О табачке и методах воспитания

Леонид Николаевич Маслов
     31 мая - Всемирный день отказа от курения.


     *****


     История первая. Я.
     Табак у нашего деда всегда был со своего огорода. Мы с братом, будучи подростками (это было примерно в 1957 году), как-то украли (ай-яй-яй!) несколько табачных листьев, которые пачками (папушами) висели у него на чердаке, перетёрли их, свернули в самокрутки и, подражая взрослым, закурили. Не понравилось, горечь какая-то. Потом ещё раза два пробовали, пока не увидел отец. Ругать, и тем более, бить нас не стал, подозвал к себе и доверительно сказал:
     — Дети! Вы уже достаточно взрослые, поэтому запретить курить вам не могу. Если  нравится, можете курить дома, а за сеновалом — это не дело: если он сгорит, будет большая неприятность, корову кормить будет нечем, с голоду помрём.
     После такой беседы курить за сеновалом стало неинтересно («запретного плода» не оказалось), а дома — стыдно. Больше никогда в жизни мы не курили — ни я, ни брат, хотя было несколько моментов в детстве, когда играя с друзьями в лесу, скручивали цигарки из сухих листьев сена и пытались за компанию подымить. Удовольствия от «кисляка» тоже не получали. Но всё-таки решающим моментом в «антиникотиновой пропаганде» считаю мудрую тактичность отца.
   
     История вторая. Сын.
     Дело было где-то в 1982 году, когда  нашему сыну уже стукнуло 10 лет. В один из летних дней, ближе к вечеру, моя жена заметила, как наш сынок пришёл с улицы, тихо шмыгнул в умывальник и начал чистить зубы. Тут по утрам-то не каждый раз брал щётку, и вдруг — такая прыть в вечернее время. Жена зашла в умывальник и, заподозрив сына в чём-то нехорошем, попросила его «дыхнуть». Чувствовался явный табачный душок. И тут моя жёнушка, педагог по образованию, неожиданно приняла тяжёлое решение — рубить зло на корню: откуда-то в руках у неё появился ремень, и она в сердцах начала им охаживать провинившегося сына. Тот стал плакать и сквозь слёзы причитать: «Ой, мамочка, никогда не буду больше курить, и другим мальчишкам скажу, чтобы этого не делали!» Слово своё сдержал. В армии не закурил, и сейчас, будучи взрослым, не курит.  Это был единственный раз в жизни, когда мы применили физическую силу по отношению к ребёнку. Но вот, получается, что польза была.

     История третья. Дочь.
     Кроме сына, у нас выросла дочь. Проницательному читателю несложно догадаться, какое у неё отношение к курению. В прошлом году (в 2008) после окончания университета она вышла замуж. Каково же было наше удивление, что и зять и сват оказались, как и я, некурящими. Бывает... Повезло.

     История четвёртая. Внук.
     Моему внуку недавно исполнилось 14 лет. Как-то спрашиваю:
     — Ну что, внучек, как у тебя с табачком? Сейчас ведь не только пацаны, но и девчонки курят...
     — Ты что, дед! Ни ты, ни папка не курите, а я к тому же футболом занимаюсь. Так что с этим делом всё «в ажуре». Пусть курят, кому нравится.
     Звучит обнадёживающе...


*****