Чрез ужас войн - огонь воспоминаний!

Владимир Блеклов
                Тамбовское летное…
                (первый отрывок из повести)
              Как вы знаете из СМИ, существует “Холодная война”. Она, кстати, не исчезла с развалом Советского Союза. Просто её несколько отодвинули - в тень. Может быть, даже, на вполне определенное время. Отдельные ученые, научные лаборатории и институты, университеты – по-прежнему работают, большей своей частью, на войну. Уже нельзя отрицать и богатых людей, которые тоже могут работать – именно в направлении войн.  И так далее.
              Другими словами, в прошлом, когда-то, фантастика, уже превратилась, в наши дни, в ужасную реальность – для всего человечества. Пример, тому, хотя бы Бен-Ладен, которого вот уже несколько десятилетий никак не поймают: ни США, ни Западная Европа. Он у них, видимо, в качестве громоотвода и отвлечения, народов, от их, с  каждым годом всё увеличивающихся, проблем.
              А есть и “Горячая война”. О ней, современные СМИ, как-то умудряются - не говорить. А это:  и только что перечисленное, вам, выше; и сама подготовка, - каждой страны Мира! -  к войне. Ибо из-за хищного капитализма, порожденного всегда, во все времена, хищными европейцами, угроза войны -  просто-таки доминирует в нашем человеческом сообществе.
              Кто думал, к примеру, что США, -  и Евросоюз! - нападет – на Ирак. Или подло, - в самом прямом смысле по-фашистски! – раздерёт, с огромными жертвами, Югославию. Если же перейти, наконец, к огромным армиям, в каждой стране Мира, то это – боевая подготовка армий всех стран Мира, в которой задействованы – миллионы людей! И боевая подготовка, в которой армии США, НАТО, Японии – по-прежнему лидируют. Однако начнем свою повесть, о “Горячей войне”, по порядку. Другими словами, начнем, её, лично с меня как военного человека. Так будет, наверное, более наглядно. Да и – убедительнее.
              Как была наивна молодежь моего поколения. Поколения, уже воспитанного на основах марксизма-ленинизма. И, разумеется, на основе советского патриотизма. Мы – совершенно не знали жизнь. И, как молодежь, были, разумеется, романтиками. И – “чушь прекрасную несли”! Но эта, всё же, была и лучшая страница жизни моего поколения. Ибо мы были – молодыми!
              В общем, в 1963 году я окончил – одиннадцатилетнюю среднюю школу. И, передо мной, встал, во весь свой рост, гамлетовский вопрос “Быть или не быть”. Я решил, что “быть”! В высшее Бауманское училище, конечно, не решился, И, потому, подал документы - в Тамбовское летное училище. Учителя средней школы да и отец, окончивший пединститут, не советовали. Но отцу я сказал, что если не поступлю в лётное, то пединститут, от меня, не уйдет. И стал ждать вызова.
              Он пришел - очень поздно. Да, ещё, и - в день моего рождения, 22-го июля. В этот же день я уехал - из дома. Уехал, как оказалось, навсегда. Конечно, я всегда приезжал, в отпуска, только домой. Но сам дом был, уже, покинут мною. Другими словами, птенец – встал на крыло и стал жить - своею жизнью.
              В Тамбов мы поехали, по предписанию военкомата, вшестером. А там – уже пятнадцать человек на одно место. В день отправляют, - не сдавших экзамены или не прошедших врачебно-летную комиссию (ВЛК)! – от сорока до шестидесяти человек. Мы, разумеется, весьма приуныли. Особенно - в первые дни. Да и в войсковом приемнике, куда мы попали, обстановка была - весьма неприглядной: воровство, пьянки и драки, после отбоя, и прочее.
              Но, попав в шестой поток абитуриентов, лично для меня уже всё – как-то вполне определилось. Добросовестно готовился - к каждому экзамену. Сравнительно хладнокровно - сдавал экзамен за экзаменом. Больше всего боялся, разумеется, ВЛК. О которой ходили – самые невероятные и к тому же, как оказалось потом, весьма нелепые слухи. Комиссия была - действительно строгой. Абитуриенты отбирались по первой медицинской группе. Группе, по которой, уже опытные летчики, отбирались - в отряд космонавтов. Но я как-то прошел  - и ВЛК. Просто, видимо, повезло. Так я оказался, уже, на пороге училища. Сам ещё не веря -  в свою удачу.
