Табак

Лев Руж
 Лекция для детей.

«Давай закурим, товарищ по одной!
Давай закурим, товарищ мой.»
(Фронтовая песня) 


  А вот закуривать, нам бы не следовало. Война давно окончилась. Мы победили. Всем хочется жить, и жить долго. Но что мы слышим? В мире от болезней, связанных с табакокурением ежегодно умирает 5 миллионов человек. В России более 300 тысяч человек погибло. Как фронтовые сводки читаем.
 И всём давно известно, о вреде курения. Некоторые страны приняли законы, запрещающие курить в общественных местах. Нарушителей ловят, наказывают, штрафуют. Как будто речь идет не об их здоровье. Не понимают? Понимают. Почему же курят? Привычка, болезненное пристрастие. Считается, что курение мол, тонизирует, бодрит. Вряд ли. Просто сел, покурил, расслабился, отдохнул. Думает, что взбодрился. Пользы от таких перекуров никакой, а вот вреда, к сожалению, много. Что пишут же писатели о табакокурении? Раскроем книги, дети.

  Даниэль Дефо, детский сейчас считается писатель, в романе «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» так описывает действия табака, которым, за неимением лекарств, пытался лечиться Робинзон: « я не знал, как применяется, не знал даже, помогает ли он от лихорадки; поэтому я произвел несколько опытов в надежде, что так или иначе действие его должно проявиться. Прежде всего, я отделил из пачки один лист, положил его в рот и разжевал. Табак был ещё зеленый, очень крепкий; вдобавок я к нему не привык, так что сначала он почти одурманил меня. Затем я положил немного табаку в ром и настаивал его час или два с тем, чтобы выпить эту настойку перед сном. Наконец я сжег немного табаку в жаровне и втягивал носом дым до тех пор, пока не начал задыхаться; я повторил эту операцию несколько раз. В промежутках я пробовал читать библию, но у меня так кружилась голова от табака, что я должен был скоро отказаться от чтения. Настала ночь, от табака голова моя отяжелела, и мне захотелось спать. Я выпил табачную настойку и лег. Настойка оказалась такой крепкой и противной на вкус, что я еле её проглотил. Она сразу бросилась мне в голову, и я крепко уснул. Моё лечение табаком, вероятно, никогда еще до сих пор не применялось против лихорадки; испытав на себе, я не решусь никому рекомендовать его. Правда, оно остановило лихорадку, но вместе с тем страшно ослабило меня, и в течение некоторого времени я страдал судорогами во всем теле и нервной дрожью» (типичная клиника острого отравления табаком, прим. автора).

  Марк Твен в своей книге «Приключения Тома Сойера» так описывает первые опыты табакокурения: «…они развалились на земле, опираясь на локти, и начали попыхивать трубками, очень осторожно и не без опаски. Дым был неприятного вкуса и застревал в горле, но Том сказал:
- Да это совсем легко! Если б я знал, что это так просто, я бы давно выучился.
- И я тоже, - подтвердил Джо. – Ничего не стоит.
И разговор продолжался. Но скоро он стал каким-то вялым и бессвязным. Паузы удлинялись, курильщики стали сплевывать что-то уж очень часто. За щеками у них образовались как будто фонтаны; под языком было сущее наводнение, только успевай откачивать; заливало даже и в горло, несмотря на все старания и всё время подкатывала тошнота. Оба мальчика побледнели, и вид у них был самый жалкий. Трубка выпала из ослабевших пальцев Джо Гарпера. То же самое случилось и с Томом. Джо сказал слабым голосом:
- Я потерял ножик. Пойти, что ли, поискать?
Том, заикаясь, едва выговорил дрожащими губами:
-Я тебе помогу.
Через час Гек нашел их в чаще леса. И тот и другой крепко спали и были очень бледны.»

  Мой любимый Н.В.Гоголь, поэма «Мертвые души»:
Табак был в разных видах: в картузах и в табачнице, и, наконец, насыпан был просто кучею на столе. На обоих окнах тоже помещены были горки выбитой из трубки золы, расставленные не без старания очень красивыми рядами.
- Позвольте мне попотчевать вас трубочкою.
- Нет, не курю, - отвечал Чичиков ласково и как бы с видом сожаления.
- Отчего? – сказал Манилов ласково и с видом сожаления.
- не сделал привычки, боюсь; говорят, трубка сушит.
- Позвольте мне вам заметить, что это предубеждение. Я полагаю, что курить трубку гораздо здоровее, нежели нюхать табак. В нашем полку был поручик, прекраснейший и образованнейший человек, который не выпускал изо рта трубки не только за столом, но даже, с позволения сказать, во всех прочих местах. И вот ему теперь уже сорок с лишним лет, но, благодаря бога, до сих пор так здоров, как нельзя лучше. Чичиков заметил, что это, точно, случается и что в натуре находится много вещей, неизъяснимых даже для обширного ума. Вообще с возрастом у Гоголя интересные вещи встречаются, в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» он пишет: «Солоха была не очень хороша собою, да и трудно быть хорошей в её годы. Ей было сорок лет…» То есть в сорок лет на женщине уже крест поставили, так быстро старил крестьянский быт.

