Суровые будни ГАИ

Александр Британчук
                На посту.
                (Суровые будни ГАИ).

Пан старший прапорщик, младший сержант Динозаврюк докладывает по инстанции, что прибыл для совместного прохождения службы в составе совместного подвижного наряда ГАИ, входящей в личный состав совместной патрульно-постовой роты!
Постой, парень, ты это чего? Только из учебки, что ли? У меня и так голова заторможена, вчера с кумом … короче, один вопрос решали… Доложи еще раз, но в двух словах.
Прибыл для!
Чего для? Сейчас ты меня выведешь: как прибыл, так и убудешь!
Командир роты послал в ваш экипаж стажировку проходить.
А больше он тебя никуда послать не мог? Вольно. Можешь привести себя в порядок, перекурить и оправиться… Отставить! Ты куда пошагал?
Согласно вашему приказу - в кусты.
А палец зачем в нос засунул?
Вы же сказали привести себя в порядок.
Это значит, во-первых: закрыть рот, во-вторых: почистить сапоги, а в третьих: проверить оружие.
Сапоги у меня и так блестят как собачьи … зубы.
Разговорчики! Шагом марш в казарму получить боекомплект, включая кусок сала и цибулину, а затем в комнату быта.
Разрешите идти?
Идите, младший сержант, и не просто идите, а гордо несите свое тело согласно наставлений строевого устава. Сотрудник ГАИ должен служить образцом в ношении формы одежды, иметь интеллигентное доброжелательное выражение лица и орлиный взгляд, бдительно выявляющий даже самые мелкие нарушения!
Разрешите доложить?
Разрешаю.
Одно мелкое нарушение я уже выявил. У вас ширинка расстегнута.
Гм,.. благодарю за службу…
Вернулся? Я как раз машину заправил. Поехали. На, закури. На посту некогда будет. Так вот, служба наша и опасна и сложна. Поэтому мотай на ус…
Разрешите обратиться. У меня усов нет.
Не перебивай старшtuj по званию, должности и годам службы. Запомни: ты пришел на службу в милицию. А милиция – это школа жизни. А вот ГАИ – это лицо милиции. Усек?
Так точно! Нам на занятиях говорили. ГАИ – это лицо милиции, уголовный розыск – руки, штаб – голова, хозяйственный отдел – желудок и кишечник, а политико-воспитательный отдел…
Сам знаю – самый главный. Так вот, служебная деятельность ГАИ постоянно проистекает на глазах у граждан. С кем чаще всего приходится общаться сотруднику ГАИ?
Все зависит от месторасположения конкретного сотрудника в данный отрезок времени. Дома я чаще всего со свиньями общаюсь. А в городе – со студентками «колинарного» техникума. Ихняя общага как раз напротив нашей стоит.
Вот прислали на мою голову! Инспектор ГАИ чаще всего общается с лицами, управляющими транспортными средствами. А среди них бывают  и лица, и морды. От простых шоферюг, до самых крутых столбов общества. Про шоферюг разговор отдельный. Из всех пролетариев они народ предельно языкатый, скандальный и склонный к нарушениям, но, большей частью, и денежный. Последний «хвактор» существенно помогает сглаживанию противоречий между требованиями Правил дорожного движения и личностями, которые стремятся эти Правила не соблюсти. Ты меня понимаешь, Динозаврюк?
Так точно! Водители, которые имеют деньги, могут приобрести разъяснения к Правилам дорожного движения, чтобы знать, как нарушать, чтобы их не ловили.
Ай да умница! Далеко пойдешь.
Рад стараться, пан старший прапорщик!
Слушай дальше. Самый непредсказуемый народ – водители легковушек. Может и бизнесмен какой попасться, с которым вопросы решать легко и приятно, а может и бандит или прокурор переодетый, что в равной степени опасно для сотрудника ГАИ. Поэтому здесь нужно держать ухо востро.
Ой, что же мне делать? У меня уши закругленные!
Я имею ввиду – быть начеку! Какое главное качество сотрудника ГАИ?
