

В эти годы в магазинах, кроме хлеба, ничего нельзя было купить. Масло и колбасу покупали по талонам, за сахаром и молоком стояли в огромных очередях, а твёрдых сортов сыра вообще не было на прилавках. Лучше дело обстояло в столичных магазинах и, если нужно было съездить в командировку в Москву или Ленинград (нынешний Санкт Петербург), то мы радовались, потому что это означало, что кое-какие продукты появятся в домашнем холодильнике.

В это время наша семья проживала в небольшом старинном городке Вологда, который находится в часу лёта от Москвы с аэродрома Быково на север. По роду деятельности  тебе, дорогой, часто приходилось летать в Москву в командировки. Помню, как из очередной командировки ты прилетел рано утром, радостный и счастливый. Дети ещё спали, а ты захотел выпить чая с дороги. Я посетовала, что к чаю нет ничего, а ты с заговорщицким видом полез в сумку и вытащил большой кусок чего-то, завернутого в бумагу (тогда еще полиэтилен не вошёл в обиход у продавцов) и радостно протянул мне. Я стала разворачивать кусок и по мере того, как открывалось содержимое пакета, лицо твоё вытягивалось. Никогда до этого я не понимала выражения: вытянутое от удивления лицо, а тут увидела воочию.
 
В пакете лежал огромный кусок сыра, изъеденного плесенью!
- Представляешь! Я был так загружен работой, что никуда не смог вырваться. Единственное место, куда я смог забежать, был Елисеевский магазин, но там так много было народу, что стоять в очереди я не мог, чтобы не опоздать на самолёт и очень обрадовался в аэропорту, когда смог договориться с буфетчицей о том, что она продаст мне кусок сыра. И ведь какой внимательной и доброй женщиной показалась! Я ей объяснил, что возвращаюсь домой с пустыми руками, и она захотела помочь! И вот что получилось. Выходила, завернула кусок в своей подсобке, так как не разрешалось пассажирам продавать кроме бутербродов ничего в руки, я так горячо поблагодарил её. От денег отказалась, и я подумал: «Какая порядочная!», а что получилось на деле?

- Подожди, не расстраивайся. Где-то я уже такое видела.
Я достала старую- престарую поваренную книгу, доставшуюся мне в наследство от мамочки, и стала искать страницы с оглавлением: сыр! Наконец страница с картинкой была найдена,  и мы прочитали: сыр рокфор! На картинке была изображена точная копия сыра, который лежал перед нами и пояснение, которое гласило, что это сыр, приготовленный вручную, отличающийся по неровному разделу плесени внутри. Рокфор выделяется сочно выраженным своеобразным вкусом, смахивающим на вкус лесных орехов. Аромат рокфора – это сложный букет и так далее…

Ты успокоился, так как понял, что тебя не обманули, но был расстроен тем, что плохо подумал о хорошем человеке.

Мы сели пробовать сыр, запивая бутерброды грузинским второсортным чаем, который тогда только и можно было свободно купить в магазинах.

Скажу честно, что поначалу этот французский сыр нам не понравился вовсе, но что было делать. Каждое утро мы пили чай с бутербродами из сыра рокфор. Постепенно стали ощущать неповторимую прелесть сыра и когда уже навсегда полюбили его вкус, кусок, привезенный из Москвы, закончился.
 
Сейчас, когда прошло более двадцати лет со времени описываемых событий и тебя, мой дорогой, к моему большому несчастью уже нет на этом свете, покупая себе кусочек сыра, я вспоминаю тебя и этот случай первого знакомства с хорошим сыром. Мы были молоды и доверчивы и, несмотря на жуткий дефицит всего,  мы были счастливы!