Ностальгия. Гл. 17

Зинаида Малыгина
                Мои ученики.
•               
•                В работе учителя нет прошлого, но
•                ностальгия
•                по своим ученикам
•                в душе присутствует всегда.                .               

В жизни каждого человека бывают минуты, когда прошлое всплывает как бы  невзначай. Для одних  оно кажется временем, которое уже давно покрылось пылью, и  они считают, что нет смысла  копошиться в  его  старых завалах.      Для других - частью жизни.   А  в работе учителя, я знаю точно, нет  «пыльного»  прошлого, ибо каждый его ученик-  это его и настоящее, и его   будущее. Именно этим и живет учитель, ради этого он выбирает свой путь нелегкого учительского труда. Поэтому, дорогие мои внуки, эти воспоминания я посвящаю вам.  Они дороги мне, как и вы.  В них  суть моих убеждений, суть моих нравственных принципов. В них мои ошибки и маленькие победы. В них я  сама. Если  бы не было  моих учеников, не было бы и меня. Мы учились  друг у друга .  И я благодарна всем им за становление меня не только как учителя, но и как  личности. Главное, чему меня научили мои ребята – это уметь прощать.  Прощать и каяться.
- Дорогие мои внуки, запомните это нехитрое в жизни правило: каяться и прощать. «Ибо всякое раскаяние полезно,- писал великий  Л.Н.Толстой,- потому что оно есть всегда сожаление о том, что не воспользовался настоящим так, как было свойственно той силе, которая проявляется в настоящем. Раскаяние есть напоминание о том, как должно поступать в настоящем». А  бабушка знает, что говорит.
  Все ребята за 33 года моего учительского пути   стали частью моей жизни, и мне безумно интересна их сегодняшняя судьба и   сделанный ими  в жизни выбор.
   Начинала работать  в глухом уральском  поселке Гари, где было в школе  только 60  учеников; а потом  на далекой Колыме в поселке Усть – Омчуг,  за десять тысяч верст от родных уральских просторов ,и заканчивала  на солнечной Кубани, откуда и ушла на заслуженный отдых. Хотя звучит  смешно «заслуженный отдых».
• Уход  из школы   не был для меня больным решением. Я знаю, как мои коллеги работают до глубокой старости, ибо не могут оторваться от школы. А все потому, что школа – это тот же наркотик, только удовольствие и наслаждение человек испытывает от общения с ребятами. И я понимаю их . Но в моем случае это был мой выбор, и только мое решение,  и я сегодня  благодарна прежде всего   себе, именно себе, так как у меня сейчас есть масса свободного времени для общения  со своими выпускниками, но общения  другого рода, но тоже общения.  Я получаю от него огромный заряд положительных эмоций.
• А самым главным трудом моей души сегодня  являются  ежедневные упражнения в моем творческом хобби.  Я пишу  о том, что  особенно было дорого мне  в жизни, анализирую свои ошибки, проверяя себя временем. Одним словом, стараюсь писать сердцем,  собственную  душу вытаскивать наизнанку. Это тяжело, но я пытаюсь это делать. Ведь не лгать прежде всего самой себе, поверьте, это тоже  не так просто. А еще труднее - забыть все обиды и оставить в своей душе только  благодарность ко всем, кто волей или неволей оставил свой след в  твоем сердце.  Мои воспоминания больше обращены моим внукам. Сегодня они еще школьники. Я люблю их и хочу, чтобы крупицы моего жизненного опыта нашли понимание в их душах.    С удовольствием  рассказываю им о своих учениках, которые  навсегда остались в моей памяти. Естественно, мои воспоминания носят субъективный характер, конечно,   не буду кривить душой, я сегодня многих не вспомнила, не написала о них. За 33 года, отданных школе, их было тысячи.  Но , поверьте, я искренне благодарна всем им  за наши совместные уроки.  Поэтому, сразу прошу прощения, если кто-то не найдет своей фамилии, не обижайтесь на меня..  Напомните о себе. Я буду только рада, как это сделала Марина Лис в девичестве Морозова. Она училась в классе, где классной была Тополева Клавдия Ивановна. Я цитирую ее письмо:  «Зинаида Геннадьевна , вы замещали у нас Трунову. Н.В. в восьмом классе и часто читали вслух перед всем классом мои сочинения , а я бледнела, краснела и думала, зачем вы это делаете. Вы, единственная, кто подметил во мне творческие способности. Благодаря Вам, я поверила в себя. Я сегодня  пишу стихи.» 
• Мне не только было приятно читать ее письмо, в котором благодарностью и искренностью  пронизана каждая строчка, но и узнать, что ты когда-то, давно, заменяя свою коллегу, находившуюся  в отпуске, на их  уроках, где за одной из парт сидела и внимательно следила за тобой Марина Морозова, которая после моих уроков не только поверила в себя , но и обрела себя как личность .. Моя заслуга совсем мизерная. Но я счастлива, счастлива потому, что     энергией своей души    прочувствовала   ее  искренность, заметила  талант, вдохнула веру в нее и  не дала ему погаснуть.   Поверить в человека  и помочь ему раскрыться,  – это было всегда главным условием  в моей работе. А  я на своих уроках всегда  стремилась идти навстречу любому  ученику, а тем более - творческому. Эту веру в себя  я воспитываю и в своих внуках.