Уметь много выпить!
Неверно. Хотя, это тоже не лишнее. Главное, чем должен обладать инспектор ГАИ – это самообладание. Ибо самообладание – это ключ к обладанию! Водители вечно спешат. А нам спешить некуда. Мы на посту. Если мы не успеем с документами разобраться, не беда, следующая смена продолжит. Мы  находимся при исполнении и призваны блюсти интересы кого? – Правильно. Государства. И чем водитель дольше на посту стоит, тем глубже он этой идеей проникается, и, в конце концов, сам додумается, что государство у нас большое, и интересы у него – ого-го-го! А кто выстаивает в дождь, снег и непогоду на страже  этих интересов? Вот такой маленький скромненький Динозаврюк, и его интересы  дальше бутылки водки и хрошего закусона не распространяются. Правильно? Нет, не правильно. Если бы каждый водила магарычем отделывался, то все сотрудникик ГАИ были бы алкоголиками. А этого, к счастью, не происходит. У сотрудников ГАИ есть и другие интересы. Поэтому, общаясь с клиентами нужно быть строгим, культурным и не суетиться. Водители сами дозреют, чего и сколько. Вот такое мнение, и я его разделяю.
Я тоже, пан старший прапорщик.
Так и нужно. Учись, пока я жив. Старшие плохому не научат… Подъезжаем. Отсюда и начнем бороться с правонарушениями. Видишь, на столбе знак «60». Вон тебе зажимы, прикрепи сверху «40»… Сделал? Теперь немного проедем и из этих кустов будем выявлять нарушителей. Локатором вас учили пользоваться?.. Вот и хорошо. Как только увидишь в прибор, кто едет больше 40-ка км в час, сигнализируй мне…
Пан старший прапорщик, красная «девятка» 55-ть едет!
Первый на очереди. Хорошо, чтобы первый клиент мужчиной оказался, тогда весь день везти будет… Старший прапорщик Хапченко, прошу предъявить документы… Так, Степан Иванович, права у вас в порядке, техпаспорт тоже… И  на первый взгляд вид у вас культурного человека… Где вы работаете, если не секрет?
Инженером на заводе.
Должность у вас ответственная, а скорость превышаете.
Я больше «60»-ти не ехал.
Хе-хе, а знак ограничивает до «40»-ка.
Так вчера еще «60» было!
 Вчера было «шеесят»,  сегодня – «40», а завтра, захочу – вообще  «20» повешу. Ничто не стоит на месте. Я, вон, 15 лет в прапорщиках ходил, а недавно в звании повысили. Как говорит наш замполит, все в жизни течет,.. льется…
И пьется, пан старший прапорщик!
Не встревай, Динозаврюк, иди лучше бланки протокола принеси!
И сколько штраф?
От 30 до 170 гривен, если у вас нет никаких смягчающих обстоятельств.
Понял. Вот вам справка о льготах с десятью печатями.
Уважаемый Степан Иванович, десять печатей мало. Добавьте еще с пяток и разойдемся друзьями. Вот теперь согласно закону. Езжайте. Счастья, здоровья!
Пан старший прапорщик, «МАЗ» с фурой почти «60» валит!
Молодец, Динозаврюк, службу несешь бдительно. Сейчас я этого Шумахера приструню!.. Старший прапорщик Хапченко, документы на машину, права и путевку… Так, бумаги в порядке. Пустой едешь? Динозаврюк, загляни в кузов. А чего ж так разогнался, Петро Филимонович? Глянь на прибор: 58 км в час. Знак-то, ведь, «40» стоит. Создаешь аварийно-опасную ситуацию… Протокола ты, конечно, не хочешь? И какие аргументы в свое оправдание предоставишь? Сколько? Динозаврюк, составляй протокол!
Товарищ прапорщик, ну проявите гуманизм и отзывчивость! Скостите пару аргументов, ведь семью кормить надо!
Семью, говоришь? И большая у тебя семья?
Двое детей, жена без работы, мать старушка, отец инвалид и теща диабетик.
