Реабилитация Сальери

Оксана Колабская


В издательстве «Белый город» вышла книга Анатолия Сергеева «Солнечный зайчик Моцарта». Неужели  о Вольфганге Амадее Моцарте, известного и любимого во  всем мире,  можно сказать что-то новое? Сколько изучено материалов, написано пьес, повестей, биографий и исследований, поставлено спектаклей, создано фильмов! Но, к сожалению,  и в жизни прославленного композитора сохранились темные пятна, которые со временем превратились в страшные несправедливые штампы-сплетни, передаваемые из уст в уста, от поколения к поколению. Пусть эта замечательная повесть заставит  усомниться, казалось бы, в очевидном и давно доказанном… И поверить в добро и справедливость жизни, достигнутыми порой ценой самой жизни…


Солнечным светом наполнена новая повесть Анатолия Сергеева о Моцарте. Солнечные лучи почти на каждой странице. Словно у автора, как и у его героя, тоже было маленькое зеркальце, с помощью которого всегда можно согреть  даже самые трагичные события в жизни великого музыканта.
Но солнце приносит  не только свет и тепло. «Солнечный свет больно режет глаза»… Не каждому дано взглянуть на него, не прячась, не защищаясь, взглянуть открыто и честно, без зависти и злобы. А Сальери дано! Он не просто добрый помощник и благодарный поклонник Божественного таланта Моцарта. Он его… Ангел-Хранитель…Да-да! Вы не ослышались! Ангел-Хранитель! Не «завистник», не «клеветник», не «убийца»… И даже не «черный человек»! Он, скорее, «человек в черном». Он всегда в тени. Ибо «добро в молчании должно твориться»…
Незамеченным он останется и на знаменитом концерте в Венском императорском дворце, где маленький Вольф, словно дрессированная обезьянка, демонстрировал гениальные способности, восхищая всех и вся! Всех, кроме Сальери. Сальери был в гневе! Не от зависти, нет. От стыда… Да, и не мог он, знаменитый композитор, талантливый музыкант, выдающийся педагог испытывать какие-либо иные чувства, наблюдая, как погибает ради праздности и веселья Божественный Дар… Чудо, свалившееся  на хрупкие плечики мальчика! Впрочем, плечи Моцарта до конца жизни останутся хрупкими, детскими… И не потому что был невысокого роста и мальчишеского телосложения. Моцарт сумел сохранить душу девственной… нетронутой… Вспомним  «Маленькую ночную музыку»! Эти нежные легкие, радостные звуки, сотканные каким-то чудесным образом в прекрасную мелодию! Может быть, так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую жизнь в наших застывших душах? Знать об этом мог только Моцарт. Ведь «он соперничает… с самим Создателем!» И в то же время беззаботно скачет на одной ножке, удивляя и поражая искушенное воображение Сальери. И Сальери поймет свое предназначение. Он сделает все возможное и невозможное, чтобы помочь. Даже пожертвует собственной славой талантливого композитора. Да и значит ли она что-нибудь в сравнении с промыслом Божьим, который провидел! Поэтому хладнокровно уничтожит лучшие места в своем варианте оперы «Свадьба Фигаро» ради своего подопечного. «Меня интересует только Моцарт», - скажет он другу Михаэлю Гайдну, потрясенному его поступком.
Любопытно, что в реальности по свидетельству французского драматурга Бомарше, Сальери «имел мужество отказаться ради меня от множества музыкальных красот, которыми блистала его опера («Тартар»), единственно потому, что они удлиняли сцену и замедляли действие». На такое способен человек незаурядного таланта и величайшей духовной силы.
Герои Анатолия Сергеева всегда интересны, красивы, всегда жизнелюбы! А он, автор, главный их защитник. Для Антонио Сальери повесть эта – низкий поклон благодарности, попытка восстановить  справедливость по отношению к нему. Легенда, выстроенная на слухах и домыслах, удовлетворяющих наше пристрастие к сенсациям и скандалам, терпит поражение! Истинный художник не может быть завистлив и черен душой. «Гений и злодейство не совместны»! А Сальери был творцом! Им созданы около сорока опер, пять месс, Реквием, несколько градуалов, офферториев, мотетов, ораторий, множество мелких вещей для пения, Симфония, Концерт для органа, два концерта для фортепиано и несколько пьес для флейты, гобоя, скрипки и виолончели! Свою музыкальную деятельность он начал с шестнадцати лет. Спустя три года руководил репетициями в оперном театре. Став