Ославльские прот. , 30. Большая евангелизация

Евгений Каширский
30. БОЛЬШАЯ ЕВАНГЕЛИЗАЦИЯ
В очередной раз выслушав уговоры Олега насчет увеличения численности общины, Сергей заявил:
– Что ты все меня агитируешь? Поговори с пастором. Может, он и согласится.

* * *
– В начале девяностых люди были голодны на Слово Божие, – начал вспоминать Василий Петрович, – жадно хватали Евангелия, только успевай раздавать, мы без стеснения призывали людей покаяться, принять Господа. Никто нам не мешал… а теперь не то, слушать не хотят, да и препятствий много, прямо как при советской власти.
– Может, подойти к этому вопросу по-новому? – как можно смиреннее спросил Олег. – Сначала изучить город, узнать, где собирается молодежь, вообще разные группы людей, написать несколько листовок, для каждой группы отдельно… Типа, для молодежи – один вариант, для пожилых – другой. Один напористый – «идем к нам, у нас хорошо, у нас истина»… и другой – «у нас можно поразмышлять, изучить слово Божие»… Конечно, проповедь Слова Божиего важна, но ведь людей и еще многое интересует… и мы должны ответить ожиданиям. Короче, нужен охват, чтобы привлечь как можно больше людей, так или не так?
– Но ведь тогда в общине появятся невозрожденные… – засомневался пастор.
– Потом отсортируем, – отмахнулся Олег, – главное, что увеличится численность общины. Да не волнуйтесь, всякого рода случайные люди со временем сами отвалятся… Но пусть как можно больше людей будет в орбите наших идей, взглядов … нам нечего стыдиться своих взглядов. Давайте попробуем, а?… мы с Серегой напишем несколько вариантов воззваний, я за свой счет отпечатаю. Поможешь написать? – обратился он к приятелю.
– Само собой, – неуверенно ответил Сергей.
– Оклеим этими воззваниями весь Ославль, – пообещал Олег.
–  Да, мало мы работаем на ниве Божией, мало… – вздохнул Василий Петрович, – я ведь раньше на улицах проповедовал, ездил по всей округе… а сейчас, каюсь, обленился…

Пастор, по-прежнему боявшийся гонений, которых он ожидал со дня на день, передал решение вопроса на общее собрание. Как решат, так и будет.

– Ему все равно, сколько в церкви народу, – возмущался Олег, получив уклончивый ответ пастора, – это и понятно: он от общины материально не зависит, всегда может на ремонте часов заработать. Община привыкла жизнь своим маленьким мирком.

Сергей молчал. Ему нравилось как раз то, что община маленькая, тихая, все друг друга знают… Зачем надо во что бы то ни стало увеличивать количество ее членов?

* * *
После очередного собрания община осталась выслушать предложение Олега. Он изложил свои основные тезисы:
– Разве у нас нет ничего достойного, что мы могли бы предложить обществу? У нас, протестантов, да нет идей? У нас их полно! Вот возьмите такую простую вещь: в Доме Молитвы никто не боится оставить свои сумки, вещи… никто не опасается, что украдут.
– Конечно, а как же иначе, – воскликнула Мария Кутейникова, – это же Дом Божий, если и здесь я буду думать, что украдут, так куда это годится? Нам и в голову такое не приходит.
– Вот об этом и надо говорить людям, – перехватил ее мысль Олег, – у нас островок честности и порядочности. Смотрите, по всему Ославлю сплошное воровство. Даже урны, которые мэр поставил на центральной улице, все до одной утащили. Кому они только понадобились, не пойму… А у нас не так. Народ Божий не ворует! И пусть кого-то привлечет к нам Слово Божие, а кого-то – наши добрые принципы. Я говорю, люди устали от вранья, воровства, разврата…

Макурин кивнул головой в знак согласия:
– Это правильно. Именно: надо обличать развратников. Об этом больше бы надо говорить, с каждой кровли вещать.
– Люди устали от пьянства, от погони за деньгами, – продолжал Олег, – они обязательно придут к нам. Поддержим всех, кто не согласен жить по законам этого греховного мира… А мы будем учить их, если на то пошло, Слову Божиему, но одновременно, обязательно одновременно – нашим протестантским принципам.
– Не знаю, я, может быть, ошибаюсь, не буду спорить, – но это похоже на какое-то уговаривание, – сказал Грант. – Если мы ставим цель рост общины, тогда уж лучше подарками заманивать, а еще лучше – по стакану водки всем наливать. Тогда сразу придут, очередь до озера будет. Извините, конечно…
– Ценю ваше замечание, брат, – перебил его Олег, – но неужели нам нечего сказать обществу? Это какое-то недоверие к нашим протестантским ценностям. Конечно, если мы сами из себя ничего не представляем, тогда и говорить нечего… Но я все же думаю, нам есть что сказать. И самое главное, большая община – это сила, с нами нельзя будет не считаться.
– Можно я добавлю? – Сергей поднял руку, – я тоже много думал об этом… мне кажется, будет правильным, если мы сделаем упор на крепкие семьи, любящие верные семьи. Где эти положительные примеры, как не у нас, и кто, как не мы, покажем такие примеры?
– Вот! и я об этом говорю, – поддержал его Олег, – надо конкретно подумать: что мы можем дать людям? Благовестие – это духовное, это романтика, это наша повседневная обязанность. Получилось – не получилось, другой вопрос. А привлечение людей в общину – это систематическая работа, тут надо всем подключаться… или хотя бы создать боевую группу.
– Вы предлагаете создать евангелизационную группу? – спросил Пьеро.
– Хорошее выражение. Да, именно так… и пусть ее возглавят братья, сильные в Слове, – Олег посмотрел на Пьеро, давая ему понять, кого он считает сильным в Слове, – я мог бы в ней участвовать как технический работник.