Понимаю и сочувствую. А кто мне посочувствует? Семья у меня тоже имеется, а еще командир взвода, роты, заместитель и начальник отдела. И все они не какие-нибудь инвалиды и диабетики, а мужчины в расцвете лет. Пьют и едят за троих! Так что еще неизвестно, кому в жизни тяжелей приходится. А ты тут правила нарушаешь. Добавь десять аргументов и не нервируй меня! Так-то оно и лучше. Свободен. Счастья-здоровья!
Пан стр… пр… иномарка прет, аж прибор зашкаливает!
Успел палкой махнуть. Вот наглецы,  сейчас они у меня попляшут!..
Эй, прапор, иди сюда!
Да как вы с представителем  влас… Ой, не узнал, Геннадий Антонович, новая машина у вас, богатым будете…
Я итак не бедный, га-ага-га! А ты плохо видеть стал? Может, на пенсию пора? Я что, быстро ехал?
Нет-нет, все нормально, это вы просто медленно летели. Счастливого пути!.. Ффу-у! Вот так попал, это же зять мэра… Динозаврюк, что-то условия служебной деятельности здесь неблагоприятными стали, солнце приекает. Снимай знак, пора в тенечек перебазироваться… Здесь и расположимся. Место урожайное: движение оживленное, и кафешка рядом. Будет, где перекусить, после трудов в поте лица своего… Тормози-ка этого дальнобойщика… Старший прапорщик Хапченко, документы, пожалуйста. Откуда едем, Георгий Петрович?
Стратегический товар из Германии  везу.
 Так, таможенная декларация есть, налоговая накладная есть, товарно-транспортная есть, талон заказчика, сертификат качества, разрешение санстанции, справка из больницы, что психически здоров, и даже бумага от жены и тещи, что они тебя в рейс отпускают… Дисциплинированный водитель, все предусмотрел. Динозаврюк, пройдись вокруг машины. Проверь, или все фонари горят, тормоза. Глянь, чтобы рисунок на шинах одинаковый был, есть ли у него огнетушители, аптечка, набор презервативов, мыло и зубная паста, а также карта дорог и памятка водителю, изданная МВД… Водитель, какой вес груза?
20 тонн. Вот справка с поста, где меня взвешивали.
Верно. Давай накладные проверим. Говоришь, стратегический товар?  А что конкретно в накладных пишут? Я читать умею, не надо мне подсказывать. Так, «Вещи носильные, бывшие в употреблении» Ага, так ты секонд-«хренд» везешь! И что ж тут у тебя за дефициты?
Брюки  -                2 тонны
Кофточки   -                2 тонны
Трусы мужеские      -   5тонн
Панталоны жен.      -    5 тонн
Бюстгальтеры модельные   -2тонны
Пеньюары                3тонны
Чулки, носки и колготы    - 1 тонна
Итого                20 тонн
Сумма                45 у.е.
Пошлина  «уплочена».
Да, не получается бдительность проявить. Все у него, подлеца, есть. Динозаврюк, нашел чего?
Никак нет!
Напряги свою умственность, младший сержант! Это ж позор на все ГАИ ляжет, если он просто так от нас уедет. Глянь теперь ты документы, а транспортное средство осмотрю…
Нашел! Пан старший прапорщик, выявил факт контрабанды и фальсификации документов. Вот, смотрите: в таможенной накладной задекларировано 3 тонны пеньюаров, а в товарно-транспортной написано – «пыньюары» -зооо кг. Получается неучтенный товар.
(Водитель) Это ведь одно и то же! Так к любой запятой придраться можно.
Не горячись и слушай, что тебе старший наряда говорит: ГАИ никогда не придирается, а добивается соблюдения законов, которые, как говорит наш замполит, в обществе утверждающейся демократии, норовят нарушить все, кому не лень. Если каждый начнет в товарно-транспортных документах писать, что ему в голову взбредет, никакой демократии не напасешься! Мы для того и поставлены, чтобы выполняя служебный долг, «эхвективно» и действенно пресекать все попытки контрабанды, неуплаты налогов и коррупции. Сейчас поедем на штрафплощадку и будем считать, сколько у тебя тонн  «пыньюаров» и сколько килограмм  панталон. Что в документе записано пером, не вырубишь и топором. Но я одно средство знаю и могу тебе подсказать.
