***

Нина Писарчик
Б. Гуляев. Продолжение дневников.

  До «донышка» прочитала «Дневники» Бориса Гуляева. Последняя дата записей – 11 сентября 2009 года. Зацепила фраза, неоднократно повторяемая в разное время: «Стоило только поэту кончить жизнь самоубийством, и вдруг люди прозрели – рядом с ними жил замечательный, великий поэт… Своим равнодушием, откровенным пренебрежением люди дают мне понять – умри, умри, и всё завертится – закрутится, и книжки будут издаваться, изучаться, и юбилеи отмечаться, и памятники воздвигаться. Только умри!».
  Очень оптимистично, но неверно: вряд ли «завертится» само собой… Как правило, на посмертную славу творца трудится его вдова, реже – верные друзья или преданные ученики. Прилагая личные усилия, время и деньги.
  Сама мысль о посмертной славе не нова: «За бессмертие платят смертью».
  Удивляясь равнодушию окружающих, задаётся ли автор вопросом, насколько он сам равнодушен к другим? Помнит ли, что параллельно с ним живут совсем неизвестные широкой общественности творцы? Их много, и каждый делает то, к чему призван Богом… Кто из них окажется впоследствии гением? Кому поставят памятник потомки? Творец не может не творить. Сам процесс захватывает и приносит удовлетворение. Награда заключена в самой способности к творчеству.
  Непонятны претензии к Лито. По сути – что такое литературное объединение? Это клуб по интересам, даже не общественная организация, тем более – не коммерческая структура. Нет ни штата, ни денег, ни собственного помещения. Есть староста, часто самовыдвиженец, бывает и выборный. Именно на активности старосты, на его преданности литературной братии и держится это разнородное сообщество, состоящее из начинающих «гениев», стабильных «середнячков»  и активных «графоманов». Добившиеся успеха, люди с литературным именем, посещают Лито в качестве почётных гостей. Лито – это общение, возможность прочесть свои опусы и выслушать замечания, или получить критику от сотоварищей. Дело это добровольное. Основной девиз: «Прочти меня, как я тебя!». Какие претензии можно иметь к творческому сообществу, не имеющему своего печатного органа, не занимающемуся издательской деятельностью или пиаром авторов?..
  «Именно объединения ОБЯЗАНЫ помогать талантам пробиваться к свету» - это свидетельство недопонимания функций литобъединения. Только собственная активность пишущего человека, заключающаяся в степени таланта, в работоспособности, а также (как ни прискорбно) в умении находить спонсоров или зарабатывать деньги на издание книг, может вывести его в «свет».
  Потенциального спонсора, прежде всего, необходимо убедить, что книги будут пользоваться спросом, то есть, продаваться, и вложенные деньги хотя бы вернутся, пусть без прибыли. Если же тираж не будет продан (что случается очень часто, ведь распространять книги приходится самому автору!), можно попасть в многолетнюю долговую яму. Именно такими обстоятельствами нашего рыночного времени объясняется изобилие в книжных магазинах женских любовных романов и детективов, а также глянцевых книг по самолечению, кулинарии и домашнему консервированию. Что покупают потребители, то и печатают издательства, то и берут на продажу книжные магазины.
  «В своё время вологодской писательской организации повезло с Александром Яшиным. Он поднял вологодскую литературу на заметный уровень». Безусловно, повезло. А ещё повезло, что в руководстве обкома партии оказались люди неравнодушные именно к литературе. Там, где власти любили футбол, процветали футбольные команды, что тоже, в общем, было неплохо. В Вологде литераторам давали государственные квартиры, что увеличило ряды писательской организации приезжими талантами. Литературная деятельность тогда приравнивалась к труду на благо страны, поэтому у писателей была зарплата. За изданные книги выплачивались гонорары. Давались творческие командировки, организовывались авторские выступления. Да и книги издавались за государственный счёт немыслимыми сейчас тиражами и распространялись по всей громадной стране, создавая громкое имя автору. Другое дело, что всё это было для избранных, для немногих, сумевших доказать свою талантливость!
  Сейчас мы имеем то, что имеем. Литературный труд не оплачивается. Журналы не платят гонораров даже именитым авторам. Свои книги пишущие люди издают на собственные деньги, сами же и распространяют. Прежде чем заняться творчеством, любой, даже гениальный, автор должен заработать себе и семье на кусок хлеба, а уж где он найдёт средства на печатание трудов – только его личная забота. Не староста же Лито должен жертвовать на это (пусть благороднейшее дело!) свою трёхрублёвую пенсию…