  Лев Толстой, «Юность».
В соседнем магазине, на вывеске которого был написан негр, курящий сигару, я купил султанского табаку, стамбулку трубку и два липовых и розовых чубука. Приехав домой, курительные же препараты я тотчас же решил пустить в дело и использовать. Распечатав четверку, тщательно набив стамбулку красно-желтым, мелкой резки, султанским табаком, я положил на неё горящий трут и, взяв чубук между средним и безымянным пальцем (положение руки, особенное мне нравившееся), стал тянуть дым. Запах табака был очень приятен, но во рту было горько и дыхание захватывало. Однако, скрепив сердце я довольно долго втягивал в себя дым, пробовал пускать кольца и затягиваться. Скоро комната вся наполнилась голубоватыми облаками дыма, трубка начала хрипеть, горячий табак подпрыгивать, а во рту я почувствовал горечь и в голове маленькое кружение. Я хотел уже перестать и только посмотреться в зеркало, как, к моему удивлению, зашатался на ногах; комната пошла кругом, и, взглянув в зеркало, к которому я с трудом подошел, я увидел, что лицо мое было бледно, как полотно. Едва я успел упасть на диван, как почувствовал такую тошноту и такую слабость, что, вообразив себе, что трубка для меня смертельна, мне показалось, что я умираю. Я серьезно испугался и хотел уже звать людей на помощь и посылать за доктором.

  Опять Н.В. Гоголь «Тарас Бульба».
Четыре дни бились и боролись казаки, отбиваясь кирпичами и каменьями. Но истощились запасы и силы, и решился Тарас пробиться сквозь ряды. И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» — сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам. «Попалась ворона! — кричали ляхи.— Теперь нужно только придумать, какую бы ему, собаке, лучшую честь воздать». И присудили, с гетьманского разрешенья, сжечь его живого в виду всех. (Погиб человек из-за трубки, как говорится не за понюшку табаку).

