Приговоренный

Дормидонт Подоприхин
         Более всего крепость походила на лабиринт,который давным-давно великаны построили для своих детей. Изогнутые стены из белого камня кишели проломами. Проломы заросли непроходимым бурьяном.
         Я ещё дышал свободой моей родной СТЕПИ. Пленение моё было уж очень  какое-то несерьёзное. А ОНИ подошли ко мне и сказали,чтоб я готовился.
         Как много солнца,- подумал я.- Ну почему они меня не охраняют? И что это за крепость,прости Господи, в которой сажают картошку, в такую-то жару катаются на лыжах и ходят далеко-далеко по воду.
         В голове у меня был туман и лёгкость, как после удара палкой. Я не хотел вспоминать, за что они собираются меня судить. Я не чувствовал за собой никакой вины. Разве что некоторую неловкость за какую-то давнюю провинность. А ОНИ подошли ко мне и сказали, чтоб я готовился, что меня будут судить.
         Мимо меня длинной очередью шли бабы в цветных косынках, с пустыми вёдрами, в тёплых ватниках. Их взрослые дети несли лыжи.
         - Стены крепости из белого камня. Отражают солнечный свет. Поэтому так жарко,-подумал я.
         Двор крепости был слегка наклонный, покрытый жухлой травой и мусором. Где-то далеко вверху у входа в СУД стояли мои СУДЬИ,показывали на меня и мерзко сквернословили. Слышимость была превосходная.
         - И нет никакой надежды?- спросил я.
         - Нет надежды,- отвечал СУДЬЯ, очень большой, с очень добрым лицом,- Ты виноват. Все видели.
         Небо было высокое. Белые тучки застыли там, где ночью держатся звёзды.
         - И приговор будет...самый плохой?- спрашивал я.
         - Самый плохой,- стесняясь, отвечали СУДЬИ.
         Я медленно шёл вниз по двору крепости. Я расправлял плечи. Мне хотелось вдохнуть поглубже, подольше. Досыта.
         Завтра. Когда воздух в крепости станет серым-серым, меня не станет.
         Я медленно шёл по двору крепости, и рядом, касаясь моего плеча, шёл ДРУГ. Мой ДРУГ. Меня будут СУДИТЬ, и мой ДРУГ  помогает мне готовиться к СУДУ. 
        Формально  он  был  заодно с  СУДЬЯМИ. СУДЬИ подарили  ему  белую-белую  военную  форму, перетянутую  кожаными  ремнями.  На  боку  был  пистолет  в  оранжевой  кобуре.
       - Это  совсем не больно, - говорил  я. - Ты  когда-нибудь видел,  как  мёртвые  плачут?
       -На  положительное  решение  СУДА  надеяться  не  стоит,-
убеждал  меня  мой  ДРУГ. - Ты  можешь  попробовать  убежать. 
        Я  подошел  к  бабе  в  желтой  косынке  и  в  валенках.
        - Они  хотят  меня  убить, - сказал  я. - Спрячьте  меня.Пожалуйста.
        Я  обнял  бабу  за  плечи,  но  она  зафыркала,  скаканула  в  сторону,  бессловно  закричала  и, сердитая,  пошла  прочь.  Баба  часто  оглядывалась.
        - Брось  ты  ее,  -сказал  мой  ДРУГ.  - Смотри-ка  лучше  сюда.  В  стене  пролом.
        И  точно.  Кусок  стены  был  выбит,  разрушен  так,  что  высота  стены  не  достигала  мне  и  до  пояса.  Здесь  жители  крепости  устроили  себе  неофициальную  помойку.  Сюда  привозили  мусор,  сюда  же  приходили  бесплатно  помочиться  и  покакать.  В  крепости  было  плохо  с  водой.  Была
только одна  платная  уборная.
        Мы  остановились  перед  помойкой.  Словно  могильные  плиты  чернели 
мусорные  ящики.
        - У  тебя  есть  шанс, - сказал  мой  ДРУГ  ленивым  голосом.
       Он  был  такой  красивый.  Белый-белый  в своей  военной  форме.  Стройный, подтянутый,  c оранжевой  кобурой  на  боку.
       - Проскочишь  под  кустиками,  - ровно  и  громко  говорил  мой  ДРУГ.
Он  совсем  не  боялся,  что  его  услышат  СУДЬИ. - Затем  через  помойку.
       Если  часовой  не проснётся  -  твоё  счастье.  Через  проём  в  стене,  через  другую  помойку,  и  вот  она  твоя  СТЕПЬ.  Наша  СТЕПЬ.    
       Воздух  был  такой  чистый,  такой   несуществующий.  Его  не  хватало  моим  лёгким.  В  СТЕПИ  я  легко  потеряюсь. Я  целую  минуту  думал  о  свободе.  Часовой   спит  в  своей  собачьей  будке.  СУДЬИ  обсуждают  мой  непостижимый  вопрос.  Они  очень  хотят  остаться  честными.
        -  Что  же  ты  стоишь? -  сказал  ДРУГ.  -  Беги.  Беги.
        -  Я  не  хочу, -  сказал  я.  -  Стреляй  здесь.  Я  не  хочу  умирать  на  помойке.
        -  Как  хочешь,  -  сказал  мой  ДРУГ.  У  тебя был  шанс.
        Я  набирал  воздуху  полные  лёгкие,  глядел  на  него  и  старался  улыбаться.  А  он  что-то  засуетился и долго-долго вынимал пистолет из расстёгнутой своей кобуры.
        Я всё вдыхал и вдыхал воздух и не выдыхал, не отдавал его обратно. И грудь мою распирало, и она гудела, как барабан.
        Я не услышал выстрела. Просто очень больно стало под сердцем, и боль эта росла и росла...
        - Вот и всё,- подумал я.