Ославльские прот. , 29. Наставления о. Валерия

Евгений Каширский
29. НАСТАВЛЕНИЯ ОТЦА ВАЛЕРИЯ
Как и следовало ожидать, Галина Даниловна не приняла всерьез заявление Марины о том, что та разделяет взгляды своего жениха. «Бывшего жениха», поскольку всем было ясно, что ни о какой свадьбе речи быть не может.

– Я вот что тебе скажу, моя дорогая, – сказала Галина Даниловна, видя, что дочь застыла в напряжении, – прежде всего успокойся и выслушай меня внимательно, – если бы мне было все равно, если бы я тебя не любила, я бы не стала так реагировать, не стала бы бороться за тебя. Но я не хочу, чтобы ты связала свою жизнь с этим сектантом. Между прочим, еще неизвестно, что на уме у этого Сережи… может, он к фабрике твоего отца подбирается? ты – лишь предлог. Ему надо войти в наш дом, а там – оглянуться не успеешь, как он начнет хозяйничать, свои планы проворачивать. Что, не думала об этом? У него, скорее всего, такое задание от секты: через тебя получить доступ к фабрике. Не будь наивной, ты ему не нужна. Вот вспомни, пожалуйста, как ты с ним познакомилась?
– Я уже говорила: он увидел меня в книжном магазине…
– Ну конечно, увидел! Случайно шел и увидел.
– Что «конечно»? Сергей зашел в «Глобус» из профессионального интереса…
– Никто не знает, какой у него интерес на самом деле. А если он за тобой следил?
– Мама! Сергей – владелец книжного магазина, забыла? Поэтому и зашел в «Глобус» сравнить, оценить… чего тут необычного?
– Это он так сказал. На самом деле все очень похоже на хорошо продуманную легенду. Еще неизвестно, есть ли у него магазин? Может, и нет ничего.
– Но это же легко проверить, есть ли у него магазин или нет? Хочешь, я съезжу и посмотрю.
– Легко проверить! – передразнила Галина Даниловна, – глупышка! там у них все схвачено.
– Мама, это просто смешно. Давай не будем об этом… – Марина встала, показывая, что более не намерена продолжать разговор.
– Хорошо, хорошо, не буду о твоих сектантах, раз они так тебе дороги, но подумай вот о чем: зачем тебе этот торговец канцтоварами? Неужели ты думаешь связать с ним свою жизнь? Да посмотри на него повнимательнее… Сколько ему? тридцать один? Ну вот, не мальчик уже. Понимаешь, куда я клоню? Не понимаешь? Не надо торопиться, вот что… Была бы ты уродка какая-нибудь, кривая, хромая… а то ведь – загляденье. Да и не бесприданница. Можно сказать, первая невеста в городе… только свистни – толпы женихов набегут.
– Мама, зачем ты это говоришь? Хочешь меня обидеть? Ведь сама же расхваливала его: Сережа, такой интересный молодой человек, такой культурный. А теперь он сразу стал торговцем канцтоваров… И все только потому, что он не ходит в твою церковь! Что-то я не пойму, что у тебя за подход такой оригинальный?
– Что значит «в твою церковь»? Это ведь и твоя церковь! Тебя в ней крестили. Или она уже не твоя?!

Марина замолчала. Она и в самом деле теперь не знала, какая же у нее теперь церковь?

Переспорить мать было невозможно. Поэтому Марина решила не вступать в пререкания. Просто молчала, зная, что именно молчание более всего действует на родителей.

Видя, что дочь не отвечает, Галина Даниловна прекратила нападки на Сергея, решив, что дочери нужно время, чтобы успокоиться и принять правильное решение.

* * *
– Ты не представляешь, как мне трудно, – жаловалась Марина Сергею.
– Отпустит, – сказал Сергей и добавил для убедительности, – фараон тоже не пускал Израиль в пустыню, ничего слушать не хотел.
– Моя мама не фараон, сравнил тоже… – обиделась девушка.
– Не обижайся, это я шучу.
– Неудачная шутка…

Сергей спорить не стал. На самом деле ему очень понравилось это сравнение: они, как ветхозаветные евреи, выходят из своего Египта, у них свой Исход…

