Воспоминания о ветре

Людмила Курышева
ВОСПОМИНАНИЯ  О ВЕТРЕ.

      Как только наступает поздняя осень с её ранними вечерами и холодным ветром, душу беспокоит одно и то же ностальгическое чувство, сопряженное с горечью необратимости и безвозвратности.
      Детство и юность  у меня  прошли в прекраснейшем городе Баку, городе ветров. Так и есть…Баку – город  ветров. Как только начинается ветер – терпи:  будет дуть трое суток, а то и пять-семь дней. Так и остались  навсегда в моей душе воспоминания  о ветре.
     Мы с отцом вдвоём любили гулять по вечерним улицам любимого города. Я важно шла с ним под  ручку. Надо сказать, что отца любила безумно, а сейчас мне только бесконечно больно оттого, что его нет на этом свете…
     Улицы были пустынны, а мы бродили по ним и тихо беседовали. Сколько он знал! Любознательный и вдумчивый был человек. Отец  мой рано  остался сиротой, вырос в деревне. Что бы сейчас ни говорили о нашей  прежней стране, скольких таких вот мальчишек  и девчонок вывела она в люди! Отец окончил военное училище и был направлен на Кавказ. Направлен был в Северо-Кавказский  военный округ, но кто-то по ошибке написал в направлении :  Краснознамённый Закавказский военный округ, КЗакВО. Это сейчас, читая мою трудовую книжку, мне холодно сказали, что не знают никакого КЗакВО, а в своё время эта чья-то описка стала судьбой, в том числе и моей. Тридцать лет отец верой и правдой прослужил  в Закавказье.
     Так я и появилась на свет на границе Азербайджана и Грузии, хотя…тогда и границы-то были условными.
     Помню азербайджанские деревни, куда мы с отцом ездили на мотоцикле с коляской. По нынешнему определению, это было круто: новый мотоцикл с коляской! Я сидела в люльке и, раскрыв рот, изучала всё вокруг. Носились мы по сопкам , покупали в деревнях овечью шерсть, из которой потом стегали  одеяла и матрацы. Запомнились приветливые  лица стариков и бегущая крикливая детвора. Хороший, добрый народ. Он был и моим народом, потому как с детства другого не знала.  Помню военные учения. По склонам сопок двигались танки, украшенные охапками маков…и улыбающиеся лица солдат.
     Потом мы переехали в Баку. Мне было 4 года. Отец стал преподавателем военной кафедры института нефти и химии. Что мне особо запомнилось – отец  относился и к солдатам в военном городке, и к студентам как к своим детям. Невероятной доброты был человек, ни грамма надменности и превосходства. Спустя тридцать лет на бакинском сайте вспоминали моего отца. Бывшие студенты живут в разных странах мира, среди них есть известные ныне люди. И знаете, что помнят бывшие студенты? Его улыбку! И то, что он не способен был на подлость…  Ну,  это я отвлеклась.
     Во время наших с отцом прогулок мы приходили в нагорный парк ( тогда имени Кирова), подолгу стояли на смотровой площадке. Город был как на ладони, в море отражались многочисленные огни ночного Баку.  А отец всё рассказывал: почему одни огни неподвижны, а другие мигают (оказывается, те, что мигают, находятся дальше шести километров). Рассказывал о мигающих звёздах и неподвижных планетах на черном небе, о добрых и недобрых людях. Сколько же он знал, этот простой парнишка из российской деревни, которого не ожесточило трудное полуголодное детство, который привык рассчитывать только на себя!  Он очень  мечтал иметь еще и сына…
     Но сына иметь не довелось, счастье в семейной жизни не сложилось. Так и держались мы друг за дружку – отец и очень  похожая на него дочь. И гуляли, и говорили о многом. А бакинский ветер  завывал нам в унисон. Шелестели оставшиеся на деревьях листья, а под ногами шуршали листья опавшие. Я смотрела на окна, за которыми тихо текла жизнь под тусклым светом ламп. А еще запомнились уличные фонари. От ветра их раскачивало в стороны, поэтому свет от фонарей метался по улице, деревьям, домам, тротуарам. Конечно, картина была грустной, неуютной, но мы с отцом этого не замечали, ходили под ручку и говорили, говорили…

     Сейчас ноябрь, последний месяц осени. Рано темнеет, деревья теряют листву, идет промозглый, холодный дождь. Часто дует ветер. Ветер…Как только он поднимается, у меня щемит сердце оттого, что  не вернуть ушедшего в мир иной любимого отца, не вернуть любимый город детства  - я так и не смогла его заменить в душе никаким другим городом -, не вернуть свое детство и нежную юность. Остался только ветер, шум опадающей листвы и ранние темные вечера…
               
                04.11.2009 г.