              Но поступить, в летное училище, ещё вовсе не значит, что ты – закончишь его. Нас было набрано - около двухсот человек, а выпущено – 103 летчика. Кого списали – по дисциплине, кого – по профнепригодности (По распределению внимания, по так называемой “нелётной”, когда человек, находящийся в кабине самолета, не видит приближение земли), кого – по учебе (А  это - учебная программа технического ВУЗа), а кто и - сам ушел. Вот ещё одна реалия первой страницы моей самостоятельной жизни, которую я тоже - как-то преодолел.
              “Тоже как-то” потому, что когда начался “курс молодого бойца”, - в котором нас уже предварительно готовили ко “всем тяготам и лишениям военной службы”! – то мне показалось, что меня - посадили в клетку! Хорошо, что курс “молодого бойца” был – небольшим. Иначе я, наверное, не выдержал, бы, всех его “прелестей”. Потом было принятие военной присяги на верность Родине. В результате я прослужил, в армии, двадцать восемь лет. А Родина, в конечном итоге, бросила меня. Да и многих других, оказавшихся, по своей военной службе, в союзных республиках: Украина, Белоруссия, Прибалтика, Казахстан, и т.д. Но это, всё, было – потом.
              А после присяги нас так крепко усадили за учебу, что просто - не продохнуть. Все – ново для тебя. Плюс, к тому, многочисленный дисциплины технического ВУЗа. И – строгий казарменный распорядок: в шесть часов просыпаемся; интенсивная физзарядка на свежем воздухе с голым торсом (почти в любую погоду); завтрак; до обеда – лекции; после обеда – самоподготовка; потом – ужин; отбой – в десять часов вечера. И так – в течение четырех лет. В общем, все “прелести” закрытого военного учебного заведения, в котором обучалось, - и воспитывалось! - будущее офицерство Советского Союза, здесь были – налицо.
              Жил, наш курс, довольно-таки дружно. Дедовщины, разумеется, не было. Курсы соприкасались, между собой, только в осенне-зимний период. Со второй декады мая, всё лето, плюс небольшую часть осени, мы находились - в летних лагерях. Расположенных - вблизи аэродромов Тамбовского летного училища.
              Так на первом курсе я начал летать, в Кирсанове, на самолете ЯК-18А. Ещё, так сказать, на винтовой авиации. На втором курсе мы, первые из училища, стали летать на реактивном самолете L-29, чехословацкого производства. На третьем курсе, в Мичуринске, я летал на реактивном фронтовом бомбардировщике Ил-28. На четвертом курсе, в Тамбове, тоже на Ил-28.
              В общем, только в училище нами было освоено - три типа самолетов. Да плюс была основательно дана, нам, материальная часть реактивного самолета Ту-16. Основного, тогда, бомбардировщика и ракетоносца Дальней Авиации. Что было неплохим показателем – даже для летчиков-испытателей.
              Судьбы, каждого из нас, сложились, разумеется, по-разному. От генералов, полковников, командующих дивизиями и летными полками, до рядовых летчиков, управляющих огромными летательными аппаратами в Стратегической и в Дальней авиациях.
              И летная подготовка, в Тамбовском училище, оказала, нам, огромную поддержку во всей нашей дальнейшей летной практики. Лично я считаю, что именно первоначальная подготовка, в летном училище, спасла мне жизнь в очень сложной боевой подготовке в лётных строевых полках.
              Но не об этом мой главный рассказ о своей летной и военной службе. После него мы вернемся, наверное, и к училищу, и к некоторым летным явлениям и эпизодам из моей летной практики. 
              Главным же является то, что ровно половина нашего курса была направлена, при выпуске, нас, из училища, именно в Дальнюю и, потом, в Стратегическую авиацию. Прямо входящих, в то время, в Ядерный щит Советского Союза. Так моя судьба, - и сама лётная практика и воинская служба! – оказались намертво связаны - именно с названным, выше, Ядерным щитом.

                На гране третьей термоядерной…
                (второй отрывок из повести)
                1.
              СМИ, особенно современные, крайне лживы. Говорят, всего лишь, о двух-трех ядерных кризисах, происшедших между США и Советским Союзом. Например, о первом, называемом, в СМИ, корейским. Тогда США, чтобы удержать в своей власти хотя бы Южную Корею, в открытую заявили, что могут повторно применить – атомное оружие. А у США было, в то время, около пятидесяти атомных бомб.
