Солнце солнц или Лев Толстой как зеркало

Светлана Блоха
Солнце солнц  или Лев Толстой как зеркало русской революции.

Царя Соломона принято считать эталоном человеческой мудрости, ибо  Писание повествует, что ему эта мудрость была дарована Богом, который явился во сне ночью  и сказал: «Я даю тебе сердце мудрое и разумное, так что подобного тебе не было прежде тебя, и после тебя не восстанет подобный тебе» 3 Цар.3,12
Премудрость Божья , как говорил Николай Васильевич Гоголь, не каждому дается:
«Тот, кто уже имеет и ум и разум, может не иначе получить мудрость, как молясь о ней и день и ночь, прося и день и ночь ее у Бога, возводя душу свою до голубиного незлобия и убирая все внутри себя до возможнейшей чистоты, чтобы принять эту небесную гостью, которая пугается жилищ, где не пришло в порядок душевное хозяйство и нет полного согласья во всем» («Выбранные места из переписки с друзьями»).
Пять песней «Рая» «Божественной комедии» посвящены описанию  пребывания  Данте на Небе Солнца. Здесь у него находится сонм мудрецов.
Поэта окружает венец из сияющих и поющих солнц, который трижды оборачивается вокруг него.

Тот, блеск, прекраснее, чем каждый
Из нас, любовью вдохновлен такой,
Что мир о нем услышать полон жажды.

В нем – мощный ум, столь дивный глубиной,
Что , если истина  – не заблужденье,
Такой мудрец не восставал второй.
(Данте «Рай» Песнь  десятая 109-115)

Здесь повествуется о  Соломоне, сыне царя Давида.
Почему-то Википедия (Рай (Божественная комедия) забыла включить в Дантовый список обители мудрецов и великих учёных царя Соломона, а в остальном там  очень хорошо дана структура небесного рая Данте с указанием Ангельских чинов управления планетами.
Естественно, на момент повествования на Небе Солнца могли  быть  только те, кто жил до и во время Данте. Мое же посещение Неба Солнца ( на картинке- как это осуществляется:
Верхнее соединение Меркурия с Солнцем 5 ноября 2009 г ) ознаменовалось тем,  что это уже теперь обитель знаменитостей как прошлого так и сего времени.
Вот они все, которые перечисляются в Псалмах и обитатели   моей странички
«Рай- третье небо»  http://stihi.ru/2008/09/25/1862

1. ПСАЛОМ 1. АННА  АНДРЕЕВНА АХМАТОВА
2. ПСАЛОМ 2. ФЕДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
3. ПСАЛОМ 3. АННА ГРИГОРЬЕВНА  ДОСТОЕВСКАЯ
4. ПСАЛОМ 4. СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ  ЕСЕНИН
5. ПСАЛОМ 5. АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН
6. ПСАЛОМ 6. МИХАИЛ  ЮРЬЕВИЧ ЛЕРМОНТОВ
7. ПСАЛОМ 7. НИКОЛАЙ СЕМЕНОВИЧ ЛЕСКОВ
8. ПСАЛОМ 8. ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА
9. ПСАЛОМ 9. ЛЕВ  НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
10. ПСАЛОМ 10. МАКСИМ ГОРЬКИЙ
11. ПСАЛОМ 11. АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
12. ПСАЛОМ 12. ИВАН СЕРГЕЕВИЧ ТУРГЕНЕВ
13. ПСАЛОМ 13. НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
14. ПСАЛОМ 14. КАРЛ ГЕНРИХ МАРКС
15. ПСАЛОМ 15. ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС
16. ПСАЛОМ 16. ВЛАДИМИР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН)
17. ПСАЛОМ 17. НАДЕЖДА КОНСТАНТИНОВНА КРУПСКАЯ-УЛЬЯНОВА
18. ПСАЛОМ 18.  ЮРИЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ГАГАРИН
19. ПСАЛОМ 19.  ВАЛЕНТИНА ВЛАДИМИРОВНА НИКОЛАЕВА-ТЕРЕШКОВА
20 ПСАЛОМ 20.  СВЕТЛАНА ЕВГЕНИЕВНА САВИЦКАЯ
21. ПСАЛОМ 21.  ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ МАЯКОВСКИЙ
22. ПСАЛОМ 22.  ИННОКЕНТИЙ ФЕДОРОВИЧ АННЕНСКИЙ
23. ПСАЛОМ 23.  ИЛЬЯ НИКОЛАЕВИЧ УЛЬЯНОВ
24. ПСАЛОМ 24. АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ
25. ПСАЛОМ 25.  ЖЕНИ МАРКС
26. ПСАЛОМ 26.  МАРИЯ АЛЕКСАНДРОВНА УЛЬЯНОВА
27. ПСАЛОМ 27. ФЕЛИКС ЭДМУНДОВИЧ  ДЗЕРЖИНСКИЙ
28. ПСАЛОМ 28.  ОЛЬГА ИЛЬИНИЧНА УЛЬЯНОВА
29. ПСАЛОМ 29. ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ
30. ПСАЛОМ 30. АННА ИЛЬИНИЧНА УЛЬЯНОВА -ЕЛИЗАРОВА
31. ПСАЛОМ 31. МАРИЯ ИЛЬИНИЧНА УЛЬЯНОВА
32. ПСАЛОМ 32. ЛАУРА МАРКС
33. ПСАЛОМ 33.ЭЛЕОНОРА МАРКС
34. ПСАЛОМ 34. ЛИЗИ БЕРН
35. ПСАЛОМ 35. ГЕОРГИЙ ТИМОФЕЕВИЧ БЕРЕГОВОЙ
36. ПСАЛОМ 36. ЕЛЕНА ДЕМУТ
37. ПСАЛОМ 37.  ДМИТРИЙ ИЛЬИЧ УЛЬЯНОВ
38. ПСАЛОМ 38. СВЕТЛАНА ИОСИФОВНА АЛЛИЛУЕВА
39. ПСАЛОМ 39.НАДЕЖДА СЕРГЕЕВНА АЛЛИЛУЕВА
40 ПСАЛОМ 40. ИОСИФ ВИССАРИОНОВИЧ СТАЛИН
41. ПСАЛОМ 41. ЛЕСЯ УКРАИНКА (ЛАРИСА КОСАЧ - КВИТКА)
42. ПСАЛОМ 42. ШЕВЧЕНКО ТАРАС ГРИГОРЬЕВИЧ
43. ПСАЛОМ 43. ГРУШЕВСКИЙ МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ
44. ПСАЛОМ 44. ФРАНКО ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ
45. ПСАЛОМ 45. МАЗЕПА ИВАН СТЕПАНОВИЧ
46. ПСАЛОМ 46. ХМЕЛЬНИЦКИЙ БОГДАН (ЗИНОВИЙ) МИХАЙЛОВИЧ
47. ПСАЛОМ 47. ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ
48. ПСАЛОМ 48. ВЛАДИМИР ( СВЯТОСЛАВОВИЧ) ВЕЛИКИЙ
49. ПСАЛОМ 49.  СВЯТОСЛАВ ИГОРЕВИЧ
50. ПСАЛОМ 50. АНАСТАСИЯ ГАВРИЛОВНА  ЛИСОВСКАЯ  (РОКСОЛАНА)
51. ПСАЛОМ 51. ОЛЬГА СВЯТАЯ (в крещении ЕЛЕНА)
52. ПСАЛОМ 52. ИГОРЬ РЮРИКОВИЧ
53 ПСАЛОМ 53.  ОЛЕГ РЮРИК
54. ПСАЛОМ 54. ЯРОПОЛК  I СВЯТОСЛАВОВИЧ
55. ПСАЛОМ 55. СВЯТОПОЛК  1 ЯРОПОЛКОВИЧ ОКАЯННЫЙ
56. ПСАЛОМ 56. ВСЕВОЛОД 1 ЯРОСЛАВОВИЧ
57. ПСАЛОМ 57. ВЛАДИМИР ВСЕВОЛОДОВИЧ МОНОМАХ
58 ПСАЛОМ 58.ВАСИЛЬКО РОСТИСЛАВОВИЧ
59. ПСАЛОМ 59.ВОЛОДАРЬ – ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВОВИЧ
60. ПСАЛОМ 60.ВОЛОДИМИРКО
