Коль талантлива рука

Виталий Аронзон
Написано под впечатлением от выставки
дерявянных скульптур Гарри Меламуда

В школьные годы у меня учителем литературы был Имма Григорьевич Блюмкин. Умнейший человек, который оказал большое влияние на моё отношение к литературе, к искусству – к ощущению прекрасного. От него я услышал навсегда запавшие в душу слова: “Красота для всех – красота. Она не предмет обсуждений. Она предмет восторга”.
Это тезис стал для меня основным при оценке любых произведений искусства. Нет восторга – нет красоты. А сегодня появился повод поделиться таким пониманием красоты.
Магазин East-West, замечательный книжный магазин с прекрасным, не случайным, подбором книг для взыскательных читателей в Балтиморе, предоставил свои помещения для выставки деревянных скульптур Гарри Меламуда, леннградца-петербужца-балтиморца. Гарри работает в жанре деревянной скульптуры, отталкиваясь от образов, которые создаёт природа. Не все видят эти шедевры природы, а он их видит.
У Гарри есть свой стиль, отличающий его скульптуры, или как он их называет «деревяшки», от поделок народных мастеров-резчиков по дереву,  которые можно купить в любой стране мира, и очень далёких от искусства. Гарри не вытёсывает из дерева свои «деревяшки», а раскрывает талант природного скульптора, обогащая природную скульптуру своим талантом, свои видением прекрасного. Его «деревяшки» – это искусство.
Скульптуры Гарри будят воображение и вызывают восторг. Мой критерий работает в полную силу.


Красота сродни Природе
(мысль известна - не нова).
Есть ли надобность в искусстве?
Мы ж имеем глаза два!

И нужны ли живописцы?
Все ж картины на виду!
И нужны ли борзописцы?
О красотах сам сужу!

Но однажды о корягу
я споткнулся и упал,
растянул себе лодыжку
и сучину обругал.

Усомнился, что Природа
понимает красоту.
Сколь ужасна та коряга,
видно аж и за версту!

Но один умелец ловкий
деревяшку подобрал,
а потом её стамеской
от лохмотьев ободрал.

И явил её народу,
меня тоже пригласил.
Я узнал свою вражину.
Ну, умелец, удивил!

На подставке деревянной
улыбается Сова,
и совсем не безобразна.
У меня же глаза два!

А в другом углу девица
исполняет пируэт,
и она была корягой,
а теперь коряги нет.

“Боже мой, как всё красиво,
всякий раз, как никогда,
нет в прекрасном перерыва”,
коль талантлива рука.


17 января 2004 г.