http://www.proza.ru/2017/05/31/2001
Определён я был в «5-ый 2-ой» класс и стал по списку сорок вторым. Дама не обманывала: пятые классы, действительно, были перегружены, а первое впечатление от встречи со школой оглушило…
По дубовым перилам лестницы мальчишки разных возрастов непрерывно съезжали «без рук»: досадные помехи, деревянные колышки-ограничители были давно срезаны или выломаны из перил…
В помещении нашего класса - да и по всей школе – на переменах раздавались ужасающие крики, стояли шум и грохот. Беготня в коридорах и классах, игры и забавы, граничащие с издевательством, сменяли одна другую.
Из всего этого калейдоскопа решительно выпадал невысокого роста паренёк-десятиклассник, стоявший, как правило, у какого-нибудь окна. Он не участвовал в беготне и играх; на его бумажном пиджачке висели две медали – «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».
У нас в классе – а наверняка и в других! - каком-нибудь углу вдруг раздавалось: «за баламута выделяем»! И сразу же над очередной жертвой высоко вскидывались руки, и несколько голосов дружно орали:
Баламут, баламут!
Собирайся на суд!
Кто на суд не придёт,
тому хуже попадёт!
Выбирай из трёх одно:
«дуб», «оса» или «пшено»!...
И если жертва выбирала «дуб», ответ был: «тяни нос до губ!» – и тянули! На «оса» – ответ: «тяни нос до волоса!» – и снова тянули, да ещё как! И, конечно же, многократно усиленным ответ был на «пшено»:
…дело было решено
и поставлена печать,
чтобы дело начинать!
Баламут, баламут!
Собирайся на суд…
Если кто-либо наклонялся, отвлекаясь на что-либо или зазевавшись, и штаны на его заднице натягивались - мгновенно кто-нибудь, подскочив, со всего маху и вскользь бил кончиками пальцев по образовавшейся «натяжке», и голоса хором объявляли:
После сытного обеда
по закону Архимеда
по натяжке бить не грех:
полагается для всех!...
Часто происходили «бои», стрельба из рогаток - резинок, натянутых на пальцы. «Снарядами», как правило, служили плотно скатанные и согнутые после этого обрывки страниц, вырванных из тетрадок: при удачном попадании «цель» испытывала довольно сильные ощущения. Хуже бывало, если снарядом служил согнутый кусок проволоки… Беготня по партам, прыжки через них, бессмысленное грохотание их крышками – это уж обязательно! Кого-то запихивали под парту, кто-то от полноты чувств просто орал во весь голос… Время от времени случались и драки.
Зарождались они тут же, в классе, но драться немедленно не разрешалось: всё откладывалось до конца уроков. Дождавшись положенного времени, с криками «стычка, стычка!» все высыпали на внутренний школьный двор и становились в круг, а соперники встречались в центре. «Стычка» начиналась по команде или сигналу, но долго драться не разрешалось: соперники должны были показать, что оба дерутся серьёзно, оба не трусят. Через минуту, а то и раньше бойцов разводили, и тут уж было их дело - мириться или нет. Не помню ни единого случая, чтобы кто-нибудь отказался, увильнул от «стычки»…
Хуже бывало, если в пылу беготни и криков, в азарте несколько человек выкатывались в коридор и нападали на параллельный «5-ый 1-ый», или они на наш. Тут, уж, выяснение отношений на «после школы» не откладывалось! Обидчиков затаскивали во вражеский класс, и им могло достаться там по полной мере. На классы младше или старше себя нигде не нападали.
http://www.proza.ru/2017/05/31/2062