61. ПСАЛОМ 61. ЯРОСЛАВ ОСМОМЫСЛ
62. ПСАЛОМ 62. РОМАН МСТИСЛАВОВИЧ ВЕЛИКИЙ
63.  ПСАЛОМ 63.  ДАНИИЛ РОМАНОВИЧ
64. ПСАЛОМ 64.  ЛЕВ ДАНИЛОВИЧ
65. ПСАЛОМ 65. ЮРИЙ  ВСЕВОЛОДОВИЧ
66. ПСАЛОМ 66.  ИВАН IV  ВАСИЛЬЕВИЧ ГРОЗНЫЙ
67. ПСАЛОМ 67.  ФЕДОР ИОАННОВИЧ
68. ПСАЛОМ 68.  БОРИС ФЕДОРОВИЧ ГОДУНОВ
69. ПСАЛОМ 69. ФЕДОР БОРИСОВИЧ ГОДУНОВ
70. ПСАЛОМ 70.  ДМИТРИЙ (ЛЖЕДМИТРИЙ 1)
71. ПСАЛОМ 71. ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ШУЙСКИЙ
72 ПСАЛОМ 72.  МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ РОМАНОВ
73. ПСАЛОМ 73. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ РОМАНОВ
74. ПСАЛОМ 74. ФЕДОР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ
75. ПСАЛОМ 75. ИВАН V АЛЕКСЕЕВИЧ
76 ПСАЛОМ 76. ПЕТР I АЛЕКСЕЕВИЧ
77 ПСАЛОМ 77. ИМПЕРАТРИЦА АННА ИВАНОВНА
78. ПСАЛОМ 78. ЕЛИЗАВЕТА ПЕТРОВНА
79. ПСАЛОМ 79. ЕКАТЕРИНА II АЛЕКСЕЕВНА РОМАНОВА
80. ПСАЛОМ 80. АЛЕКСАНДР ПЕРВЫЙ
81. ПСАЛОМ 81. НИКОЛАЙ ПЕРВЫЙ
82. ПСАЛОМ 82. АЛЕКСАНДР ВТОРОЙ
83. ПСАЛОМ 83. АЛЕКСАНДР III АЛЕКСАНДРОВИЧ (Миротворец)
84 ПСАЛОМ 84. НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ РОМАНОВ (НИКОЛАЙ II)
85 ПСАЛОМ 85. СТЕПАН ТРОФИМОВИЧ РАЗИН 
86. ПСАЛОМ 86. ДМИТРИЙ ИВАНОВИЧ ВИШНЕВЕЦКИЙ (БАЙДА ВИШНЕВЕЦКИЙ)
87. ПСАЛОМ 87.ЕМЕЛЬЯН ИВАНОВИЧ ПУГАЧЕВ
88. ПСАЛОМ 88.ДЕНИС ВАСИЛЬЕВИЧ ДАВИДОВ
89 ПСАЛОМ 89. АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ СУВОРОВ
90. ПСАЛОМ 90. БЛАЖЕННАЯ КСЕНИЯ ПЕТЕРБУРГСКАЯ
91. ПСАЛОМ 91. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
92. ПСАЛОМ 92.  МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ СПЕРАНСКИЙ
93. ПСАЛОМ 93. МИХАИЛ ИЛЛАРИОНОВИЧ КУТУЗОВ
94. ПСАЛОМ 94. АЛЕКСАНДР НИКОЛАЕВИЧ РАДИЩЕВ
95. ПСАЛОМ 95.  АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ
96. ПСАЛОМ 96. МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ БАКУНИН
97. ПСАЛОМ 97.  ПЕТР ЛАВРОВИЧ ЛАВРОВ
98. ПСАЛОМ 98. АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГЕРЦЕН
99. ПСАЛОМ 99.  ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ ПЕСТЕЛЬ
100. ПСАЛОМ 100.  КОНДРАТИЙ ФЕДОРОВИЧ РЫЛЕЕВ
101. ПСАЛОМ 101.  СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ МУРАВЬЕВ-АПОСТОЛ
102. ПСАЛОМ 102. МИХАИЛ ПАВЛОВИЧ.БЕСТУЖЕВ-РЮМИН
103. ПСАЛОМ 103.  ПЕТР ГРИГОРЬЕВИЧ КАХОВСКИЙ
104. ПСАЛОМ 104. МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ПЕТРАШЕВСКИЙ
105. ПСАЛОМ 105. ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ
106. ПСАЛОМ 106. ЧЕРНЫШЕВСКИЙ  НИКОЛАЙ ГАВРИЛОВИЧ
107. ПСАЛОМ 107. ЖАННА Д'АРК
108. ПСАЛОМ 108. АЛЕКСИЙ – ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ
109. ПСАЛОМ 109. ЯНОВСКИЙ ЮРИЙ ИВАНОВИЧ
110. ПСАЛОМ 110. БУЛГАКОВ МИХАИЛ АФАНАСЬЕВИЧ