              В результате этого заявления пять миллионов корейцев – в панике бежали из своей страны. Или, тоже, к примеру, о кубинском ядерном кризисе, когда Советский Союз в ответ на окружение, его, американскими военными базами, предпринял справедливую попытку разместить, свои ракеты, на Кубе.
              На самом же деле Мир начал балансировать, с конца второй Мировой войны, именно на грани третьей Мировой. Войны, к которой были подключены, потом, и термоядерное оружие и многие другие средства массового поражения. Вот главная особенность той, да и современной, эпохи.
              Сейчас, когда СМИ начали публиковать все тайны первой и второй Мировых войн, названное, выше, балансирование представляется, мне, ещё более безумным, И, разумеется, ещё более страшным, чем тогда, когда я сам был - прямым участником Ядерного щита Советского Союза.
              В общем, никакой “Холодной войны”, ещё раз выделим, никогда и не было! Она, “Холодная война”, была под таким огромным напряжением, что была раскалена не до красна, и, наверное, до белого каления. В общем, это была – именно “Горячая война”. Война, готовая вот-вот превратить, всю нашу маленькую Землю, в огромный пылающий шар или факел. Да, в страшную эпоху мы жили. Да живем -  и в наши дни.
              А весь этот пока, то есть в самом его худшем варианте, потенциальный, а порой, - как вы увидите, наверное, уже в следующем нашем рассказе! - и реальный  сценарий, по уничтожению людей и Земли, начался ещё с открытия хищными европейцами, в 1492-95 годах, Америки. Сценарий, приведший, в конечном своем итоге, к страшно кровавой борьбе, сильных европейских государств, за гегемонию, или власть, над Европой. Ибо только власть над Европой и, следовательно, над Миром в целом, и давала, сильным европейским хищникам, многочисленные и огромные, к тому же колонии.

                2.
              Я, как прямой участник только что выделенного, выше, процесса, на склоне своих лет даже не поленился и выделил основные этапы развития этого крайне опасного, для всего человечества, “сценария”. Поэтому поступим так. Попытаемся изложить, в этом рассказе, его современную фазу. А потом, то есть уже в следующих наших рассказах, попытаемся дать вам, хотя бы коротко, его основные исторические этапы. А главная суть жуткой, для нас, современности, сводиться примерно к следующему.
              Я вошел в Ядерный щит СССР, в 1968 году, в качестве правого летчика ракетоносца Ту-16 Дальней авиации. Практически - после очередного кризиса: победоносной войны, Израиля, на Ближнем Востоке. А в названном году лётные полки и дивизии Дальней Авиации, расположенные в Западной части Советского Союза, предварительно рассредоточившись, готовились к бомбовому и ракетному удару по газовым и нефтеносным районам Ближнего Востока.
              Вот так я познакомился - с главной реалией нашего Мира, тех лет: с противостоянием двух Мировых систем. С противостоянием, в котором были задействованы, и с той и с другой стороны, огромные, - по мощности, военно-технические средства! - и - миллионы людей, управляющие этими средствами.
              А противостояние было – действительно жутким. И - страшным. Ракетный войска стратегического назначения, всегда имеющие свои цели (А это не только военные объекты, но и - крупнейшие города Мира), были приведены, и с той и с другой стороны, в повышенную степень готовности. Собственно ждали, если выражаться военным языком, именно команды на начало войны.
              Подводные лодки, тоже с ядерным оружием, дежурили, и с той и с другой стороны, в зонах боевого пуска. 
              Стратегическая и Дальняя авиации, с той и с другой стороны, тоже всегда имеющие свои цели, “пасла” не только Ближний Восток, но и - всю Западную Европу. Причем положение усугублялось и тем, что каждая сторона стремилась, при этом, нанести упреждающий удар по своему противнику.
              И это противостояние длилось - практически на протяжении всей моей воинской службы. Так я, неся уже службу и в других летных полках на разных лётных должностях, постоянно имел цели – в ФРГ. Две ракеты, с ядерными боеголовками, пускал, к примеру, по крупным гидростанциям или, к примеру, по атомной электростанции, а атомную бомбу – на крупный военный завод.
              Причем, если в начале моей службы атомная бомба едва вмещалась в бомболюк, то к концу этой службы она занимала всего одну треть бомболюка. А была – в сотню раз мощнее своей предшественницы.
