История смысла и смысл истории. Краткий курс

Валерий Ланин
 Гегель как-то заметил, что слово «история» в большинстве языков обладает двойным значением: «история» может относиться к «res gestae» (само прошлое непосредственно) и к «historia rerum gestarum» (рассказ о прошлом).Чтобы это заметить, собственно не надо быть и Гегелем. Под словом "история" будем подразумевать земное существование человека в его прошлом, настоящем и будущем, независимо от того, что об этом рассказывают.
 Что мы вообще называем смыслом любой вещи, в том числе истории?
 Приблизительный ответ очень прост: смыслом вещи называется ее истинное назначение, то есть, ее действительная, но не кажущаяся пригодность служить средством для той цели, для достижении которой назначена эта вещь. Подробней здесь http://www.wco.ru/biblio/books/vveden1/Main.htm?mos
 Смысл есть средство для достижения цели, к которой почему-то ещё следует стремиться. Отсюда ясно, что мы обязаны иметь в виду, когда говорим и о смысле истории (не говоря уж о смысле жизни). Вопрос о смысле истории совпадает с вопросом о цели истории. Как и для любой вещи, для истории должно быть соблюдаемо общее логическое правило: цель, осмысливающая данную вещь, находится не в ней самой, а вне неё. Другими словами: если только у истории есть какой-нибудь смысл, то он состоит в назначении и в действительной пригодности истории для осуществления такой цели, которая лежит вне истории всего человеческого рода - прошлого, настоящего и будущего.
 Вместе с тем мы должны признать следущее: если мы не верим в бессмертие, то нельзя уже верить и в смысл истории, в смысл нашего земного существования, ибо логические требования, вытекающие из содержания понятия "смысл", вынуждают нас полагать цель, осмысливающую это существование , вне этого существования.
 Этот вывод сохранит свое значение и в том случае, если бы кто-то неоспоримо доказал невозможность бессмертия; ведь логическая связь между понятиями не прекращается, если даже нигде нет объектов, соответствующих этим понятиям. Связь круга с его свойствами не прекратится, если исчезнут все круглые предметы...
 Смысл истории, таким образом, - в движении известного нам бытия с его главными предикатами конечности и смертности к инобытию, к бессмертию и бесконечности. Сегодня подобные вопросы, затрагивающие образ истреблённой смерти, лежат еще вне дискурсивной работы сознания. Подробней здесь  Ответ на вопрос о том, как относиться к динамике здешнего принципиально несовершенного и незавершённого бытия, т.е истории, лежит, в частности, в исихастской культуре православия.