Цвет? - зелёный!

Алекс Абрамов
- ЦВЕТ?
- ЗЕЛЁНЫЙ!

– Давайте, ребята, поиграем в игру, которая называется «Каким может быть?». Я буду называть два слова. Одно будет обозначать предмет, а другое – определять какой-нибудь его признак. Вы же должны будете сказать, каким этот признак может быть, в зависимости от предмета. Например, я говорю вам: «Бутылка, форма». В этом случае вы отвечаете, какой формы может быть бутылка. Всё ясно?
– Да!
Учитель стоял перед классом и мягко улыбался. Дети сидели за партами, слегка понурив головы, но внимательно и с интересом слушали своего наставника. Кабинет озарял багровым оттенком свет садившегося солнца. Из окон класса открывался немного омрачающий сердце вид, привычный, тем не менее, для живущих здесь людей. Оранжевые, коричневые, красные и жёлтые цвета царили в этом мире, отчего казалось, что он засыхает. Насколько хватало глаз, тянулась эта унылая картина, немного оживлённая пурпуровыми отблесками от металлической поверхности шпилей кислородных преобразователей, повсюду натыканных среди этого печального пейзажа…
– Хорошо. Давайте попробуем. Произведение, жанр.
– Роман.
– Рассказ.
– Сказка.
– Стихотворение.
– Молодцы, хорошо. Дальше… Стул, материал.
– Дерево.
– Пластик.
– Металл.
– Так… Вода, форма.
– Бесформенная.
– Форма ёмкости, в которой она находится.
– Шар.
– Очень неплохо. Почему шар?
– Это натуральная форма жидкости, что очень хорошо доказывает ртуть и невесомость.
– Понятно. Тогда… Лес, цвет.
– Жёлтый.
– Красный.
– Фиолетовый.
– Оранжевый.
– Стоп! Всё неверно! Все неправильно! – остановил их учитель.
– Почему? У нас вот вообще синий лес растёт.
Учитель вдруг осунулся, и в глазах его появилась грусть.
– В том-то и дело, ребята, что всё, что сейчас растёт, неправильного цвета. То, что мы сейчас видим, результат долгих исследований. Раньше это показалось бы глупостью: синяя берёза, морковка с рыжей ботвой, коричневая капуста или серая клубника. Когда-то всё было не так. И как жаль, что виной всему этому люди…
– Извините, учитель, но мой отец говорил, что такое нельзя рассказывать…
– Да. Нельзя… Это всё «благотворительные» меры, предпринимаемые правительством. Они пытаются заставить людей забыть то, что было раньше, и это им чертовски хорошо удаётся. Если сейчас кто и вспоминает о временах, которые были всего лишь пятьдесят лет назад, то вспоминает с отвращением. И лишь немногие лицезреют с тем же отвращением этот мир, а старое вспоминают с теплой и нежной любовью.
Класс слегка помрачнел. Дети понимали, что то, о чём говорит учитель, противозаконно, но интерес перебарывал все запреты.
– Учитель, вы же из тех, которых называют «сонными»?
– Да. Ещё одно «издевательское» словечко…
– Говорят, что это именно они очень тепло говорят о прошлом. Потому что… Помнят?
Учитель улыбнулся.
– Конечно, помнят.
– Так ведь с тех пор, как люди ушли под землю, прошло очень много лет. Неужели вы такие… старые? – спросил один из учеников.
– Да, и это тоже верно, но несколько относительно. По правде говоря, мне всего сорок восемь. Скажи мне, пожалуйста, раз уж ты знаешь так много об истории, не слышал ли ты о криосне?
Весь класс повернулся к тому ученику с явным недружелюбием на лице.
– Я предупреждаю всех, – сказал учитель, заметив реакцию учеников, – никаких предубеждений. Прошу вас, ребята. Это лишь история, и если кто-то знает нечто противозаконное и пытается сказать, это не всегда плохо, точнее, редко бывает плохо. Поэтому отнеситесь с пониманием. Вам ведь самим интересно, не правда ли?