«А что? я могу…» – нахмурившись подумал Пьеро и сказал:
– Что ж, предложение Олега правильное. Не забывайте, что Христос спросит с нас, как мы выполняли Его заповедь… да я и сам давно собирался поднять этот вопрос.
– Я согласен, – привстал Макурин со своего места и оглядел собрание, – тряхнем стариной, как в старое доброе время. В самом деле, мы что-то успокоились. Никто не работает на ниве Божией. А надо проповедовать и проповедовать Глаголы вечной жизни, а там – как Господь решит.

Община проголосовала за проведение широкой евангелизации в течение месяца. Была создана группа из Пьеро, Макурина, его двух дочерей и Шишкина.

«Отлично! Все идет по плану, – радовался Олег, – да и куда они бы делись, раз для них «евангелизация» – такое святое понятие»…

* * *
«Воды Верхневолжья» неожиданно для читателей резко изменили свою позицию. Исчезла реклама сомнительных предложений. Зато из номера в номер газета стала обличать человеческие пороки. На ее страницах появились статьи о нравственности! Похоже, редактор вошел во вкус проповедничества протестантских ценностей: благочестивая семья, честная работа, мораль… Шишкин чуть было не напечатал скандальную статью о жизни областной элиты, но в последний момент ее снял, побоявшись нарваться на очередной иск. А что делать? Время-то наступило склочное, сутяжное.

В городе все были в недоумении. Что это случилось с газетой? Разъяснение дал Филимонов: Шишкин подпал под влияние протестантской секты из Ославля. Она же его и финансирует.

* * *
По просьбе Шишкина Сергей составил две листовки, обращенные к жителям Ославля. Евангелизационная группа внесла поправки, и утвержденный текст Олег распечатал в типографии количеством в 500 экземпляров. Договорились, что половину воззваний расклеят на видных местах в городе, побросают в почтовые ящики, половину раздадут при личном общении.

Итак, в один из субботних дней евангелизационная группа, снабженная листовками, приготовилась сделать вылазку в город.

– Только не ввязывайтесь в споры о вере. Говорите больше о спасении… – напутствовал их Василий Петрович, – и о любви Христовой не забывайте.

* * *
Евангелизация, вопреки сомнениям пастора и пожилых членов общины, начала давать плоды. Через пару недель в общине появилась преподаватель техникума – Маргарита Леонидовна Самоедова, весьма сдержанная и вдумчивая особа, затем пришли совсем молодые ребята – Леонид Гущин и Аркадий Щитков. Пухленький с редкой бородкой Леонид, несколько замкнутый парень, полюбил молиться и петь псалмы… Худощавого, заикающегося Аркадия интересовала протестантская теология. Оказалось, что он прочитал немало исторических книг о Реформации, пуританах, неплохо разбирался в различных исповеданиях веры… Более всего он любил обсуждать вопрос Завета с Богом.

«Интересные ребятишки, – записал Олег в своем ноутбуке, – надо с ними работать».

Присоединился к общине и Анатолий Полушкин – длиннобородый человек лет пятидесяти. Его привел Макурин, с которым они вместе работали на фабрике. Полушкин был озабочен вопросами экологии… Он все время затевал разговоры об экологической ситуации в городе… Похоже, он был против современной цивилизации… «опутали нас нефтепроводы, – говорил он, – губят нашу землю. Воды у нас много, а пьем ржавчину, пьем и помалкиваем. А начальство посмеивается. И не узнаешь ведь ничего! Рекламируют воду в бутылках, пишут: «родниковая вода»… и неизвестно, в каком подвале ее разливают». Полушкин полагал, что дело общины – вступиться за родную природу.

«Готовый протестный электорат» – сделал о нем запись Олег, решив, что вопрос экологии надо обязательно включить в программу.

Наконец, к концу евангелизационного месячника в общине появились две ученицы одиннадцатого класса – Оля и Аня. Девушки, как и Гущин, с удовольствием пели псалмы и горячо молились. Сергей не сомневался, что Господь коснулся их сердец.

На этом поток приходящих иссяк. Шесть человек. Много это или мало? Хотя община была рада и этому прибытку, но Олег надеялся на большее.

«Что бы еще такое придумать?» – думал он, ища способы увеличения численности общины.