111. ПСАЛОМ 111. НЕКРАСОВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
112. ПСАЛОМ 112. ЗАСУЛИЧ ВЕРА ИВАНОВНА
113. ПСАЛОМ 113.  ТРОЦКИЙ ЛЕВ ДАВИДОВИЧ
114. ПСАЛОМ 114. БЕРИЯ ЛАВРЕНТИЙ ПАВЛОВИЧ
115. ПСАЛОМ 115. ВОРОШИЛОВ КЛИМЕНТ ЕФРЕМОВИЧ
116. ПСАЛОМ 116. ОСТРОВСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
117. ПСАЛОМ 117.  АРКАДИЙ ПЕТРОВИЧ ГОЛИКОВ (ГАЙДАР)
118. ПСАЛОМ 118. МИШЕЛЬ  ДЕ НОТР ДАМ (НОСТРАДАМУС)
119. ПСАЛОМ 119. ЧАПАЕВ ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ
120. ПСАЛОМ 120. ФУРМАНОВ  ДМИТРИЙ АНДРЕЕВИЧ
121. ПСАЛОМ 121. КОТОВСКИЙ ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ
122. ПСАЛОМ 122. ДЕНИКИН  АНТОН ИВАНОВИЧ
123. ПСАЛОМ 123. КОЛЧАК АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ
124. ПСАЛОМ 124. БУДЕННЫЙ СЕМЕН МИХАЙЛОВИЧ
125. ПСАЛОМ 125. МАЛИНКОВ ГРИГОРИЙ МАКСИМИЛИАНОВИЧ
126. ПСАЛОМ 126. ХРУЩЕВ НИКИТА СЕРГЕЕВИЧ
127. ПСАЛОМ 127. БРЕЖНЕВ ЛЕОНИД ИЛЬИЧ
128. ПСАЛОМ 128. АНДРОПОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ
129. ПСАЛОМ 129. СТОЛЫПИН ПЕТР АРКАДЬЕВИЧ
130. ПСАЛОМ 130. РАСПУТИН (НОВИХ) ГРИГОРИЙ ЕФИМОВИЧ
131. ПСАЛОМ 131. ЖУКОВ ГЕОРГИЙ КОНСТАНТИНОВИЧ
132. ПСАЛОМ 132. РОКОССОВСКИЙ  КОНСТАНТИН КОНСТАНТИНОВИЧ
133. ПСАЛОМ 133. ЩЕРБИЦКИЙ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
134. ПСАЛОМ 134. ВАНГА
135. ПСАЛОМ 135. САХАРОВ АНДРЕЙ ДМИТРИЕВИЧ
136. ПСАЛОМ 136. ГЕОРГИЙ ГОНГАДЗЕ
137. ПСАЛОМ 137. ЧКАЛОВ ВАЛЕРИЙ ПАВЛОВИЧ
138. ПСАЛОМ 138. КОНИ АНАТОЛИЙ ФЕДОРОВИЧ
139. ПСАЛОМ 139. ЦВЕТАЕВА МАРИНА ИВАНОВНА
140. ПСАЛОМ 140.  БЛОК АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ
141. ПСАЛОМ 141.  ГОНЧАРОВ ИВАН  АЛЕКСАНДРОВИЧ
142. ПСАЛОМ 142. СЕРАФИМ САРОВСКИЙ (в миру - ПРОХОР МОШНИН)
143. ПСАЛОМ 143. ПИКУЛЬ ВАЛЕНТИН САВВИЧ
144. ПСАЛОМ 144. БУНИН ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ
145. ПСАЛОМ 145. ПАУСТОВСКИЙ КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ
146. ПСАЛОМ 146.  ДЖЕК ЛОНДОН
147. ПСАЛОМ 147. БЛОХА ЯКОВ СТЕПАНОВИЧ
148. ПСАЛОМ 148. РЕРИХ НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВЫЧ
149. ПСАЛОМ 149.  АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ
150. ПСАЛОМ 150. БЛАВАТСКАЯ ЕЛЕНА ПЕТРОВНА
151 ПСАЛОМ 151.*  МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ ГОРБАЧЁВ
152. ПСАЛОМ 152.*  СЕРГЕЙ ВЕСЁЛОВ
153. ПСАЛОМ 153.* СВЕТЛАНА БЛОХА
154. ПСАЛОМ 154.* ВЛАДИМИР НЕСТЕРОВ

ПСАЛМЫ с 151-154 размещены на странице «ПСАЛОМ 153»
http://stihi.ru/2007/05/14-445

В качестве эталона солнца солнц на второе место после Соломона я бы разместила Льва Николаевича Толстого (Псалом 9). Почему?