Кроме психической зависимости, у курильщика формируется физическая зависимость: потливость, слабость, головокружение, головная боль, раздражительность. В организме постепенно накапливаются токсические вещества, вызывающие зависимость, причем толерантность (переносимость) возрастает и курильщик вынужден курить все больше и больше. Чужеродные для организма вещества называются ксенобиотиками. Табачный дым, кроме ксенобиотиков содержит около 4 тыс. химических соединений, из ни около 500 являются канцерогенными, то есть способны вызывать мутации в генах. Вызывают рост раковых клеток.
 В табачном дыме сотни разных ядов а не только никотин, как мы думаем. Не затрагивая больше бедную лошадь, умирающую от капли никотина, напомню вам, что в сигаретном дыме есть мышьяк, цианид, формальдегид, синильная кислота, свинец. Есть висмут, окись углерода, углекислый газ. Есть радиоактивный изотоп полоний – 210. На конце горящей сигареты высокая температура, около 2 тыс. градусов, там полоний и образуется. Пачка сигарет в день, двадцать штук - это средняя «норма» курильщика, равна лучевой нагрузке в 500 рентген в год. Примерно 250 рентгеновских снимков в год. Это легкая степень лучевой болезни. Ведь никому из нас в голову не придет делать себе столько «рентгенов» за год. Дураков, как говорится, нет. Знаем, что вредно, а курить - курим.
О никотине. Очень сильный яд. Из-за него, собственно и «подсаживаются» на табакокурение (ТК). Раньше использовался в сельском хозяйстве для борьбы с вредителями, как яд. Отказались из-за сильной токсичности.
Курение вызывает спазм сосудов. Сосуды суживаются. Меньше крови доходит до клеток, органов. В крови кровяные шарики – эритроциты. Они переносят кислород. Без кислорода жить нельзя. Окись углерода блокирует гемоглобин в красных кровяных тельцах (эритроцитах). Транспорт кислорода нарушается. Повышается кровяное давление. В крови растет уровень холестерина. Это очень опасно: холестериновые бляшки образуются на стенках кровеносных сосудов, закупоривают, тромбируют как пробка, просвет сосуда. Эта картина обычно наблюдалась только у стариков. Называлась «склеротические изменения кровеносных сосудов». Сейчас болеют молодые люди. Прежде всего страдает сердечно-сосудистая система, а не легкие, как мы думаем. Стенокардия или ИБС (ишемическая болезнь сердца). Почему? Мало крови поступает к сердечной мышце по суженным коронарным сосудам. А сердце работает день и ночь, оно не может остановиться, передохнуть. А никотин только подхлестывает его тахикардией, учащая число сердечных сокращений (ЧСС). А тут и инфаркт миокарда, и тромбофлебит (заболевание вен нижних конечностей). Эндоартериит, перемежающая хромота. Идет больной табакизмом человек, вдруг резкая боль в ногах (кислород к мышцам не поступает, сосуды сужены). Он вынужден остановиться и стоит, делает вид, что разглядывает витрину магазина. Французские врачи, любители романтических диагнозов, назвали это «симптом витрины». А потом хирург ногу отрезает из-за гангрены, а то и вторую, если не понял, продолжает курить. Мой знакомый так пострадал. Теперь на «инвалидке-Оке» ездит.
Заболевания органов дыхания от ТК: рак гортани, легких, бронхиты хронические, бронхиальная астма. Наши бронхи в норме выстланы реснитчатым эпителием. Мерцание ресничек ведет к постепенной эвакуации мокроты из просвета бронхов. У курильщика реснитчатый эпителий отмирает, замещается плоскоороговевающим эпителием (как у нас на подошве). Мокрота не эвакуируется, застаивается в бронхах, в ней развиваются патогенные микробы, которые провоцируют различные заболевания легких. Мокроту курильщик может удалять только при помощи кашля. Что он и делает, особенно по утрам.
От ТК страдает мочеполовая система. Нефриты, циститы, импотенция.
 Страдает желудочно-кишечный тракт. Курильщик заглатывает слюну, содержащую все вредные компоненты табачного дыма. Ядовитая слюна раздражает слизистую пищевода, желудка, кишечника. Рак пищевода, желудка, гастриты, язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки – частые диагнозы у ТК.
Постоянное и длительное курение табака приводит к преждевременному одряхлению организма. Особенно вреден организм беременным. При курении наступает спазм сосудов плаценты и ребенок в утробе такой «матери» начинает задыхаться от кислородного голодания. Она буквально душит его табачным дымом. Берет поясок от своего халата, образно говоря, и затягивает ребенку петлю на шее, каждый раз когда курит. Потом петлю ослабляет. Дает подышать. Таких «мамаш» я частенько вижу в патологии беременности в третьей, бывшей «чкаловской» больнице, у Захарова. Стоят на лестничной клетке, беременные, курят, «сохраняются». Ума-то нет. Надо в шею гнать таких: нарушение режима. Рожают дебилов. Носятся потом с ними: - Доктор, он у меня пьет, говорит иди, дура, сама лечись. Яблоко от гнилой яблони…
Растет риск возможного невынашивания беременности. Курение во время беременности вдвое увеличивает риск недостаточной массы при рождении. Недостаточная масса тела ребенка часто увеличивает продолжительность родов. Чем продолжительнее роды, тем больше осложнений. О врожденной патологии уже молчу. Частенько «кесарят», сами родить уже не могут. Набили руку: «Богу - богово, а орскому роддому - кесарево». Нарушена репродуктивная способность у орчанок. Орск попал в пятерку самых «грязных» городов России (по экологии). Чего уж тут курить? И так дышать нечем. Курение разрушает витамины, которых и так не много в нашем организме. Одна сигарета «крадет» у нас 30 миллиграммов витамина С (аскорбинки), это два кило цитрусовых в день нужно скушать, чтобы восполнить потерю.
Во многих странах на пачках сигарет крупными буквами пишут, что курение приводит к раку легких и т.д., помещают страшные фотографии умирающих от рака больных. У нас маленькими буквами стыдливо напоминают, что Минздрав предупредил…
Ученые США и Англии 40 лет наблюдали за группой курильщиков. Выводы убийственные: 25% гибнут от табака до 70 лет, укорачивая свою жизнь на 10-15 лет. Еще 25% умирают от болезней связанных с табаком после 70 лет. Так то там, у нас мужики, часто вообще, до пенсии не доживают.
Сигарета убивает в три раза больше людей, чем наркотики, убийства, самоубийства, СПИД, ДТП и алкоголь, вместе взятые!
Куришь, ладно, нет мозгов, кури. Но не трави окружающих, ни в чем не повинных людей. Пассивное курение, они нас обкуривают в «газелях» - водители, дома – своих жен, детей. Потом удивляются, почему они болеют.
Департамент здравоохранения США вменяет лечение табачной зависимости (ТЗ) в обязанность всех медицинских специалистов, то есть этот вид лечения включен в список функциональных обязанностей каждого медицинского работника.
Огромна роль врача в профилактике табакокурения, причем врача любого, не обязательно нарколога. Курение уже не его личное дело, он участвует в профилактической работе, ему доверяют пациенты. Врач в белом халате – курит. Вся наша пропаганда – псу под хвост. Курящий нарколог – профнепригодность, а если нарколог пьет, гаси свет.
На мозги ТК действует плохо, тупеют от курения. Курение не совместимо с творческой деятельностью. Немцы обследовали большую группу курильщиков: у них более низкое качество жизни, они меньшего добились в жизни. У них больший процент психических расстройств. Нихт зер гут.
Так что «лайт», «суперлайт», «ментол» – один черт, выбирать вам, но здоровье дороже.