Васильковое

Александра Давыденко
Лизаветка?..

Я вот чего, цветочков тебе принес. Помнишь же, не раз ворчала: "Краса-краса, только хлеб наш портит..."
А я все равно приволок. Да ты не сердись. Вон какие они - лазоревые да славные, знай цветут себе средь золота. Тезки мои, Васильки.
Поживаешь-то как сама? Чай не видал тебя давно, соскучился.

Помнишь, раньше как? Ну, с кумом Николашкой? Тогда был он еще мне не кумом, так, дружком. Знали вместе и поле пахать, и выпить порою. И за тобою, Лизок, побегать - тоже за компанию вроде как. Не знал же я, что он к подружке твоей лыжи навострил, вот и сердит был на бедолагу.

А побегать-то было за чем. Хехе, помнишь, как я тебя на Крещенье у проруби подстерег да тихонько руки распустил, чтоб они отсохли, треклятые? Долго я, прости господи меня грешного, задницу чухал, когда ведром тетка Пелагея твоя огрела. Сраму на всю деревню было! Эх, молодо-зелено...

Знай, бывало, расплетешь свою косу золотую зимним вечером, платком завяжешь, дочку и сынишек-непосед уложишь на печи теплой спать. И сама сядешь на скамейку и все прядешь, прядешь... А подступиться к тебе стыдно за работою. Вот хочу приобнять за плечи - и осекаюсь. Чего тревожить-то попусту.

Конечно, и не все сладко было. Как ты за нами с Николашей с вилами приходила в кабак, когда у Мойши патлатого засиживались? Куда там солдатам с такой силою-то ратной, щенята слепые, да и только! А мы знай себе удираем, два здоровых мужика от одной бабы. Одной, да единственной такой. Все забывал, как только скажешь тихо: "Васька... Василек мой бестолковый".

И тяжкие годы случались. И голодные, и холодные, когда только лыко с лебедою на щи драть и оставалось. И грозные, когда саранчою шел враг по полям нашим. Да только перебивались как-то, находили лазеечку мелкую. Правда, припорошило потихоньку твои косы тогда снегом. Да не беда, в серебре они еще краше золота засияли. Вот тебе крест, Лизавета, краше!

...А деревня-то совсем не изменилась. Только деревья выше, избы поновее да детишки выросли, своих уже няньчат. Сказали: "Добро, дед, что мать идешь проведать". Тоже соскучились, да не понимают еще толком. Ничего. Жизнь, Лизка, она как взгляд в окошко: раз - ан и нету уж.

Сам-то я, видишь, не очень. То спину скрутит на дурную погоду, то ноги ломит али в сердце кольнет. Только и того, что глаз до сих пор вострый да пальцы послушные. На гуслях бренчу вот, слова вместе складываю. Народ знай себе радуется. Хорошо...

Вот, и тебе сейчас чего спою нового. Уж постараюсь складно. Скоро с тобою-то увижусь.

Чай, недолго осталось.