придворным капельмейстером, он не только осуществлял постановки и лично дирижировал спектаклями итальянской оперы, но управлял придворной певческой и инструментальной  капеллой. Многие годы Сальери стоял у руководства  Общества музыкантов и пенсионного фонда для вдов и сирот Венских музыкантов. Он был всегда внимателен к нуждам и интересам оркестрантов, певчих и сотрудников капеллы, особо заботился о престарелых и бедных музыкантах. Первый директор Венской консерватории! Педагог, обучивший  не один десяток композиторов! Людвиг ван Бетховен… Франц Шуберт…Франческо Лист… Моцарт-младший, которому помог стать прекрасным музыкантом… А сколько произведений было  исполнено, подчиняясь его дирижерской палочке! В том числе и Моцарта! А сколько добрых дел на его счету! «Не все, что устарело, лишено ценности, и не все, что забыто, не возродится вновь» (Б.С.Штейнпресс)
Анатолию Сергееву удалось не просто создать образ Сальери, и даже не воссоздать. Угадать! Угадать верно и точно! Как может угадать лишь истинный художник, чей взгляд направлен на созерцание прежде всего себя, собственной души. Да и как можно создавать живые образы, в которых веришь, которым сострадаешь, прежде не полюбив их, не поняв их, не простив!?
О чем должны были бы говорить два великих музыканта, впервые встретившись, да еще на премьере оперы одного из них? Конечно, о музыке! О чем же еще? Да, Моцарт и Сальери говорили о Музыке… Но не только о ней. Они прохохотали над анекдотами, рассказанными Сальери, гораздо дольше, чем длился второй акт оперы…
Сомнительно? Ничуть! Согласно легенде, нам стало удобно представлять Сальери неким мрачным господином, неспособным даже улыбаться. А рассказывать анекдоты – это уж слишком! Но современники оставили нам совершенно иной портрет! Сальери был симпатичен в высшей степени, он всегда являлся душою общества. «Радушный и любезный, доброжелательный, жизнерадостный, остроумный,  неисчерпаемый  в анекдотах, цитатах, славный изящный человечек,  с огненно сверкающими глазами, с загорелой кожей, всегда мил и опрятен, живого темперамента, легко воспламеняющийся, но столь же легко примиряющийся…» Эти      слова принадлежат музыкальному летописцу Фридриху Рохлицу. И вопреки нашим устоявшимся представлениям, сохранились шуточные вокальные композиции Сальери с забавными авторскими аннотациями, о которых восторженно вспоминал Ян Рацек! А знаменитый Россини с женой и друзьями  квартетом пели юмористические каноны, которые их сочинитель приносил «почти регулярно каждый день после обеда».
Правда, в повести Сергеева Сальери «человечком» не назовешь. Он «высок, худощав, и наделен той мужественной красотой древнего римлянина, которая не может оставить равнодушным ни одно женское сердце». Но разве дело в различии отдельных штрихов внешности, нанесенных его современником и художником наших дней?! Дело во внутренней красоте этого воистину «рыцаря музыки», следующего своим путем, подчиняясь велениям своей мудрой доброй души. Ибо душа и есть обитель художника. Там нет времени. Там  мир  расцвечивается тысячами оттенков чувств и настроений. Там можно услышать голос Того, кто тебя создал… Но реальность всегда старается избавиться от слишком необычных, выламывающихся из граней обыденности, от этих странных Дон-Кихотов, страстно жаждущих и ищущих наивысшего блаженства соприкосновения с Вечностью, способных услышать Те звуки и донести их до нас, простых смертных, чтобы заставить наши очерствевшие в суетных желаниях души откликнуться, улыбнуться этому недосягаемому свету и стать мягче, добрее, милосерднее…
Да, реальность жестока. Ни гениальный Моцарт, чьи Божественные творения полны небесной легкостью, гармонией, солнечной радостью; ни талантище Сальери, проведший свою долгую жизнь в трудах праведных и честных в созидании и творении, не были признаны! Более того – осуждены! Один при жизни приговорен к страданиям, нищете и ранней смерти, другой – к посмертным проклятию и забвению. «Солнечный свет больно режет глаза»… Но вопреки всему и всем они, страстно возлюбившие жизнь, проживут ее жадно и полно, наслаждаясь каждым мгновением, отпущенным Свыше. Для Вечности не важны репутация и принание. Вечность сохраняет каждое сильное чувство, каждое доброе дело и доброе помышление… Так уж заведено… Так  устроен мир…