Толстой Лев Николаевич- граф, русский писатель, мыслитель, проповедник. Год рождения 1828 , год смерти 1910.
Основные религиозные  и общественные взгляды Л.Н. Толстого, в частности,  включают  в  себя отказ  от богатства  и  всякой  не необходимой собственности. В свой  личной жизни Толстой реализовал  этот отказ передачей имения  и всей недвижимости во владение семье, а также  публичным отказом, в 1891 году,  от  любых авторских  гонораров  за все то, что  им было и  будет написано   после   1884   года.   Право   собственности  на  произведения, опубликованные ранее, уже было передано жене, Софье Андреевне.
В.И.Ленин, посвятил Толстому, как никому из писателей,  семь статей, хорошо знал его творчество, восхищался и гордился им: «Л. Толстой сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведения заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе».
Одна из статей Ленина  называется «Лев Толстой как зеркало русской революции»: «Противоречия во взглядах Толстого, с этой точки зрения, - действительное зеркало тех противоречивых условий, в которые поставлена была историческая деятельность крестьянства в нашей революции. С одной стороны, века крепостного гнета и десятилетия форсированного пореформенного разорения накопили горы ненависти, злобы и отчаянной решимости. Стремление смести до основания и казенную церковь, и помещиков, и помещичье правительство, уничтожить все старые формы и распорядки землевладения, расчистить землю, создать на место полицейски -классового государства общежитие свободных и равноправных мелких крестьян, - это стремление красной нитью проходит через каждый исторический шаг крестьян в нашей революции, и несомненно, что идейное содержание писаний Толстого гораздо больше соответствует этому крестьянскому стремлению, чем отвлеченному "христианскому анархизму", как оценивают иногда "систему" его взглядов ( Лев Толстой как зеркало русской революции Пролетарий, 1908, 11(24) сентября, № 35)
«Его мировое значение, как художника, его мировая известность, как мыслителя и проповедника, и то и другое отражает, по-своему, мировое значение русской революции.
И Толстой не только дал художественные произведения, которые всегда будут ценимы и читаемы массами, когда они создадут себе человеческие условия жизни, свергнув иго помещиков и капиталистов, - он сумел с замечательной силой передать настроение широких масс, угнетенных современным порядком, обрисовать их положение, выразить их стихийное чувство протеста и негодования. Принадлежа главным образом к эпохе 1861-1904 годов, Толстой поразительно рельефно воплотил в своих произведениях - и как художник, и как мыслитель и проповедник - черты исторического своеобразия всей первой русской революции, ее силу и ее слабость.»,- В.И.Ленин «Л. Н. Толстой», п.с.с., т.20, 19-24
«По рождению и воспитанию Толстой принадлежал  к высшей помещичьей знати в России, он порвал со всеми привычными взглядами этой среды, и в своих последних произведениях обрушился со страстной критикой  на все современные , государственные , церковные, общественные, экономические порядки, основанные на порабощении масс, на нищете их, на разорении крестьян и мелких хозяев вообще, на насилии и лицемерии, которые сверху донизу пропитывают всю современную жизнь.» ,- В.И.Ленин «Л. Н. Толстой и современное рабочее движение», п.с.с.,  т.20, стр.38-41.
Критика Толстого  в Ленинских работах касалась толстовского непротивления злу, которое было серьезной причиной поражения первой революционной компании.
Что касается известных писателей, первым публично признал “Анну Каренину” великим произведением, какому нет равных в европейских литературах, Достоевский.