Ребята поникли, слегка задетые замечанием.
– Так ты слышал что-нибудь о криосне?
– Слышал… Только слышал, что это сон, из-за которого вас и называют «сонными». Папа… рассказывал.
– Значит, твой папа тоже был «сонным»?
Ученик кивнул.
– Что ж, я вам расскажу… Расскажу ту историю, которую знаю сам. Когда-то давно наша планета была сплошь покрыта лесами. Это были величественные леса, гордые и неприступные, как скалы. В них жило много разных существ, в том числе и люди. Леса любили людей, считали их своими лучшими детьми. Но в один прекрасный день дети подняли на родителей топор, и леса для людей стали врагом, а вернее, средством наживы.
Прошло немало времени, пока леса не исчезли. Они долго держались, но не выдержали напора людей. Планета начала погибать, и в один не прекрасный день на поверхности стало невозможно жить. Те, кто не мог смотреть на то, как планета погибает, ушли в криосон, сохранив в себе память о временах, когда были ещё леса. Криокапсулы остались на поверхности, а многие люди спустились под землю. Долгие годы они ютились там, еле-еле сводя концы с концами. Затхлый воздух и скудная пища подстёгивала людей выйти на поверхность, где было солнце. Тогда изобрели кислородный преобразователь, а через какое-то время смогли вывести разные сорта растений из того, что было. Но, увы, далеко не те, что были раньше. Несколько веков под землёй сделали своё дело. И, наконец, люди вышли на поверхность. Первое время они обживались. Строили преобразователи и, как страшный сон, пытались забыть прошлое. Затем они нашли криокапсулы. Правительство велело всех пробудить от сна. И следом, в каком-то исступлении, люди принялись громить хранилища криокапсул. Сейчас же не осталось никого, кто ещё спит, никого, кто знал бы, как сделать эту капсулу. Всё это утеряно безвозвратно… Технология забыта. И теперь мы видим то, что люди принесли с собой из под земли, что посадили и размножили… Знаете, из-за чего погибла тогда Земля?
– Она не погибала, – начали говорить дети, – люди родились в земле, и им было даровано всевышним изобретение преобразователя.
– Чушь собачья! – отмахнулся учитель. – Очень мало осталось людей, которые знают правду, которые когда-то видели настоящие леса. Они знают, отчего погибла Земля, но молчат. А я не буду. Земля погибла из-за отсутствия кислорода. Да его и сейчас не особо хватает. Вы же чувствуете это?
Дети притихли. Каждый задумался о чём-то своём. Учитель посмотрел в окно.
– Я скучаю по лесу, по родному лесу, которого уже не вернёшь. Сколько раз пытался вернуть всё на круги своя, но у меня так и не получилось. Не отчего было оттолкнуться.
– Учитель, а какого он был цвета тогда? – спросил один из учеников.
– Зелёного…
– Зелёного?
– Да.
Тут мальчик, которого учитель спрашивал о криосне, поднялся и сказал.
– Извините, учитель, – он вынул из внутреннего кармана небольшую шкатулку, – мой отец всегда носил эту шкатулку с собой. Перед смертью он отдал её мне и наказал передать человеку, который знает лес. Думаю, вы подходите.
И ребёнок передал шкатулку учителю, бережно принявшему её.
– А ты знаешь, что это за шкатулка?
Ребёнок помотал головой.
– Это маленькая криокапсула… – сказал дрожащим голосом учитель.
Он открыл шкатулку и увидел там несколько ростков, удивительно яркого зелёного цвета. От волнения у учителя перехватило дыхание, и он долго простоял в молчании, а затем прошёлся по классу и показал детям эти растеньица, доселе не виданного ими цвета.
– Итак, – сказал вдруг приободрившимся голосом учитель, – цвет?
– Зелёный! – хором ответил класс…