Сердце новое

Дмитрий Кульпин
                "И дам вам, сердце новое и дух новый
                дам вам; и возьму из плоти
                вашей сердце каменное, и
                дам вам сердце плотяное..."
                (Иез. 36;26-28)
   Книга Иезекииля, одна из первых апокалиптических книг в Израиле. Апокалипсы появлялись, в особенно тяжёлое время для народа, как поддержка и напоминание, что в конечном итоге победа будет за добром, за Богом. Наше время кризисов, терроризма и катаклизмов напоминает те времена, когда народ живёт в ожидании и вновь появляется интерес к Откровению, а что же будет дальше?
   Кроме того Иезекииля называли вдохновенным истолкователем, смыла Вавилонского плена. Вместе со всеми, он бы уведён в плен и испытал все горести своего народа, но не смотря на это, он видел во всём происходящем великий промысел Бога.

   Под словом пророк, часто понимают некого предсказателя будущих событий. На самом деле, это слово гораздо глубже и шире. В евр. слово (нави)- означало, человека передающего волю Бога. На Руси их называли прозорливцы, люди видящие события сегодняшнего дня, как бы изнутри, в другом измерении, не само явление, а те духовные силы, которые за ним стоят. Это видение, часто лишено, каких либо пространственно-временных границ слово пророка оживало и имело своё действие с момента его произнесения, производя своё действие, как в народе, в человечестве, так и в отдельной личности.

Современное христианское богословие, разделяет исполнение пророчеств на три уровня 1.Непосредственное (о чём идёт речь) 2.Во Христе. 3.В конце мира. Итак о чём же повествует, наш текст?

   Бог через пророка обещает Израилю, томящемуся в плену свободу, в обетованной земле, которую они утратили по причине грехов и ожесточение сердца. Сердца стали не чувственны к Слову, но скорбь и теснота, способны размягчить даже камень. Бог исполнил своё пророчество, через персидского царя Кира. Вновь возрождается богослужение, в новом храме, в новом Иерусалиме, где вновь читается тора найденная и дополненная священником Ездрой, "сердце", Израиля, они обрели новую жизнь, вот вопрос, надолго ли?

    Сегодня знаем, в каком состоянии находился Израиль. Нет, они не стали делать идолов как в те времена, урок был запомнен, но они исказили само понятие Яхве, делая его мёртвым, конечным, потерявшее свою живость, непосредственность.Они сделали Бога не из золота и серебра, а из хитросплетённых слов и определений. Идол может быть и словесным, от этого ничего не меняется. Вновь, пророчество оживает, для конкретной ситуации.

   Что же представляло собой камень? Камень не всегда плохая вещь, иногда Иисус называл себя Камнем, когда речь шла о твёрдости и долговечности творения. Не случайно заповеди Моисея были начертаны на каменных скрижалях. Камень немой хранитель истины, с ним не поспоришь нельзя пойти на компромисс, но он не знает милости, это холодность, чёрствость, равнодушие. Город окружённый каменной стеной, надёжная защита от внешних врагов, но кто защитит от врагов внутренних, от страстей и похотей восстающих внутри тебя. Закон может уберечь от действия, но кто спасёт от той внутренней силы, что толкает на преступление? Закон вещь рациональная и обращается к уму, сознанию, но не властен над бессознательной частью нашей души, подсознанием, плотью. Ап. Павел говорит,"...тут я вижу иной закон...". Здесь не помогут каменные скрижали Моисея, нужно новое сердце. Плоть подчиняется воображению, з-н нельзя, вообразить или полюбить, в лучшем случае можно уважать.А если идею, идеал, то лишь воплощённый в конкретном образе. Так святость, чистота и мир воплощённые в Сыне Божьем, способны покорять сердца и пленять души. Только образ, излучающий сияние святости, вызывающий мистический трепет, способен проникать в предельные глубины сердца, преображая их. Образ Божий никакой другой на это не способен, образ Божий- хотя бы сияющий из глубин смертного человека. Мы не знаем более полного преображения, как то что выражено в словах апостола: " не я уже живу, но живёт во мне Христос". И оно произошло не в силу учения, не в силу повиновению заповеди, а в силу потрясающего явления Христа, на пути в Дамаск. Образ живого Христа воплотился в сознании и подсознании Павла.
   
   Одного индейского вождя спросили, что скажет он, о заповедях блаженства. Он подумав ответил: " Если великий Дух сотворивший человека даст ему новое сердце, только тогда, он сможет исполнить его. Так вот уникальность христианства в том, что Христос не оставил эти заповеди как некий закон, но дал силу способную исполнить их. Он не оставил, после себя, каменных скрижалей, как Моисей, ни философских трудов, Он дал нечто большее - Самого Себя. Поэтому Христа, по праву можно назвать, единым, новым, плотяным сердцем. Имея такое сердце, человек живёт волей Божией, как тем, что присуще ему самому по природе.

   Однако и после, крестной смерти Христа и торжества Его учения, после христианизации мира - мышление людей в основе своей, всё также ищет внешних мерок. И буква, оказывается важнее духа, образ важнее сущности, человеческие домыслы выше - Божественной данности. Истинна превращается в банальность - уставшую правду, настолько заезженную и потерявшую свою ценность, что напоминает застывшую лаву, имеющую лишь грозный вид былой славы, но потерявшую жизнь в самой себе. Образ также способен тускнеть, огрубевать в нас и тогда пророчество, вновь оживает в нашей личной жизни, мы нуждаемся в переменах. Тогда христианин, становится номинальным (лишь по названию), а церковь превращается, в клуб любителей Библии. Так, помня уроки прошлого, не будем дожидаться гнева Господа, пессимизм, уныние - грех, поскольку это пусть пассивный, но бунт против Бога. Если в нашем сердце не хватает искры, поступим, как поступали когда то водители, выходя из машины с огромным ключом, чтобы толкнуть двигатель вручную. Мы также имеем, чудесное средство, вопиять к Богу, о наших проблемах и Он будучи верным и праведным, не оставит нашу молитву не услышанной.

   А как быть с Израилем? Это пророчество актуально для него и сегодня. На наших глазах Бог собрал, свой народ со всех концов земли, надо полагать, что и вторая часть пророчества не замедлит с осуществлением, потому что Бог верен в своём слове.

И было Слово, Господа ко мне,
Что сердце жжёт и не даёт уснуть
Народ Израиля, свой опорочил путь,
В дарованной, отцам его земле

Не стал как древо, при потоках вод
Жене сподобился, в период нечистот

И потому, излил я гнев, за кровь,
Что на земле святой вы проливали
За то что идолами, край тот оскверняли,
Рассеял вас, я меж народов вновь

Да и в плену, идя на эшафот
Бесславил, имя Господа народ

Поскольку, с прежней жизнью не расстались,
Не скрыт, ваш грех был, от халдейских глаз
Народом Божьим, величали вас,
Вы именем Моим, лишь назывались

Моё ты имя, средь народов обесславил
Я пожалел, что вам его оставил

И потому, так говорит Господь
Я освящу, всё то что осквернили
Всех соберу, туда где прежде жили
От скверн и идолов очищу, дух и плоть

Не в вашу честь, я храм воздвигну снова
Лишь только, ради имени святого

Внемли ж пророчеству, которое скажу,
Как прежде, духа, воспылает пламень
Возьму из плоти, грубый камень
И сердце, новое вложу

Так возродив мораль и нравы
Хранить, научитесь уставы.