Я также  считаю  произведения «Воскресение» и «Анна Каренина»  вершиной его творчества, а персонаж Анну Каренину - так как установилось мнение критики –«зеркалом русской революции». На мой взгляд, эти произведения отображают Объективный нравственный закон.
        Современность была далека от идеала. И все-таки Толстой продолжал искать в ней неповрежденное единство, веря, что его просто не может не быть. Эта вера породила "Анну Каренину", где актуальность злободневных  вопросов соединилась с неотвратимой логикой духовного возмездия и воздаяния в судьбе каждой личности,- Толстому казалось, что в реформированной России, где все переворотилось и только укладывается, нравственный абсолют так или иначе, но все-таки проложит себе дорогу.
В этом плане интересно высказывание мужа Анны Алексея Каренина : «Вопросы о ее чувствах, о том, что делалось и может делаться в ее душе, это не мое дело, это дело ее совести и подлежит религии», -сказал он себе, чувствуя облегчение при сознании, что найден тот пункт узаконенный, которому подлежало возникшее обстоятельство» (Л.Толстой «Анна Каренина»,ч.2, гл.8).      Следовательно, ошибка Анны Карениной в том, что она не прислушалась к советам мужа.
Драма Катерины Масловой –это ярко выраженная социальная драма, частное, индивидуальное проявление нечеловеческих условий существования широчайших народных масс.. Точно также и поступок Нехлюдова, погубивший Катюшу, является следствием бесчеловечной морали, норм поведения господствующих классов. «И с тех пор началась для Масловой та жизнь хронического преступления заповедей божеских и человеческих, которая ведется сотнями и сотнями тысяч женщин не только с разрешения, но под покровительством правительственной власти, озабоченной благом своих граждан, и кончается для девяти женщин из десяти мучительными болезнями, преждевременной дряхлостью и смертью.» (Л. Толстой «Воскресение» ,ч.1,гл.1) А Нехлюдов как раз представитель аристократии: «В то время когда Маслова, измученная длинным переходом, подходила с своими конвойными к зданию окружного суда, тот самый племянник ее воспитательниц, князь Дмитрий Иванович Нехлюдов, который соблазнил ее, лежал еще на своей высокой, пружинной с пуховым тюфяком, смятой постели и, расстегнув ворот голландской чистой ночной рубашки с заутюженными складочками на груди, курил папиросу» (ч.1,гл.3).
По словам одного газетного корреспондента, Толстой в беседе с ним сказал, что наряду с другим в «Воскресении» он «хотел изобразить несколько родов любви: возвышенную, плотскую и любовь высшего сорта, облагораживающую человека; в ней-то – в этой последней любви – и есть воскресение». «Революция сознания» была для Толстого не конечной целью, а обязательной предпосылкой и единственно возможным путем уничтожения всех форм государственного и классового насилия. «Совесть же моя требует жертвы своей свободой для искупления моего греха, и решение мое жениться на ней, хотя и фиктивным браком, и пойти за ней, куда бы ее ни сослали, остается неизменным»,- с злым упрямством сказал он себе»( Л. Толстой «Воскресение» ,ч.2,гл.29)

         ЛЕВ ТОЛСТОЙ И КИНЕМАТОГРАФ
Подборка по книге Л.А.Аннинского "Лев Толстой и кинематограф";-М.- "Искусство",1980

В книге собран и осмыслен противоречивый и сложный материал, связанный с бытием Л. Толстого. Рассматривается этот материал автором под углом зрения того, как воспринимается наследие Толстого, что дает оно людям и искусству, что является мертвым хрестоматийным знанием, я что - живым фактором духовной жизни.
Рассказывается о зарождении синематографа ( под новый 1896 год).

Придумали кино французы и американцы. Марэ сделал съемочный аппарат, Эдисон сделал первый фильм, Люмер сделал экран, на который спровоцировал снятое им движение поезда. Попав на экран, поезд развил бешеную скорость; в Россию он прикатил через несколько недель.
6 мая 1896 г. "весь Петербург" смотрел новинку сезона в саду "Аквариум".
26 мая 1896 г. "вся Москва" смотрит этот аттракцион в саду "Эрмитаж". Вестником, который принесет весть о новом феномене в Ясную Поляну, станет Владимир Васильевич Стасов.