Ты и мертвого убедишь, старшой. Я ж так старался, какие только мог бумаги собрал, и снова прокол! Сколько?
Вот это по человечески! А то бумажками обложился, будто бюрократ какой, и думает, что ГАИ к нему подхода не найдет. На то и ГАИ дадено, чтобы шоферюга не дремал. Законы наши не пальцем деланные, а Кабинетом министров, да Верховной Радой утвержденные. А тут какой-то водила  стольких умных людей обвести вокруг пальца хочет!.. Вот теперь действительно у тебя с бумагами все в порядке. Счастья-здоровья!.. Чего тебе, Динозаврюк?
Пан старший прапорщик, а можно я его еще за оскорбление работников милиции оштрафую?
Он тебя оскорблял? Какими словами?
Какими словами я отсюда не слышу, но он что-то под нос себе бормочет, да нас посматривает. А кто же про ГАИ хорошее скажет?
Отставить. Пускай хоть так душу отведет. Каждому свое, а кому и чужое. Денег ему тоже жалко. Согласно приказу МВД, к гражданам нужно относиться чутко, вежливо и внимательно, и не перегибать палку.
Так бить, чтобы палка не сломалась?
Темнота, ты, темнота! Но ничего, со мной обтешешься… Останови желтый «опель»… Ваши документы, гражданин… Так-так… Нажмите на тормоза, пожалуйста. А теперь выйдите из машины. Видите, у вас задние фонари не горят.
О боже! Какой ужас!
Что с вами? Отчего вы так побледнели? Динозаврюк, принеси из нашей машины валерьянки, человеку плохо!.. Да не убивайтесь вы так, за поворотом заправка, там автосервис есть, ваши фонари в два счета починят.
При чем здесь фонари! Где же прицеп с женой и детьми!
Вот так номер! Быстро возвращайтесь и ищите, пока не угнали. Прицеп ведь денег стоит… Да, Динозаврюк, каких только чудес на дороге не на смотришься… А ну-ка останови эту синюю «БМВешку», как-то она слишком игриво задними габаритами по дороге виляет… Так и есть, женщина за рулем. Учись, молодежь, как с женским полом обходиться надо… Мадам, мое почтение. Покорнейше прошу… Нет-нет, что вы, не руки и сердца, а ваши документы… Вижу права недавно получили, Альбина Мефодиевна. Значит, правила должны еще помнить, а вот ремнями безопасности не пристегнуты. Я понимаю, что не хотите кофточку мять. И кофточка у вас симпатичная, а про остальное я сказать боюсь, хи-хи-хи! Что я имею в виду? Глаза у вас голубые, вот это и есть остальное. Наверное, машину  под цвет глаз подбирали? Чувствуется, что женщина вкус имеет. А вот Правила  нарушать нельзя. Ох, уважаемая Альбина Мефодиевна, не дай бог, что случится, от этих ремней может ваша жизнь зависеть будет, а вы говорите мелочи. Я по уставу на всякие мелочи внимание обращать должен. Вот на вашу красоту я внимание обратил не по уставу, а бдить на дорогах моя первейшая обязанность… Машина на мужа записана? Хороший человек ваш муж, о жене заботится, чтобы она пешком не ходила. Подарок на свадьбу? Поздравляю! И как вы с ним познакомились?  Говорите очень романтическая история: наехал машиной на вашего предыдущего мужа. Действительно, очень романтично. Что ж, не буду омрачать праздник вашей жизни и протокол ликвидирую… Да вы меня правильно поняли, ради ваших голубых глаз и еще кое-чего… Ах, Альбина Мефодиевна, вы меня вгоняете в краску! Предпочтительней деньгами. Лучше краска на лице, чем пятно на сердце. Будете  вечером назад ехать? Непременно, я  как раз с наряда сменюсь. Счастливого вам пути, несравненная Альбина Мефодиевна. А ремнями все-таки пристегнитесь.  