Хождение по мукам 3

Яна Голдовская
...За год до начала всей этой истории, 24 апреля 1999г у меня появилось ещё одно сокровище!
Моя любимая девочка родила мне внучку!

И я успела приехать, на этот раз «вовремя».
 
... Все хлопоты с визой по приглашению прошли «на ура» (обычные долгие утренние очереди перед консульством не в счёт, - это всегда и у всех...).

    Милейший молодой немец в «окошке окончательного решения» был искренне счастлив за меня,- у него самого недавно родился сын... - мне очень повезло!
И, давая мне «добро» на 3-месячную визу, он по неопытности, видно, воскликнул:
- Вы же сами родились в Германии! Почему бы вам не уехать к дочери насовсем?!..

  Я не стала с ним спорить - хватило осторожности не испортить красоты нашего общения, такой немыслимой в казённом доме, и говорить ему, что это он с Англией и Америкой перепутал, а в Германии такого закона нет.

- Да, конечно, это было бы замечательно! - ответила ему радостно, и пошла платить за полученную визу в кассу.
Тогда ещё был такой приличный порядок ведения дел - "сначала стулья - потом деньги"...

 
... Родильное отделение больницы, относящейся к родному уже для Дашеньки университету, было открыто для посетителей, как и остальные отделения - кроме реанимации и операционных.
Никаких халатов, тапочек и т.п., все - в своём (само собой, априори подразумевается, что - в чистом), и везде - чистота...
 
Я могла проводить часы рядом со своими малышками, с изумлённой радостью и нежностью наблюдая трогательные кормления и светящееся счастьем лицо дочери, и могла брать на руки малышку, помогая немножко дочери, но, по советским медицинским законам антисептики стараясь прицеловывать её только в затылочек, а к личику приближаться не слишком...

Вставать после кесарева Дашеньке было можно, но очень ненадолго, поднимать и опускать малышку  - только из лежачего положения. Пеленать - переодевать крошечку она пока
не могла, и периодически дитя увозили в кроватке - тележке, но большее время днём оно проводило рядом с мамой, под бочком или рядышком в той же кроватке-тележке...

После работы прибегал муж - отец  - счастливый, гордый и ещё слегка растерянный...
Весь в поздравлениях от потрясённо-радостных американских родственников, которые вообще уже не надеялись, что он когда-нибудь женится... а что в семье ровно через год после этого невероятного события появится наконец  ребёнок - девочка, просто привело их в неописуемый восторг - старшая  и любимая его сестра страдала, что у неё - мальчики...
 
   Ах, сколько чудесных видеозаписей я тогда сделала!!!
   
   Через полторы недели мы все вместе были дома, - в снятой год назад небольшой квартирке в предместье, где всё было подготовлено моей давно предусмотрительной, но теперь ещё и очень хозяйственной, как выяснилось, дочерью.
Дашины друзья, у которых была машина, доставили всех нас туда, задержались на пару минут отметить, и разъехались...
 
   И тут я оставляю тот период, - счастливый и сложный.
Потому что это  снова совсем другая история... только скажу, - как же было здорово танцевать с внучкой на руках! Ей больше всего нравились увертюры к операм Россини, а
во время одного из самых бравурных пассажей она впервые засмеялась во весь свой очаровательный беззубый ротик!..

   Мне удалось приехать к ним в последний раз в феврале 2001г. на полтора месяца. Малышенция уже носилась колбасой и лихо скакала на моём хорошо накаченном животе, который выдерживал это легко, подбрасывая её повыше...

   К счастью, на работе мне шли навстречу и позволяли брать длинные отпуска за свой счёт, - он у меня был, этот счёт, - после переезда в одну квартиру, вторую мы сдавали, хоть и за смешные, но всё-таки деньги, которые позволили мне впервые в жизни почувствовать себя почти свободной.
Эту квартиру на окраине мне почти чудом удалось спасти перед смертью мамы, прописав туда дочь – её единственную и любимую внучку. И только из-за любви к Дашеньке, её «дед»  помог мне приватизировать квартиру на её имя...

Впервые в жизни мне удалось не потерять, а сохранить что-то материальное и очень существенное. Кто знал, что это будет недолгим, и кончится, «как всегда».

...После того, как мои документы были приняты немецким консульством, и въезд в Германию стал для меня невозможным, начались наши семейные уже, 1-2-х-недельные встречи, 1-2 раза в год на ближайших Шенгенских территориях...

А ещё позже законы эмиграции для евреев в Германию внезапно изменились.
После полного закрытия границ для них на пару лет, было решено, что на такое право будут иметь лица не старше 40 лет - работоспособные и знающие немецкий (вместе с семьями)...

К тому времени наступил 2005 год, когда я лишилась трудоспособности по инвалидности, и ни расчитывать, ни надеяться уже ни на что не могла...
И тогда я начала писать свои воспоминания, стоя в корсете у компьютера...


Постскриптум( декабрь 2011г):
В конце зимы 2010г. невероятными усилиями своей дочери я внезапно получила положительное судебное решение о разрешении на выезд в Германию, - "в виде исключения".
Вместо трёх прошло почти 10 лет.
За это время у меня появился малыш - внук, а внучка стала почти подростком.
А прошедшие в безнадежном уже ожидании годы  изменили в корне и мой статус и здоровье, и вообще - настолько многое, что мои мечты о будущей помощи своей дочери оказались совершенно несостоятельными...

И мне безумно жаль этих лет, жаль, что не смогла оказаться полезной дочери, жаль, что,- как всегда раньше, не могу полностью зависеть только от себя, - в любом состоянии...