              И тренировался, для своего единственного полета, в течение всей своей летной службы. Начиная, как оказалось, с самого летного училища, давшего именно первооснову будущему защитнику своего Отечества. Израсходовав, при этом, несколько десятков эшелонов высококачественного авиационного керосина и тоже несколько эшелонов авиационных бомб. И тренировался не только на территории Советского Союза. Чтобы приблизить единственный свой полет к максимально возможной реальности, полки Дальней Авиации были “нападающей стороной” - для ПВО стран Варшавского договора.
              Чаще маршруты были с выходом на Финский залив. С него полк поворачивал на юг, идя между Клайпедой и островом Готланд. После прохода Готланда, полк входил в Северное (или в Немецкое) море. Шел по нему и, снова повернув на юг, проходил, территорию ГДР, между Берлином и западной границей, ГДР, с ФРГ. В это время на нас и тренировалось - ПВО ГДР. Потом полк входил в Польшу, где уже тренировалось - польское ПВО. Потом – в Венгрию, дав потренироваться, в отражении атаки “противника”, и венгерским ПВО. И только после Венгрии полк возвращался в Советский Союз.
              Был, правда, и маршрут - “наоборот”. Другими словами, начинался, он, с Венгрии, а кончался ГДР, Северным морем и Финским заливом. Но применялся он, почему-то, реже, чем первый.
              Кстати, для одного единственного полета, о котором мы, здесь, рассказываем, ракетоносец красился, снизу, специальной белой краской (чтобы он не обгорел при ядерных взрывах!). А сам экипаж зашторивался (чтобы не погибнуть при световом облучении от ядерного взрыва) – металлическими шторками.
              В общем, и в этом отношении картина была – весьма и весьма мрачной. А сам ракетоносец походил, из-за металлических шторок, на - средневекового рыцаря.
              Вот таковы мои главные впечатления о выделенном, выше, жестком и, в общем-то, кровавом противостоянии двух мировых систем. Взятые, мною, прямо изнутри этого противостояния.
              В следующих рассказах мы попытаемся рассказать, вам, как это опасное, для всего Мира, противостояние зарождалось и как, оно, развивалось в человеческом сообществе.
                (Продолжение следует)

                Эпилог
                (третий отрывок из повести)
                1.
              Заключение нашей повести тоже не особо радужное. В связи с появлением атомного и термоядерного оружия (и уже обычного оружия, тоже не уступающего, по силе своего разрушения, атомному), - при применении, которого, сразу же гибнут миллионы людей! – с быстродействием самих армий противоборствующих сторон, - с очень быстрым изменением обстановки, и прочее! - и сами люди, в этих армиях, начинают работать - на гране человеческих возможностей.
              Вот в это безумие, - иначе, его, и не назовёшь! -  я и был втянут, когда стал прямым участником Ядерного щита Советского Союза. И, при участии в нем, лично убедился, что США, ЕС и Япония, - задавшие бешеный темп гонки вооружений! - вовсе не являются святыми, а являются, в этой безумной гонки, до зубов вооруженными бандитами. Ибо именно они и повели, послевоенный Мир, в только что выделенное, выше, безумие. Заставив балансировать, Мир, именно на грани возникновения третьей термоядерной войны.
              А подготовка всех видов и родов войск – действительно в корне изменилась. Приведу, вам, хотя бы несколько примеров из моей летной практики. Стали обычными для авиации, к примеру, полеты на малых и предельно малых высотах. Вовсе не гарантирующих жизнь, экипажу: при разного рода отказах техники; при столкновении со стаей птиц; и прочее. Причем полеты, происходящие как над обычной местностью, так и над морями и в районах крайнего Севера.
              Мне не нравились, как летчику, ни первые, ни вторые, ни третьи полеты. Но особенно не нравились, мне, полеты на малых и предельно малых высотах ночью. Земля – близко, пилотируешь по приборам, с визуальным контролем «земли» через короткие взгляды, на неё, И получается пилотирование, как - «глядя, негру, в задницу»! Есть, у летчиков, и такой «термин»!  Ибо чем темнее ночь, тем меньше ты даёшь мощности лампам УФО (ультра-феолетового облучения), которые и заставляют светиться все приборы на огромной приборной доске самолета.
