По списку сорок второй

Гордеев Роберт Алексеевич
                http://www.proza.ru/2017/05/31/2001
               
 
         Определён я был в «5-ый 2-ой» класс и стал по списку сорок вторым. Дама не обманывала: пятые классы, действительно, были перегружены, а первое впечатление от встречи со школой оглушило…

        По дубовым перилам лестницы мальчишки разных возрастов непрерывно съезжали «без рук»: досадные помехи, деревянные колышки-ограничители были давно срезаны или выломаны из перил…
        В помещении нашего класса - да и по всей школе – на переменах раздавались ужасающие крики, стояли шум и грохот. Беготня в коридорах и классах, игры и забавы, граничащие с издевательством, сменяли одна другую.
        Из всего этого калейдоскопа решительно выпадал невысокого роста паренёк-десятиклассник, стоявший, как правило, у какого-нибудь окна. Он не участвовал в беготне и играх; на его бумажном пиджачке висели две медали – «За оборону Ленинграда» и «За победу над Германией».

         У нас в классе – а наверняка и в других! - каком-нибудь углу вдруг раздавалось: «за баламута выделяем»! И сразу же над очередной жертвой высоко вскидывались руки, и несколько голосов дружно орали:               
                Баламут, баламут!
                Собирайся на суд!
                Кто на суд не придёт,
                тому хуже попадёт!
                Выбирай из трёх одно:
                «дуб», «оса» или «пшено»!...
        И если жертва выбирала «дуб», ответ был: «тяни нос до губ!» – и тянули! На «оса» – ответ: «тяни нос до волоса!» – и снова тянули, да ещё как! И, конечно же, многократно усиленным ответ был на «пшено»:
                …дело было решено
                и поставлена печать,
                чтобы дело начинать!
                Баламут, баламут!
                Собирайся на суд…   
   
        Если кто-либо наклонялся, отвлекаясь на что-либо или зазевавшись, и штаны на его заднице натягивались - мгновенно кто-нибудь, подскочив,  со всего маху и вскользь бил кончиками пальцев по образовавшейся «натяжке», и голоса хором объявляли:
                После сытного обеда
                по закону Архимеда
                по натяжке бить не грех:
                полагается для всех!...

        Часто происходили «бои», стрельба из рогаток - резинок, натянутых на пальцы. «Снарядами», как правило, служили плотно скатанные и согнутые после этого обрывки страниц, вырванных из тетрадок: при удачном попадании «цель» испытывала довольно сильные ощущения. Хуже бывало, если снарядом служил согнутый кусок проволоки… Беготня по партам, прыжки через них, бессмысленное грохотание их крышками – это уж обязательно! Кого-то запихивали под парту, кто-то от полноты чувств просто орал во весь голос… Время от времени случались и драки. 
   
       Зарождались они тут же, в классе, но драться немедленно не разрешалось: всё откладывалось до конца уроков. Дождавшись положенного времени, с криками «стычка, стычка!» все высыпали на внутренний школьный двор и становились в круг, а соперники встречались в центре. «Стычка» начиналась по команде или сигналу, но долго драться не разрешалось: соперники должны были показать, что оба дерутся серьёзно, оба не трусят. Через минуту, а то и раньше бойцов разводили, и тут уж было их дело - мириться или нет. Не помню ни единого случая, чтобы кто-нибудь отказался, увильнул от «стычки»…

       Хуже бывало, если в пылу беготни и криков, в азарте несколько человек выкатывались в коридор и нападали на параллельный «5-ый 1-ый», или они на наш. Тут, уж, выяснение отношений на «после школы» не откладывалось! Обидчиков затаскивали во вражеский класс, и им могло достаться там по полной мере. На классы младше или старше себя нигде не нападали.
 
               http://www.proza.ru/2017/05/31/2062