***

Нина Писарчик
Б. Гуляев – снова о нём.

   Разочарована циклом статей Бориса Гуляева под общим названием «Последние вздохи коммунизма». Начиная с языка, копирующего газетные передовицы советского периода.
   Главная идея – «Лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным»!
   Все темы – на «злобу дня», уже обмусоленные средствами массовой информации. Ни свежих мыслей, ни новых идей они не несут. Всего лишь пересказ своими словами (бывает, довольно нескладными) уже существующих трудов: от К. Маркса до Кодекса строителей коммунизма, от А. Солженицына до школьных методичек. Конечно же, впечатляет кругозор автора, но разочаровывает стремление излагать банальные, всем известные истины, как нечто самородное, авторское. Взять размышления автора о дорожных проблемах: самая тёмная деревенская старуха преподнесёт ту же истину, - лучше жить с хорошими дорогами, чем с бездорожьем… Но, выводы она сделает более правдоподобные: не из-за плохих дорог обезлюдела русская деревня, как раз наоборот, дороги поддерживались, пока жили люди… И припомнит «раскулачивание» наиболее крепко стоявших на земле семей, и «продразвёрстку», оставлявшую без семян, и добровольно-принудительные колхозы, и работу «за галочку», но без выходных, и отсутствие паспортов, и налоги за каждую яблоню… А война, оставившая без мужиков-работников? Служба в Армии, после которой сельские парни уже не возвращались в колхозы, к рабскому труду. А Всесоюзные комсомольские стройки, Целина, откачавшие остатки рабочей силы из российской деревни?..
   Слишком это больная тема, а автор достаточно неглупый человек, чтобы понимать: демагогией делу не поможешь.
   Нет ничего предосудительного  в желании человека поговорить о «высоких материях», если бы не нотка нравоучения, наставления, назидания со стороны автора… Да и невозможно быть компетентным во всех отраслях: от политики до экономики сельского хозяйства, от физики до воспитательного процесса в яслях. Нравственно ли, не имея семьи, - учить культуре поведения в семье; не вырастив собственных детей, - поучать, как правильно их воспитывать; пользуясь благами города, проповедовать здоровую жизнь на сельских просторах? Подмывает спросить, а кушает ли автор сам модифицированные продукты, ратуя за «промышленное получение белка»?..
   Очень показателен такой, например, отрывок: «…Нынче мы получаем гуманитарную помощь из-за границы в виде промышленных и продовольственных товаров. Конечно, спасибо за помощь. Но лучшей и необходимой помощью сегодня, мне кажется, была бы помощь заграничных проектировщиков и строителей - дорожников. С их богатым опытом, с их культурой организации работ, технологией мы смогли бы в относительно короткие сроки сделать для расселения людей большие территории российской глубинки». Любопытно, кому адресованы подобные пожелания? Манера поучать доводит автора до смешного: спасибо, господа, за «секонд-хэнд», вы нам лучше дороги постройте…
   Риторически автор ставит грандиозные задачи. Но, осуществимы ли они, и кем, и в какие сроки?.. «…Перед фундаментальной наукой в союзе с прикладной стоят… три важнейшие задачи: 1. Транспортная. Создание нового вида транспорта, экологически чистого, быстроходного, энергетически выгодного, бесшумного, позволяющего избавиться от железнодорожного и частично от автомобильного, транспортная сеть которого легко развивалась и не требовала бы для своего развития огромного объёма земляных работ… 2. Энергетическая. Суть её не столько в получении изобилия энергии, сколько в изобретении новых, экологически чистых и безвредных источников энергии и разумном, рациональном её использовании. 3. Продовольственная. Суть данной задачи сводится к разгадке тайны фотосинтеза и на основе этого познанного природного явления – промышленное получение белка».
   Задачи – на века! Только не слышно ответных рапортов…
   Возникает тяжёлая мысль: на каком таком основании человек поставил себя ментором над всеми, радетелем за весь мир Божий?.. Другая мысль, лёгкая, навевает образ из гоголевских «Мёртвых душ»… «Маниловщина» – это же классика!..
   Как сноб снобу, посоветовала бы автору написать историю его собственной жизни, пусть под вымышленным именем, но честную, со всеми драмами и ошибками. Излейте душу, вот эта личная история будет, действительно, интересна людям и поучительна без назидания.