* * *
В это время Галина Даниловна советовалась с отцом Валерием. Иерей, выслушав признание матери, проговорил, стараясь не забывать о певучести голоса:
– А я еще тогда подумал, когда Мариночка зашла с вопросами… дескать, беспокоится насчет подруги, нельзя ли посоветовать чего антисектантского? Вот что выясняется, вот откуда ветер дует… До сих пор себя корю, что не нашел времени войти в рассмотрение как следует. С сектантами бороться очень трудно. Вы им говорите о России, о традициях наших отцов и прадедов – это им все нипочем. По Библии спорить с ними тоже бесполезно. Они будут вилять, уклоняться, прятаться за цитаты. Тут их не собьешь. Если бы все было так просто им объяснить, протестантская ересь давно бы прекратилась. А то смотрите, дорогая Галина Даниловна, что творится: по всему миру этот протестантизм распространился… Сколько народов сбито им с толку. Не мудрено, ведь им враг рода человеческого помогает, на посылках у них…
– Слава Богу, что Россия держится, – сказала Галина Даниловна и перекрестилась. – Но я никак в толк не возьму, куда же смотрит наше правительство? Почему этих протестантов не разгонят?
– Наше правительство, дорогая Галина Даниловна, относится к протестантским церквам, как в царское время к домам терпимости. Их просто терпят. По нужде, ради дружбы с Европой. Права человека соблюдаем, прости Господи! Но это до времени, скоро всему их суемудрию придет конец. И это правильно. Вот послушайте, что писал в своем духовном завещании святитель Митрофан, епископ воронежский.

Отец Валерий достал потрепанную тетрадку и зачитал нараспев:
«Еще завещаю всякому чину своей епархии: православным христианам с еретиками и иноверцами, с католиками и лютеранами, кальвинистами и злобожными татарами (которых гнушается Господь и Церковь Божья с богомерзкими идолами их проклинает) в общение и содружество не входить, но как от врагов Божьих и ругателей церковных от тех удалятся, совсем с иноверцами содружества не иметь и во укоризну о вере не разговаривать ни с кем и обычаев их иностранных по традициям еретическим на соблазн христианам от них не слушать и это им запрещать накрепко. Татары — зловерные еретики, отступники Святой Церкви, и все они прокляты […]! Еретики, такие как лютеране, кальвинисты и католики, не советуют и не говорят церковной правды, но то, что человеческое, новообретенное и чуждое истинного благочестия. Татары — проклятые злобожники, в них никакого добра не находится, их подобает всячески приводить в благочестивую веру […], а в иноверцах все эти страсти господствуют, но многие верные люди и честные с ними ядят, не стыдясь, и не боятся греха».

– Какие чудные, богооткровенные слова! – почтительно сказала Галина Даниловна, – спасибо, батюшка, что просветили неразумную.
– Да вы сами подумайте, дорогая моя, что у протестантов может быть хорошего? Видел я по телевизору репортаж с их сборища. Скачут, как бесы перед заутреней.
– Господи Боже, помилуй мя грешную! – шепнула Галина Даниловна. – Этот Сергей ведь что хочет? Мариночку на свою сторону перетянуть. Чтобы она вместе с ним на Пустырную бегала. И свадьбу намерен сыграть в их молельне, по своему собачьему обряду.
– Что свадьба? – поддержал ее отец Валерий, – они и хоронят-то по-собачьи! Придут на погост, наговорятся досыта, погундосят свои псалмы да и кинут гроб в землю. Дуделки картонные! Все у них не по-людски. А насчет брака с сектантом я вам вот что скажу, уважаемая Галина Даниловна: я категорически против. Недавно ко мне приходили по этому самому вопросу. Мужчина обстоятельный, верхневолжский бизнесмен. Говорит, что жена впала в ересь. Я ему прямо сказал: «коли нет надежды на исправление – не мучайся, разведись сразу. Найди себе православную». Да и надежнее наши-то… Поэтому вот что я посоветую: проявите твердость, не уступайте. Бог милостив, не даст посрамления нашей вере. Пригрозите Марине, что лишите ее родительского благословения.
– Этот Сергей хочет борьбы. Так я ему устрою! Он у меня белый свет возненавидит! Наведу о нем справки. Найму людей. Он живо успокоится!!
– И правильно, – поддержал отец Валерий, – а что ваш супруг Алексей Михайлович?
– Что ему? Вы же знаете, он неверующий. Поначалу меня послушал, а как Марина перестала с нами разговаривать, да поплакалась перед ним, так ему жалко ее стало… говорит, пусть дочь сама решает, ей жить.

Отец Валерий подумал, что господин Пыжов ведет себя неправильно. И на храм жертвовать отказался, сказав, что лучше даст денег на детский дом. Надо будет поговорить кое с кем…
– Гоните прочь еретическую заразу из своего дома, вот вам мое твердое пастырское слово.

Идя домой, Галина Даниловна повторяла одни и те же слова: «Никакой свадьбы не будет!»

* * *
…Через неделю Марина улетела в Дортмунд на языковые курсы, куда ее отправил Алексей Михайлович по настоянию супруги.

Сергей стоически воспринял внезапный отъезд Марины.

– Отец поставил условие – не встречаться до моего приезда, – позвонила Марина перед самым вылетом, – говорит «пусть эти два месяца покажут, действительно ли мы любим друг друга». В общем, испытание разлукой. Ты не волнуйся, ничего не изменится. Просто съезжу на учебу. Буду зубрить там этот Deutsch.

«Скрытная она, вот скрытная, – сердился Сергей, – надо же, ничего не сказала… Неужели она все время будет так поступать?»