В отличие от других зрителей он не прыгнул со своего кресла, чтобы спастись из-под надвигающихся колес, он готов был прыгнуть под колесами, ибо мгновенно вообразил себя Анной Карениной. Он отправил в Ясную Поляну послание в котором описал свои чувства от увиденного.
Но Толстой не отреагировал.
Стасов решил дождаться удобной минуты. Он ждал ее 7 лет и наконец летом 1903 г., гостя в Ясной Поляне, предложил Толстому позировать для кинематографа. Услышав слово "позировать", Толстой не стал и обсуждать это предложение.
В 1906 г. Стасов умер, так и не осуществив своей мечты.
Одна из крупнейших столичных газет бросила клич: использовать кинематограф "не для улицы, не для грошовых балаганных театров, а для истории".
В марте 1908 г. , когда вся Россия готовилась к 80- летию знаменитого писателя, этот призыв был понят так: надо снять Толстого.
Шли приготовления .Все готовятся. Святейший синод обращается к возлюбленным чадам с призывом воздержаться от участия. Разносится слух, что Иоанн Кронштадский проявил инициативу: вознес молитву, чтобы Господь поскорее прибрал старого богохульника. Общество шокировано; отец Иоанн оправдывается: он молился лишь о том, чтобы Господь направил заблудшего графа на путь истинный. И прочее. Вся Россия готовит Толстому приветствие. Но люди уходят неудовлетворенные, даже обиженные - их не пустили к Толстому. За три недели до юбилея Толстой заболевает. Одна его фраза попала в газеты:
-Что же мне, перекувыркнуться, что ли?
Кинематографщики прорываются к нему, но не удачно. Впервые удалось это сделать Александру Осиповичу Дранкову 27 августа 1908 г.
24 сентября 1909 г. Толстой впервые увидел себя на экране и его реплика была:
-Интересно видеть самого себя почти живым : точно раздвояешься.
В книге описаны события последних дней жизни Толстого и съемки похорон 8 ноября 1910 г.
Леонид Андреев так сказал журналистам о якобы бегстве Толстого из дома:
-Он хочет, и умереть как великий художник! Как красиво! Как это полно! Толстому в его жизни недоставало одного последнего штриха - и вот он сам нашел этот штрих.
Толстой лежал больной в комнате начальника станции Озолина в Астахове. Мейер снимал. В дом его не пустили. Он снял окно, за которым лежал Толстой. Снял Софью Андреевну, приникшую к стеклу. 7 ноября в 6 утра один из докторов крикнул в форточку: -Умер!
Мейер снял вынос тела и погрузку в вагон.
Мартынов снял подготовку похорон и прибытие тела в Ясную Поляну. Именно он, В.Н. Мартынов снял тот знаменитый кадр, когда толпа упала перед гробом на колени, а полицейские остались стоять, тогда им крикнули: "На колени!" - и они опустились тоже
10 ноября фильм о похоронах Толстого уже крутили в кинотеатрах.
Власти запрещали демонстрацию кинохроники похорон Л.Н.Толстого (Воронеж, Екатеринбург, Николаев, Кременчуг, Тула, Варшава, Ростов-на-Д., Саратов, Вятка, Иваново-Вознесенск).
Опасения имели основания: публика реагировала бурно.
      Много лет спустя уцелевшие копии попали в Московский музей Толстого
Вот как описываются снятые кадры на пленке.
      С изумительной точностью воспроизводит камера окружение великого старца. Не его самого, а именно волны вокруг него, бегущие людские круги. В самом Толстом фиксирует реакции на эти захлестывающие волны. Камера - в этом потоке, частица его, выражение его.
Сильнейшее - смерть и похороны.
     Толстой исчез. Он умирает за закрытым окном. Море человеческое бушует вокруг. Эти кадры страшны.
Трясущаяся, зажатая с двух сторон медиками Софья Андреевна кружит около астаповского дома, что-то, плача объясняет в аппарат. Хочется зажмуриться , глядя на это. И все-таки какая-то странная признательность оператору: не дрогнул, снял! Безжалостность объектива - продолжение толпы, бессильной сдержать себя и в ликовании и в горе. Сам становишься ее частицей, когда видишь такое.

22.08.2009 - 05.11.2009 г.