Не предоставляйте вашему мужу шанса так быстро обрести свободу… Ох, и дамочка! Глаза, что два пистолета, так и стреляет! Ладно, не будем отвлекаться, маши, Динозаврюк!.. Старший прапорщик Хапченко, права, техпаспорт. Откройте капот, теперь багажник. Оружие, наркотики, другие запрещенные к перевозке предметы имеете? Любовница? А вы шутник, я погляжу. Можете ли вы ехать? Конечно. Только сначала я права заберу… А потому что у вас налог с владельцев автотранспортных средств не «уплочен»… Нет, этот налог мне в карман не идет, передо мной люди посолиднее сидят. Налог идет на ремонт дорог. Согласен, что дороги в плохом состоянии, так ведь и машин сколько! А как по мне, так лучше самому рулить по грязи и ямам, чем вас будут с почетом везти по дроге, усыпанной цветами… С умным человеком и общий язык найти легко. Да, хватит и столько. Приятного вам времяпровождения. Езжайте, пока зеленый горит. Что же вы ждете, зеленей уже не будет! Не заводится? Сейчас поможем. Динозаврюк, тормозни-ка пару машин, пускай водители коллегу подтолкнут, а то у него аккумулятор не крутит… Уехал? Умаялся я что-то. Давай-ка перекурим и баланс подобьем… О, не зря стояли. С опережением графика идем. Смотри-смотри, как едет. Останови этот зеленый «Жигуль»!
Лучше что-нибудь попрестижней, вон за «Жигулями» «Мерс» идет.
Из «Мерседеса» в тебя пальнуть или послать могут. А в этих «Жигулях»  нюхом чую: наш клиент приближается… Старший прапорщик Хапченко. Прошу взять документы и выйти из машины… Так-так, Василь Васильевич, туда едете, что везете?
Жену дочку и тещу. По тестю 40 дней было.
Печальный случай. А что это за синяки и ссадины у вас на лице? Случаем, не в дорожно-транспортное происшествие попали?
В происшествие попал, но не на дороге, а во дворе. С деверем наследство делили, вот я  и получил свою долю и тещу в придачу
Извините, Василь Васильевич, но мне кажется, что вы на ногах нетвердо держитесь.
После всех этих дел головокружительные мысли в голову приходят, вот оно и шатает.
Товарищ милиционер, я ему тоже говорила, чтобы мне руль дал, так ведь уперся рогом!
Женщина, не вмешивайтесь, я с водителем разбираюсь. А вы, Василь Васильевич, пройдитесь, пожалуйста вот по этой линни.
Я извиняюсь, пан начальник, по левой или по правой?
Папку, не прогибайся перед ментом. Сохраняй чувство собственного достоинства!
Говорила я тебе, Вася, чтобы ты Марусю слушал, а ты все по-своему!
Минуточку, старший прапорщик. Доченька, возьми у мамы десять гривен и купи в киоске на всех, включая милиционеров, самое вкусное мороженое.  Вы, мамо, сядьте в машину, а то солнце у вас давление снова подскочит. А ты, Маруся, купи в кафе воды из холодильника и приложи себе на голову, а то что-то ты слишком разгорячилась. Дома мы еще поговорим! Я могу ехать?
Да … Пожалуй можешь, только аккуратно.
Пан старший прапорщик, разрешите обратиться!
Валяй, Динозаврюк.
А что вы его просто так отпустили, он же вроде бы пьяный был?
Запомни, Динозаврюк, если мужчина еще в состоянии управлять женщинами, то автомобилем и подавно. Нужно к людям относиться по-человечески. Всех не оштрафуешь, хотя, конечно, стремиться к этому надо. Теперь понял, что главное в работе инспектора ГАИ?
Так точно, идти навстречу гражданам!
Верно. Только нужно внимательно следить, чтобы граждане при этом не зашли к тебе с тылу. Все, закругляемся. Пошли в кафе перекусим и поедем смену сдавать.