              А взгляд на землю и даёт - только что указанный эффект, ибо, часто, и земли не видно! Если же чуть увеличишь мощность лам УФО, то на «фонаре» создается мощный экран от свечения приборов в кабине. И летчик, тогда, вообще не видит «землю».  Ну да ладно, бог с ними, с этими полетами. Ибо  мы были, всё-таки, «ночными птицами». Другими словами, больше летали ночью, чем днем.
              Хотя я, - и многие другие летчики! - отчетливо представляли себе, - ещё раз выделю! - их основное предназначение. Как четко представляли, кстати, и другие тактические приемы, применяемые командованием именно для авиации. Так, например, при полете над морем, на малых высотах, можно легко потерять – само положение в пространстве.
              Другими словами, из-за голубой воды и голубого неба, - но при отсутствующим, как правило, горизонта! – у пилота может исчезнуть чувство, где есть – верх (небо то есть), а где – низ (то есть “земля”). Поэтому управление самолетом тоже идет, большей частью, по приборам с контролем, летчиком, морской глади, и прочее.
              Не нравились мне, к примеру, и так называемые “выходы авиации из-под удара”. При которых авиация, уходя за очень короткий промежуток времени, - со стационарных аэродромов! - садилась, потом, на специально подготовленные грунтовые аэродромы. При взлете с которых, с полным полетным весом самолета, экипаж потом выходит, - в течение получаса, наверное! - из стрессового состояния. Потому что сам взлет реактивных самолетов, с грунтовых полос, очень неприятен: как по многим особенностям управления самолетом на взлете, так и по самим ощущениям пилота при взлете с грунтовой полосы.
                2.
              Но особенно мне не понравился Север и, соответственно, взлёты и посадки с заснеженных аэродромов. Хотя и к Северу мы относились – очень сёрьезно и - с пониманием. Их ввели, для нас, во время известных событий, связанных с островом Даманский, на реке Амур. Вот с небольшого рассказа, об этих полетах, я и попытаюсь закончить, собственно, свою весьма мрачную повесть о «горячей войне».
              Первый раз я попал на заснеженный аэродром, - а это, всего лишь, специально укатанный, большими катками, снег на грунтовой полосе! – где-то под Воркутой. С помощью таких катков уплотняется, к примеру, асфальт на шоссейной дороге. Там меня и обучали, как пилота, взлету и, особенно, посадки на заснеженный аэродром. Посадки потому, что приближение к земле, самолета, определяется лётчиком, из-за белого снега, не особенно четко и - отчетливо.
              Так вот, обучившись летать и с заснеженных аэродромов, мы стали регулярно летать и в районах Крайнего Севера. К примеру, взлетаешь где-то в Белоруссии или в Украине, а садишься – на заснеженный аэродром под Воркутой. Там происходит быстрая подготовка к следующему полёту. Взлетаешь, с полным полетным весом самолета, и садишься, к примеру, в Тикси. А, после взлета с Тикси, уходишь, через сопки, на Магадан. И, пролетев над ним, уходишь, уже, на аэродромы Дальнего Востока.
              Полеты тоже психологически очень неприятны, потому что летаешь над бескрайними просторами крайне сурового Севера.
              Да к тому, что современный Китай стал явно обходить, в Африке, к примеру, даже США. США, к тому же завязших, в настоящее время, как в Афганистане, в Пакистане, так и в Ираке. И США, не имеющих дружбы, - из-за грабежа американскими компаниями и корпорациями всего Ближнего и Среднего Востока! – со всем исламским Миром. Особенно они “недружелюбны”, в настоящее время, к Ирану. Как, впрочем, и Иран не пылает, любовью, к США.
              А Китай, которому тоже очень нужны, сейчас, как нефть, газ и другие ископаемые, в настоящее время развивает, - в отличие от многовекового грабежа США, ЕС и Японии, Африки, Азии, Австралии, Индонезии и т.д.! – именно страны, с которыми контактирует. Именно развивает, а не грабит, как США, ЕС и Япония! И, потому, легко обходит этих вечных хищников. Но он же расширил, в настоящее время, даже и промышленный шпионаж! Тоже «охотится» - на ученых. И так далее.
              Куда же, сейчас, идёт сам Китай? Вот в чём вопрос! А мне ещё мама высказала, в детстве, следующую древнюю русскую притчу: “Как подымится Китай, сохи, в борозду, кидай!”. Он, на Даманском острове, только “шевельнулся”. А советское руководство, уже тогда, в пот пробило!
              На этом мы и закончим весьма мрачный исторический очерк  о “Горячей войне".
                Конец.