Сергей Охапкин. После вьюги приходит покой Стихи

Нина Писарчик
  Книгу устюжанина Сергея Охапкина трудно рецензировать, по причине неоднородности её содержания. Лучшие стихи в ней, на мой взгляд, - «Такая долгая зима. Такая злая…», «Что мне Москва? Что Петербург?» и «Как быстро тает жизнь…». А вот творение «Отбросия» - совершенно непоэтично.
  К сожалению, многие стихи С. Охапкина подражательны. Таково, например, стихотворение «Я простой зареченский оболтус…», буквальный список с есенинского «Я московский озорной гуляка…». Или подражание Марине Цветаевой: «Мне нравится, когда под первый снег…» и «Мне нравится ещё, когда луна…».  В оригинале – «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихотворение С. Охапкина «В жизни бушующей много случайного…» кажется аналогом песни из кинофильма «Земля Санникова» -  «Призрачно всё в этом мире бушующем…».
  После этих трёх, явных, заимствований мне стала мерещиться подражательность везде: в тональности ли стиха, похожего на популярную песню, в избитых ли образах или в явно чужой строчке. Например: «Душа… в кабак попросится…» - у Михаила Круга, и «Сердце просится в кабак…» - у Сергея Охапкина.
  По поводу неоригинальности образов: в первом же стихотворении, «Начало» - «красавица-зима» напоминает пушкинское: «Зимы ждала, ждала природа…» и всю русскую классику, с её темой зимы. Самостоятельны стихи  со строчки: «Кусты смородины в саду нахохлились, как наши куры…» - и до последней точки. Эта часть является собственным оригинальным произведением.
  У Сергея Охапкина немало таких замечательных строк:

"Небо виснет мохнатой тушей.
На подходе октябрь-листошуршень.
Туманы и днём, и ночью
По низинам хвосты волочут.
А в болотах, на кочках круглых,
Свежеспелые россыпи клюквы".

"Россия-матушка – в глубинке!..
В густых лугах, где выпадают росы,
Где летним днём уснёшь, как на перине.
В болотечках, где клюквенная россыпь
На мху, как бриллианты на витрине.
В тех деревнях, где стылою порой
Трещат в печурках весело поленья,
Где тишина тугая и покой
Величественной степени творенья".

"Промчалась ночь, и снова ветер хвощет
Моей с крючка оторванной калиткой.
Чудит мороз, хрустальной тонкой ниткой
Узор немыслимый рисуя на стекле…"

 По моему разумению, Сергей Охапкин – типичный народный сказитель, который пишет, как слышит. Чаще всего он перепевает услышанные и запомнившиеся мотивы. Отсюда много подражательности, о которой он сам, возможно, и не подозревает. Его стихи – для устного сказания, когда все ударные и безударные слоги подчиняются прихоти чтеца. Читатель же часто натыкается на сбой в ритме стиха.
  Заметно, что для автора важнее всего – зарифмовать строчки, это его главная цель. Стих при этом бывает бесконечно растянут. То есть, пока приходят рифмы, часто самые простые, незамысловатые и даже запрещённые (морозы-берёзы), автор низает их, не заботясь ни о композиции, ни о технике стиха. Часто притом меняется настроение и даже стиль произведения, теряется его энергетика.  Немало у автора и необдуманных строк:

   "Не утратил я ещё калорий,
   Но растерял изнеженных подруг…"

   "Голова моя вращается, как глобус…"

  Автору необходима работа с редактором, а также собственная кропотливая работа над стихом. Вообще, в идеале, нужна литературная учёба, например, у более опытных в технике стихосложения товарищей. Помогли бы занятия в ЛитО, литературные курсы…. Природные данные есть, тяга к стихосложению налицо, надо найти собственный голос.
  Надежду на то, что Сергей Охапкин разовьётся в оригинального стихотворца, дают многие его удачные опыты:
«Разлитый мёд на куполах собора…»;
«И платья лип задрались в буйной пляске…»;
«Прелым листовьем осень пропахла…»;
«…Каждую осень в жёлто-красную листосбросень за собою зовут и манят наши северные глухоманья…»;
«Сердце выстонало нудный и плохой, наверно, стих…».